Музей вернул народу имена

8274
Галия Шимырбаева

Музею Казахского национального театра драмы имени Мухтара Ауэзова 24 мая исполнилось 55 лет.

фото пресс-службы театра

Юбилей главный театр страны в этом году отметил с размахом и заранее. В рамках Всемирного дня музеев, который планета празднует 18 мая, он широко распахнул двери для всех желающих увидеть богатейшую экспозицию, расположившуюся на втором этаже – в паркетном зале театра.

Юбилейный вечер начался с заседания «круглого стола» для сотрудников Государственного музея Алматы, театроведов и СМИ. По словам ведущего сотрудника музея Наргиз Тамабеккызы, она всегда рада, когда зрители еще до начала спектаклей или во время антрактов, гуляя по театру, поднимаются на четвертый этаж, где попадают в историю театра – в музей.

– Я всегда говорю: чем хранить ценные экспонаты годами в закрытых от посторонних глаз помещениях и собирать пыль, надо показывать их людям, – сказала она. – У нас очень богатый архив. Есть, например, фотографии-подлинники начиная с 1926 года, когда была создана театральная труппа во главе с первым казахским драматургом Жуматом Шаниным. В 2013 году музей был обновлен и реконструирован. Сейчас там два зала. В первом собраны экспонаты с 1926 по 1970 год, во втором – с 1979-го по сей день. Для актеров наш музей святой уголок: сюда они приходят помолиться перед спектаклем. Говорят, помогает. Когда в 2016 году театр имени Ауэзова выехал в Японию с премьерным показом спектакля «Ахико из Актаса», то гастроли открылись выставкой экспозиции театрального музея.

После «круглого стола» состоял­ся показ спектакля «Двое», пос­тавленного приглашенным режиссером – художественным руководителем Немецкого теат­ра Казахстана Наташей Дубс. Его премьера состоялась два года назад, но поднятая там извечная проблема (мужчина и женщина соз­даны так, что обречены на поиски своей второй половины, хорошо, если родившиеся в разных мирах и даже планетах Он и Она найдут свое второе «я») не потеряет, видимо, своей актуальности никогда.

Зритель увидел на почти пус­той, то есть без декораций, сцене спектакль, созданный с помощью пластики и хореографии.

– Было приятно, когда директор театра имени Ауэзова Еркин Жуасбек не только пригласил меня поставить спектакль, но и предложил выбрать пьесу по своему усмотрению, – рассказывает режиссер. – Я остановилась на «Двое в кафе», одной из первых работ молодого драматурга Олжаса Жанайдарова, потому что мне очень хотелось поработать именно с молодежью. Традиционной читки пьесы у нас не было, мы просто проигрывали схожие с сюжетом пьесы ситуации-этюды. Для меня было важным, чтобы на сцене были сегодняшние простые люди, и, согласовав это с автором пьесы, попросила у него разрешения внести несколько корректив в текст, чтобы он отвечал злобе дня, а она у нас такая, что виртуальная жизнь все больше и больше заменяет реальную. Большую часть молодых актеров я знаю еще по Академии искусств имени Жургенова: преподавала и занималась с ними разными тренингами. Они невероятно пластичны, очень хорошо подготовлены физически, и у нас с ними получилось сотворчест­во, потому что я им предоставила полную свободу даже в выборе персонажей – кого, как и в каких сценах они хотели бы сыграть.

Отметила для себя особенность актеров казахского театра – здесь качество темперамента другое, и я, конечно, не могла не воспользоваться этим для решения каких-то сцен, но иногда и приходилось сдерживать рвущиеся из них эмоции и энергию. Для меня было важно, чтобы молодежь не просто танцевала, а думала на сцене, не пустилась в банальное выяснение отношений, а пыталась понять друг друга.

После спектакля «Ночь музеев» по-настоящему вступила в свои права. Играл оркестр, звучали пес­ни в живом исполнении молодых актеров и Нургали Нусипжанова, выступал с напутствием самый известный драматург Казахстана Дулат Исабеков. На фоне этой праздничной и очень уютной атмосферы торжественно открылась выставка с портретами 55 актеров и режиссеров, отобранными из фонда музея. После этого были показаны фрагменты из наиболее известных постановок театра имени Ауэзова – «Кровь и пот», «Материнское поле», «Енлик – Кебек» – с молодыми актерами в ролях и монолог из «Загадки Абая» в исполнении кумира многих театралов Болата Абдильманова.

Прошел парад сценических нарядов, которые без малого век назад надевали актеры первого профессионального казахского театра.

– У нас сохранились чапаны, сделанные руками народных мастериц, – рассказывает Наргиз Тамабеккызы. – Когда в конце 20-х годов прошлого века театр начинал свою деятельность, то цехов по пошиву костюмов и изготовлению бутафории не было, и актеры часто выходили на сцену в том, что дарил народ.

В музее театра имени Ауэзова есть фотографии 1926 года, афиши 40–50-х годов, сценические кос­тюмы легенд казахского теат­ра Шакена Айманова, Калибека Куанышбаева, Капана Бадырова, Хадиши Букеевой, Идриса Ногайбаева, Шолпан Жандарбековой, Сабиры Майкановой, а также коллекция портретов великих казахских актеров-самородков, написанных кистью их не менее выдающихся современников – Сахи Романова и Гульфайрус Исмаиловой. Среди уникальных экспонатов – групповые фотографии, где некоторые лица заретушированы черным. Эти люди были репрессированы в страшном 1937 году. Сценичес­кие костюмы Шакена Айманова и Хадиши Букеевой стали визитной карточкой музея. Например, наряды Петруччио и Катарины из легендарного спектакля «Укрощение строптивой», где блистали эти двое великих. Их бережно хранят под стеклом, но в 2018 году, когда театр отмечал свое 50-летие, молодые актеры театра стали живыми манекенами для костюмов, в которых выступали Шакен Айманов и Хадиша Букеева.

Популярное

Все
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Зима будет теплой
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Запущен завод по переработке мяса птицы
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Уверенный рост экономики Приаралья
Президент подписал закон об искусственном интеллекте
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
«Не нужно ехать за рубеж»: уникальные технологии объединил онкоцентр в Астане
Касым-Жомарт Токаев подписал закон об изменениях в КоАП
В Правительстве начнут устранять разрыв между ростом экономики и зарплатами казахстанцев
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
В Жамбылской области дан старт строительству парогазовой электростанции
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Победный выезд «Барыса»
Почти 420 млн тенге «заработала» астанчанка на махинациях с авто из Южной Кореи
В Астане вводят ограничения из-за ухудшения эпидситуации
Первая газовая турбина установлена в главном корпусе «ПГУ Туркестан»
В Казахстане начали применять протонную терапию
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Зампред КНБ отправлен в отставку
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената

Читайте также

Казахстанцы стали меньше курить
В Мангыстау открылись три новых пожарных центра
Поддержка для кандасов
Дополнительная поддержка с применением скоринговой модели

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]