О предварительных итогах работы, проделанной в рамках этого программного документа, говорилось на недавней международной конференции, прошедшей в Астане с участием Государственного секретаря, председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Гульшары Абдыкаликовой, Постоянного координатора ООН Норимасы Шимомуры, членов Нацкомиссии, руководителей центральных государственных и местных исполнительных органов, послов иностранных государств, представителей международных организаций, институтов гражданского общества, казахстанских и зарубежных экспертов, средств массовой информации.
А сегодня о важных аспектах и достижениях в рамках реализации стратегии мы поговорим в нашем интервью с заместителем председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Еленой ТАРАСЕНКО.
– В Казахстане завершается реализация Стратегии гендерного равенства. Программный документ был разработан по поручению Главы государства на IV Форуме женщин РК в 2005 году и утвержден Указом Президента 29 ноября того же года, – отметила она. – Республика получила уникальный, статусный документ, который четко определил основные направления развития гендерной и семейно-демографической политики, обозначил сроки и пути реализации. Во исполнение целей, указанных в стратегии, Правительством были последовательно утверждены три плана мероприятий, в которых расписывались задачи с закреплением ответственных государственных органов.
Принятие стратегии стало важным шагом нашего государства на пути к обществу с высоким политическим сознанием и гражданской активностью, развитой институциональной основой для продвижения гендерного баланса, расширения социально-экономических, общественно-политических возможностей женщин, укрепления здоровья нации, обеспечения условий для духовно-нравственного развития общества.
На сегодня выполнены рекомендации Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в части законодательного обеспечения. Гендерная политика регулируется двумя законами: «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», «О профилактике бытового насилия». Казахстаном ратифицировано 12 международных документов в сфере гендерного равенства. Наша страна присоединилась к четырем основополагающим документам ООН. Это Декларация об искоренении насилия в отношении женщин 1993 года, Пекинская декларация и Платформа действий 1995 года, Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций 2000 года, декларация «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития (ЦУР) до 2030 года» 2015 года.
– Все международные эксперты как один отмечали успехи в развитии женского предпринимательства. Что этому способствовало? – Согласно Глобальному индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Казахстан занял 26-е место в 2015 году по показателю «Работающие женщины, доля по отношению к мужчинам». У нас 658,3 тысячи (45%) субъектов малого и среднего бизнеса возглавляют женщины. Они же обеспечивают 30% всех рабочих мест в МСБ Казахстана. Вклад женщин в формирование ВВП страны достигает 40%.
Уровень безработицы женщин в 2006 году был 9,2%, в 2015 году – 5,6%. Соотношение заработной платы женщин относительно мужчин увеличилось с 62% в 2006 году до 67% в 2015 году. Всему этому способствовала большая поддержка женщин в рамках государственных программ «Дорожная карта бизнеса-2020», «Дорожная карта занятости-2020».
За последние четыре года, по данным местных исполнительных органов, в мероприятиях «дорожной карты» приняли участие около 600 тысяч человек, из них 49% – женщины, в их числе почти половина жителей сельской местности. За этот же период трудоустроено более 220 тысяч женщин, или более 30% из общего числа трудоустроенных. Трудоустройство осуществлено через профессиональное обучение или предоставление микрокредитов, открытие социальных рабочих мест. Немалую роль сыграло проведение широкомасштабной информационно-разъяснительной работы среди женщин в целях повышения их информированности о защите своих прав в социально-трудовой сфере и возможностях участия в госпрограммах.
К примеру, Ассоциация деловых женщин Казахстана проводила курсы по бесплатному обучению и переквалификации безработных женщин профессиям, востребованным на рынках труда (при поддержке компании «Шеврон»). Ассоциацией женщин «Мөлдiр» (Алматы) реализовывалась программа по мотивации женщин к занятию предпринимательской деятельностью. Сейчас же большие перспективы раскрывает перед казахстанками План нации «100 конкретных шагов», выдвинутый Главой государства и направленный на решение задачи по вхождению в тридцатку развитых стран мира.
