
История
Заводу нет аналога на всем постсоветском пространстве. Здесь применены самые совершенные технологии, которые позволяют выпускать 120-метровые рельсы для высокоскоростных железнодорожных магистралей. С вводом данного производства Казахстан фактически изменил всю коньюнктуру рынка рельсового производства.
Развитию железнодорожной отрасли в РК придается стратегическое значение. И строительство такого мощного высокотехнологичного производства для обеспечения внутреннего рынка собственными железнодорожными рельсами и средним фасонным металлопрокатом объясняется велением времени. Реализация проекта была на личном контроле у Главы государства Нурсултана Назарбаева. Основным кредитором выступило АО «Банк Развития Казахстана», а акционерами – АО «Ремлокомотив» (АО «НК «КТЖ») – 30% и ТОО «Транспортные технологии» – 70%. Объем инвестиции составил 411,9 млн долларов.
Стройка поистине стала всенародной. В возведении АРБЗ были задействованы специалисты почти из всех регионов страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Строительство велось ускоренными темпами. Фундамент нового предприятия был заложен в 2013 году. В 2015 году на заводе были введены в строй первая в РК испытательная лаборатория по оценке качества рельсов и фасонного проката, а также газопоршневая электростанция мощностью 38,9 МВТ для полного обеспечения потребности завода в собственной электроэнергии. А уже к концу года на объекте был произведен горячий запуск основного цеха и начались пуско-наладочные работы. Как известно, старт этому технологическому процессу дал лично Президент страны в ходе общенационального телемоста.
Пуск АРБЗ произведен в строго намеченные сроки, и уже в начале 2016 года выдана первая продукция, которую так ждали в железнодорожной отрасли страны. А это рельсы длиной от 25 до 120 метров для высокоскоростных магистралей, балки, швеллера и многое другое.
Производство
Завод занимает площадь в 76 га. Мощность его рассчитана на выпуск до 430 тыс. тонн высококачественного проката в год, в том числе 200 тыс. тонн 120-метровых рельсов для высокоскоростных железнодорожных магистралей, а также до 230 тыс. тонн фасонного проката. Этого объема вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности внутреннего рынка Казахстана и выйти затем на внешние рынки сбыта. В течение часа с конвейера завода будет выходить до восьми 120-метровых рельсов. По простым расчетам, это 500 метров железной дороги в час. По плану на проектную мощность завод выйдет к концу 2016 года. Технология, применяемая здесь в процессе закалки конечной продукции, уникальна тем, что ее можно адаптировать к любым маркам стали и добиваться самых высоких показателей по качеству рельсов. Ноу-хау отвечает всем международным требованиям по безопасности движения поездов. То есть прокатный стан с мировым именем Primetals Technologies ItalyS.r.l. (Siemens-VAI) и контроль технологии со стороны специалистов итальянской компании гарантируют высокое качество и конкурентноспособность выпускаемой продукции. В марте текущего года она успешно прошла сертификацию на соответствие всем предъявляемым требованиям. На предприятии внедрена интегрированная система менеджмента качества, создано более 860 новых рабочих мест. В настоящее время здесь трудятся 750 человек. В основном это местные кадры. Приглашены также специалисты из ряда металлургических предприятий РК, в том числе из ближнего зарубежья – России, Украины. Компания продолжает подбирать и обучать молодых специалистов на базе Актюбинского регионального госуниверситета, Карагандинского химико-технологического вуза, направляет на учебу в зарубежье.
Рынок
Проблем со сбытом продукции у завода нет: с АО «НК «КТЖ» подписан десятилетний контракт на поставку рельсов в объеме 100 тыс. тонн ежегодно. Заключаются контракты с казахстанскими строительными компаниями по продаже фасонного проката. В то же время отрабатываются рынки Узбекистана, Таджикистана, Беларуси и России.
Продукция завода рассчитана для путей с совмещенным движением на высокоскоростных магистралях и в то же время – в сурово климатических условиях. Фасонный прокат будет выпускаться для производства строительной продукции. В рамках договорных обязательств перед АО «НК «КТЖ» рельсы уже поставлены на строительство вторых железнодорожных путей линии Алматы-1 – Шу, магистрали Паромного комплекса в порту «Курык», а также для нового вокзального комплекса города Астаны. Помимо этого, продукция ТОО «АРБЗ» активно используется при строительстве железнодорожных технологических путей промышленного назначения.
