
В дискуссиях, состоявшихся под председательством главы комитета Бырганым Айтимовой, приняли участие депутаты Сената, руководители и представители органов государственного управления, НПП «Атамекен», руководство и ведущие специалисты научных организаций, вузов, крупнейших объединений ученых.
Депутат Сената Парламента, академик Бакытжан Жумагулов, подводя итоги встречи, отметил быстрые темпы развития казахстанской науки и научно-инновационного сектора страны. В частности, идет активное становление инновационного процесса в сельском хозяйстве. Среди важнейших решаемых задач – устранение барьеров между фермерами, аграрной наукой и бизнесом, эффективная государственная поддержка, внедрение цифровых технологий.
Есть перспективные достижения в горно-металлургическом и нефтегазовом секторах. Как отмечали участники диалога, имеются определенные результаты и в других сферах. Об этом говорит, например, то, что по публикациям в авторитетных научных изданиях казахстанские ученые устойчиво вышли на уровень 2,5 тыс. научных статей в год. Тогда как еще в 2010 году их было 300. Рост почти в 10 раз – серьезный результат и заметный вклад в мировую науку.
В стране также начат процесс коммерциализации научных достижений. Принципиальным шагом стало внедрение софинансирования научных разработок со стороны бизнеса. Есть подвижки в стратегическом управлении наукой, на серьезный уровень поднимается анализ мировых трендов. Фонд науки начал системное проведение форсайтных исследований.
Это, конечно, не грандиозные успехи, но они особо значимы, поскольку наша наука развивается в непростых условиях. Ключевая проблема состоит в том, что у отечественного бизнеса нет системного спроса на науку и технологические достижения. Это объективный факт, имеющий несколько причин: сырьевой характер экономики, большая доля иностранного бизнеса, ориентированного на инновации своих стран, отсутствие у казахстанских предпринимателей навыка выживания в условиях жесткой технологической конкуренции и системных стимулов к обновлению производства. Кроме того, на внутреннем рынке нет достаточно дешевых, но передовых технологий, готовых к внедрению.
Поэтому не случайно Президент страны Нурсултан
Назарбаев в Послании нынешнего года во главу угла поставил переход Казахстана на качественно новый уровень развития. Основой должно стать внедрение самых современных технологий. Для этого нам нужно решить ряд проблемных вопросов в научно-инновационной сфере. Бакытжан Жумагулов озвучил некоторые из них.
Первое. Важно избежать опасности рассмотрения науки только сквозь призму финансового успеха. Есть и такой результат, как вклад в общую систему знаний и качество образования, или иначе говоря – в человеческий капитал, который сейчас играет превалирующую роль в обеспечении конкурентоспособности.
Это прежде всего фундаментальная наука. Ее поддержка должна быть постоянной и солидной, чтобы эффективно выполнялась другая не менее важная задача по созданию надежной базы для прикладных исследований.
Второе. Судьбу нашей науки решит наш бизнес. И это не преувеличение. Будет спрос на инновации – наука получит импульс к развитию. Поэтому чрезвычайно важно выполнить задачу, поставленную в Послании Президента по «стимулированию спроса на новые технологии со стороны реального сектора».
Для ее решения необходима серьезная законотворческая работа.
– Не секрет, что такой вопрос поднимался в нашей научной сфере и раньше, но постоянно оказывался «замятым». Так действовать нельзя. Надо сконцентрировать на этой проблеме усилия целого ряда министерств, Правительства, Парламента и добиться действенного результата. На первый план выходят продуманные концепции, стратегическое планирование законопроектных работ, системность и скоординированность действий всех сторон, – подчеркнул Бакытжан Жумагулов.
Третье. Сейчас упор сделан на формирование исследований по тематикам, предлагаемым самими учеными. Это не самый лучший подход для практической отдачи. Пора запускать и обратный процесс – постановку задач перед учеными со стороны реального сектора. Это тоже непросто, но подвижки уже есть. Например, Фонд науки начал сбор технологических задач предприятий. Данное новшество необходимо поддержать законодательно.
Четвертое. В мировой практике грантовые исследования налогом не облагаются.
– У нас же на выполняемые в 2018–2020 годах научно-исследовательские работы установлен налог НДС 12%. Нужны законодательные меры по исправлению ситуации. На уровне министерств уже приступили к решению этой задачи. Думаю, депутаты Парламента поддержат инициативу на законодательном уровне, – отметил депутат.
Пятое. Системное недофинансирование научно-исследовательских работ. Правилом стало, что в конкурсных условиях указываются одни рамки для сумм на проект, а в итоге выделяются другие суммы, гораздо меньшие заявленных.
Шестое. По-прежнему много вопросов в научной среде вызывает экспертиза отечественных проектов зарубежными учеными. Есть мнения «за», есть «против». С одной стороны – это целесообразно, чтобы быть на мировом уровне. С другой – опасно для исследований. В частности, нельзя забывать о промышленном шпионаже.
В Гражданском и Предпринимательском кодексах есть понятия служебной и коммерческой тайны. На этой основе можно подумать о механизмах защиты и потенциально коммерчески значимой научной информации. Это интересная тема, в том числе с законодательной точки зрения.
Седьмое. Здесь надо вести речь о финансировании науки в целом: 0,14–0,17% от ВВП – этого недостаточно. В Китае, например, на финансирование науки выделяется 2,1% от ВВП. При этом идет по-настоящему взрывной рост патентования – за 10 лет в 10 раз. А это реальный показатель вклада ученых в экономику.
Как отметил депутат, необходимо в соответствии с поручениями Президента добиться увеличения финансирования науки до 1% ВВП. Для этого необходимо использовать апробированные в мировой практике механизмы. Среди них не только бюджетная поддержка, но и льготное налогообложение, таможенные льготы, стимулы для инвестиций, лизинг научного оборудования.