– Как вы оцениваете продвижение женщин в области политики? – Достижение 30-процентной представленности женщин на уровне принятия решений – это один из базовых индикаторов стратегии. Мы, конечно, в этом плане продвинулись: если 10 лет назад представленность в Мажилисе составляла только 10%, то сегодня уже 27,1%. В маслихатах всех уровней представленность женщин достигла 22,2% от общего числа избранных депутатов, в 2006 году данный показатель составлял 16,7%. Ряд областей – Павлодарская, Северо-Казахстанская и Западно-Казахстанская – приблизились к 30-процентной представленности женщин в местных представительных органах, а в Костанайской области этот показатель составил 31,6%.
Считаю, что этому способствовали очень большая работа политических партий, рост и профессиональное становление неправительственных организаций – 300 НПО работают сегодня в сфере гендерного равенства. Благодаря усилиям Национальной комиссии создана республиканская сеть школ женского лидерства, в которую вошли 69 НПО из всех областей республики. Во всех регионах работают клубы женщин-политиков с привлечением ведущих женщин-политиков Казахстана. Действует проект «Женское политическое лидерство», реализуемый Ассоциацией деловых женщин Казахстана. Все это просто не могло не способствовать успеху, достигнутому на недавних выборах в депутаты Мажилиса Парламента.
– Социальное самочувствие женщин – один из важных акцентов стратегии. Хранительницы домашнего очага теперь более защищены? – В стратегии были определены важные позиции в области здоровья нации, социальной защиты женщин и ребенка. Благодаря осуществлению скрининговых программ, внедрению современных медицинских технологий материнская смертность за 10 лет снизилась больше чем в три с половиной раза, младенческая смертность – почти в полтора раза. В результате принятых эффективных мер ожидаемая продолжительность жизни граждан уже увеличилась с 66,1 до 71,6 лет.
Сегодня социальная модель поддержки семьи представлена системой государственных пособий и услуг, направленных на стимулирование роста рождаемости, повышение престижа и авторитета многодетных семей, поддержку семей с детьми-инвалидами. С 2014 года действует единовременная денежная выплата в связи с усыновлением детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Продолжается работа по внедрению новых подходов к оказанию малообеспеченным семьям государственной адресной поддержки – это дает возможность стимулировать такую семью получать новый размер социальной помощи при условии участия ее трудоспособных членов в программах занятости и подписании социального контракта.
В целом принимаемые меры благоприятно отразились на демографической ситуации в стране: если в 2006 году родилось чуть более 300 тысяч детей, то в 2015-м – 399 тысяч. В целях увеличения пенсионных накоплений женщин, достижения адекватного уровня пенсионного обеспечения с 2014-го введено субсидирование обязательных пенсионных взносов работающим женщинам в период нахождения в отпусках по уходу за детьми в возрасте до одного года. И уже в 2015 году на индивидуальные пенсионные счета почти 100 тысячам женщин переведено 4 миллиарда тенге. Такой меры поддержки женщин нет ни в одной стране.
Один из важных блоков в стратегии – это профилактика бытового насилия. Если 10 лет назад вообще не говорили на эту тему, то сегодня создана целостная система по борьбе с этим социальным злом: принят Закон «О профилактике бытового насилия». В системе МВД работают подразделения по борьбе с насилием в отношении женщин, действуют 28 кризисных центров для женщин и мужчин, попавших в трудную жизненную ситуацию.
– Международные эксперты высказывали на конференции критические замечания по ряду позиций стратегии. Вы согласны с ними? – Вы видели высокий уровень представительства на прошедшей международной конференции – выступали министры, депутаты Парламента, представители международных организаций, эксперты. Это говорит об интересе к теме и о том, что сегодняшний разговор, дискуссии важны для Национальной комиссии как в плане подведения итогов, так и в плане выстраивания дальнейших планов.
Конечно, мы чего-то еще не достигли, и это естественный процесс. И предстоит, как отметил в своем выступлении Постоянный координатор ООН Норимаса Шимомура, достаточно длинный путь, чтобы достичь равенства обоих полов в Парламенте, еще больше предстоит сделать на рынке труда, в образовании, здравоохранении и в других сферах для того, чтобы стимулировать женщин к более активному участию в жизни общества.
Мы называем положительные цифры, но и говорим о том, что у нас недостаточно представлены женщины на уровне принятия решений в центральных государственных и местных исполнительных органах власти. В корпусе А только 15,3% женщин, а в корпусе Б – 55,4%, политических государственных служащих 9,7%, значит, большую нишу женщины занимают там, где решения не принимаются. Выходит, нам есть еще над чем работать.
