Музей вернул народу имена

8222
Галия Шимырбаева

Музею Казахского национального театра драмы имени Мухтара Ауэзова 24 мая исполнилось 55 лет.

фото пресс-службы театра

Юбилей главный театр страны в этом году отметил с размахом и заранее. В рамках Всемирного дня музеев, который планета празднует 18 мая, он широко распахнул двери для всех желающих увидеть богатейшую экспозицию, расположившуюся на втором этаже – в паркетном зале театра.

Юбилейный вечер начался с заседания «круглого стола» для сотрудников Государственного музея Алматы, театроведов и СМИ. По словам ведущего сотрудника музея Наргиз Тамабеккызы, она всегда рада, когда зрители еще до начала спектаклей или во время антрактов, гуляя по театру, поднимаются на четвертый этаж, где попадают в историю театра – в музей.

– Я всегда говорю: чем хранить ценные экспонаты годами в закрытых от посторонних глаз помещениях и собирать пыль, надо показывать их людям, – сказала она. – У нас очень богатый архив. Есть, например, фотографии-подлинники начиная с 1926 года, когда была создана театральная труппа во главе с первым казахским драматургом Жуматом Шаниным. В 2013 году музей был обновлен и реконструирован. Сейчас там два зала. В первом собраны экспонаты с 1926 по 1970 год, во втором – с 1979-го по сей день. Для актеров наш музей святой уголок: сюда они приходят помолиться перед спектаклем. Говорят, помогает. Когда в 2016 году театр имени Ауэзова выехал в Японию с премьерным показом спектакля «Ахико из Актаса», то гастроли открылись выставкой экспозиции театрального музея.

После «круглого стола» состоял­ся показ спектакля «Двое», пос­тавленного приглашенным режиссером – художественным руководителем Немецкого теат­ра Казахстана Наташей Дубс. Его премьера состоялась два года назад, но поднятая там извечная проблема (мужчина и женщина соз­даны так, что обречены на поиски своей второй половины, хорошо, если родившиеся в разных мирах и даже планетах Он и Она найдут свое второе «я») не потеряет, видимо, своей актуальности никогда.

Зритель увидел на почти пус­той, то есть без декораций, сцене спектакль, созданный с помощью пластики и хореографии.

– Было приятно, когда директор театра имени Ауэзова Еркин Жуасбек не только пригласил меня поставить спектакль, но и предложил выбрать пьесу по своему усмотрению, – рассказывает режиссер. – Я остановилась на «Двое в кафе», одной из первых работ молодого драматурга Олжаса Жанайдарова, потому что мне очень хотелось поработать именно с молодежью. Традиционной читки пьесы у нас не было, мы просто проигрывали схожие с сюжетом пьесы ситуации-этюды. Для меня было важным, чтобы на сцене были сегодняшние простые люди, и, согласовав это с автором пьесы, попросила у него разрешения внести несколько корректив в текст, чтобы он отвечал злобе дня, а она у нас такая, что виртуальная жизнь все больше и больше заменяет реальную. Большую часть молодых актеров я знаю еще по Академии искусств имени Жургенова: преподавала и занималась с ними разными тренингами. Они невероятно пластичны, очень хорошо подготовлены физически, и у нас с ними получилось сотворчест­во, потому что я им предоставила полную свободу даже в выборе персонажей – кого, как и в каких сценах они хотели бы сыграть.

Отметила для себя особенность актеров казахского театра – здесь качество темперамента другое, и я, конечно, не могла не воспользоваться этим для решения каких-то сцен, но иногда и приходилось сдерживать рвущиеся из них эмоции и энергию. Для меня было важно, чтобы молодежь не просто танцевала, а думала на сцене, не пустилась в банальное выяснение отношений, а пыталась понять друг друга.

После спектакля «Ночь музеев» по-настоящему вступила в свои права. Играл оркестр, звучали пес­ни в живом исполнении молодых актеров и Нургали Нусипжанова, выступал с напутствием самый известный драматург Казахстана Дулат Исабеков. На фоне этой праздничной и очень уютной атмосферы торжественно открылась выставка с портретами 55 актеров и режиссеров, отобранными из фонда музея. После этого были показаны фрагменты из наиболее известных постановок театра имени Ауэзова – «Кровь и пот», «Материнское поле», «Енлик – Кебек» – с молодыми актерами в ролях и монолог из «Загадки Абая» в исполнении кумира многих театралов Болата Абдильманова.

Прошел парад сценических нарядов, которые без малого век назад надевали актеры первого профессионального казахского театра.

– У нас сохранились чапаны, сделанные руками народных мастериц, – рассказывает Наргиз Тамабеккызы. – Когда в конце 20-х годов прошлого века театр начинал свою деятельность, то цехов по пошиву костюмов и изготовлению бутафории не было, и актеры часто выходили на сцену в том, что дарил народ.

В музее театра имени Ауэзова есть фотографии 1926 года, афиши 40–50-х годов, сценические кос­тюмы легенд казахского теат­ра Шакена Айманова, Калибека Куанышбаева, Капана Бадырова, Хадиши Букеевой, Идриса Ногайбаева, Шолпан Жандарбековой, Сабиры Майкановой, а также коллекция портретов великих казахских актеров-самородков, написанных кистью их не менее выдающихся современников – Сахи Романова и Гульфайрус Исмаиловой. Среди уникальных экспонатов – групповые фотографии, где некоторые лица заретушированы черным. Эти люди были репрессированы в страшном 1937 году. Сценичес­кие костюмы Шакена Айманова и Хадиши Букеевой стали визитной карточкой музея. Например, наряды Петруччио и Катарины из легендарного спектакля «Укрощение строптивой», где блистали эти двое великих. Их бережно хранят под стеклом, но в 2018 году, когда театр отмечал свое 50-летие, молодые актеры театра стали живыми манекенами для костюмов, в которых выступали Шакен Айманов и Хадиша Букеева.

Популярное

Все
Установки на укрепление стабильности
Идеологические столпы Справедливого Казахстана
Ресурсы нужно экономить
Соглашение о стратегическом партнерстве на $2,5 млрд: какие планы у John Deere в Казахстане
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Беспорядки в Танзании: сообщается о сотнях погибших
За знаниями – в новые школы
Итоги открытого Кубка Президента РК
Театр имени Наталии Сац с триумфом отмечает юбилей
Новая казахстанская AI-платформа превращает ИИ в инструмент для бизнеса
Университеты должны стать "фабрикой будущего"
Елена Рыбакина попала в группу Серены Уильямс
Стерильно, автономно, бесперебойно
Зоозащитники предлагают
Казахстан может стать лидером на рынке критически важных минералов
Заглянуть в древнюю историю тюрков
Пленные из КНДР в Киеве просят передать их Южной Корее
Дом должен быть местом, где тебя любят и понимают
В Алматинской области возрождают знаменитый «апорт»
Дорожные службы готовы к зиме
Хаб больших возможностей
Обновили рекорд юношеских азиад
Сельчане добились закрытия незаконной свалки
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Лювак для бодрости
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
За пловом и природой – в Таджикистан
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу

Читайте также

Глаз – алмаз!
Стали прокурорами студенты
Самострой продолжает процветать
Отреагировали оперативно

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]