Нам говорят, что на рынке труда сложилась ситуация, когда имеют место ограничения в доступе девушек и женщин к некоторым техническим специальностям. Известно, что, согласно сложившемуся стереотипу, женщин не всегда допускают к техническим работам, даже если они соответствуют по всем параметрам. Мы работаем над этой проблемой, но нужно понимать, что существует группа специальностей, относящихся к вредным либо опасным производствам. Думаю, что один из недостатков имплементации стратегии – слабо реализованный потенциал ответственных лиц в министерствах и ведомствах. При разработке будущего документа в целях повышения эффективности реализации гендерной и семейно-демографической политики мы учтем данный фактор.
Считается, что недостаточный акцент сделан на семейной политике, хотя в последние годы мы видим, что вопросам укрепления института семьи уделяется много внимания. По инициативе Главы государства учрежден День семьи, Национальный конкурс «Мерейлi отбасы», действует Общенациональный план по укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей. Все эти мероприятия направлены на решение задачи по сбережению населения страны и доведения его до 20 миллионов человек до 2020 года.
Безусловно, сегодня необходимо принимать еще больше мер для социальной поддержки женщин-матерей, создавать условия для воспитания детей в семье, повышать роль отцов, что, несомненно, скажется на популяризации семейных ценностей, которые в глобализирующемся мире, увы, подвергаются деформации.
– Государственный секретарь, председатель Национальной комиссии Гульшара Абдыкаликова в своем выступлении говорила о том, что в новом документе будет уделено внимание семейно-демографической политике. Каким будет новый документ? Какие наработки уже есть? – У нас уже давно возникла необходимость разработки отдельного концептуального документа по семейной политике, и уже есть определенные наработки, подготовлены варианты документа. Но когда мы говорим о гендерной стратегии или о гендерной концепции, то, безусловно, подразумеваем и тему семьи. Много было различных мнений, дискуссий, и мы склоняемся к тому, что это должен быть единый программный документ, где будут прописаны задачи по гендеру и семейно-демографической политике с учетом глобальных трендов, основанные на национальных особенностях нашей страны.
Правда, международные эксперты, я думаю, опасаются, что мы уйдем от гендерной политики в сторону семьи. Но это не так, потому что именно в семье прививается осознание равных прав, которые у нас есть, представление о равных возможностях мужчин и женщин во всех сферах жизни, поэтому и невозможно отделить одно от другого. Пример семьи, где формируются обязанности и ответственность отцов и матерей перед своими детьми, обязательства детей перед старшими – это ведь тоже гендерные роли, поэтому мы все хотим увязать. И мы думаем, что это будет сбалансированный документ.
– За «круглым столом», состоявшемся после конференции, звучало много идей по поводу того, что должно быть отражено в будущей концепции. Назовите, пожалуйста, самые злободневные из них.– Всех интересовали проблемы мира, безопасности, угрозы терроризма. Много говорилось о беженцах, о ВИЧ-инфицированных, которые должны рожать здоровых детей. Сейчас идет процесс сбора предложений буквально от всех заинтересованных сторон – центральных государственных и местных исполнительных органов, представителей политических партий, институтов гражданского общества, религиозных конфессий, отечественных и международных экспертов – все они присутствовали на обсуждении за «круглым столом».
Как известно, в 2016 году завершается реализация Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006–2016 годы. Нам необходимо разработать новый программный документ по гендерной и семейной-демографической политике в контексте целей и задач, обозначенных Президентом Нурсултаном Назарбаевым в Стратегии «Казахстан-2050», а также Целей устойчивого развития ООН.
Этот документ должен четко определить цели, задачи, механизмы и ожидаемые результаты реализации гендерной и семейно-демографической политики. В нем, как отмечено Государственным секретарем, должен быть отдельный раздел по семейно-демографической политике. При разработке необходимо учесть рекомендации и предложения наших международных партнеров.
Нам необходимо совместными усилиями подготовить качественный содержательный документ по продвижению гендерного равенства и развитию семейно-демографической политики на основе современных международных стандартов стран ОЭСР.