Стоит отметить, что первый выпуск рельсов осуществлен в рамках проведения на базе компании Форума партнеров АО «НК «КТЖ», где были подписаны меморандумы о сотрудничестве между ТОО «АРБЗ» и железнодорожными администрациями Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Азербайджана, Грузии и Беларуси. И первыми качество продукции высоко оценили представители АО «Узбекистон темир йуллари». По этому адресу до конца текущего года планируется поставить рельсы Р65 в объеме 15 тыс. тонн для строительства железной дороги Навои – Канимех – Мискен. Осуществляется поставка рельсов также в адрес таких крупных российских горно-металлургических предприятии, как Михайловский и Лебединский ГОК, входящих в состав холдинга ООО «УК Металлоинвест». Сегодня ведутся переговоры с Московским метрополитеном по заключению договоров на поставку рельсовой продукции. В качестве основных потенциальных клиентов у АРБЗ также страны Персидского залива, Восточной Европы, Китая.
Развитие
В будущем году завод намерен наладить выпуск фасонного проката. В то же время для выхода на мировые рынки и удовлетворения потребностей европейского стандарта планируется освоение производства рельсов нового вида – 60E1 и 60E2 – в соответствии с евростандартом EN 13674-1:2011. Продукция этого типа используются в таких странах, как Иран, ОАЭ, страны Европы, Африки. Ведется работа по продвижению инструментов экспортного финансирования и кредитования. Эти процедуры планируется осуществить с помощью Банка развития Казахстана и АО «КазЭкспортГарант». При содействии АО «KAZNEX INVEST» представители компании принимают активное участие в торговых миссиях и международных металлургических выставках. С целью продвижения рельсов РП65, предназначенных для строительства подъездных и технологических путей, налаживается сотрудничество с казахстанскими и зарубежными проектными институтами по использованию отечественных рельсов.
В настоящее время здесь разрабатывается концепция создания металлургического кластера, в частности, планируется создать собственное сталеплавильное производство.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алибек КУШКИМБАЕВ, технический директор ТОО «АРБЗ»:
– Работаю на предприятии с октября 2014 года. Это уникальный завод. Все оборудование на заводе импортное. Здесь применена самая новейшая технология последнего поколения. Прошел обучение в Италии. Специалистов такого узкого профиля в Казахстане еще мало, поэтому завод набирает в большей мере тех, кто имеет опыт работы в металлургии. Вот с Павлодара пригласили специалистов по прокату, в технических службах – полностью местные кадры. Многие проходят обучение на базе предприятия. Сегодня завод выпускает 25-метровые, 70-метровые, 100-метровые и 120-метровые рельсы – все в зависимости от заявок. Потребители просят и 12,5-метровую продукцию. В этом и уникальность технологии. Недавно в Актобе прошел инвестфорум, на котором АРБЗ подписал меморандум о поставке рельсов для Алматинского метрополитена. Качество нашей продукции самое высокое. Первую ее партию мы поставили на внутренний рынок – в район станции Шу.
Станислав РЕВЕНКО, начальник лаборатории химического анализа:
– О родном заводе могу сказать, что это уникальный проект. Я очень рад, что работаю здесь. Пришел сюда в апреле 2014 года. На тот момент нашей лаборатории еще не было – шло строительство. И я рад, что буквально с нуля и до пуско-наладки лабораторного оборудования принимал в этом личное участие. Наша основная задача – проведение испытаний готовой продукции. В частности, моя лаборатория занимается проведением химанализа стали в рельсах. Всего в состав центральной заводской лаборатории входит 4 таких подразделения и у каждого свое направление. Одни занимаются проведением механических испытаний на твердость, ударную вязкость, растяжение. Другие – изучают структуру металла, ведут контроль геометрии, прямолинейности. Что касается нас, то мы даем заключение по химсоставу и содержанию газов в стали. В моей лаборатории работают 9 человек. Все – местные специалисты. Многие окончили вуз. Наш коллектив интернациональный. Работают здесь люди из всех регионов Казахстана, есть специалисты из России, Украины. Сам я родом из Южного Казахстана. Окончил международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. Прошел обучение в Центре изучения материалов в Риме.
Николай ЧУБИЧ, слесарь по гидравлическому оборудованию:
– Такой завод-гигант не может не впечатлять. Он построен в короткие сроки и разместился на огромной территории. С приходом сюда моя судьба круто изменилась. На базе завода повысил свою квалификацию, а иначе никак нельзя – оборудование здесь полностью европейского образца. Я отвечаю за исправную работу сложных узлов: цилиндров, клапанов... Главное – обеспечивать своевременный ремонт, чтобы оборудование служило дольше. Наша бригада обслуживает полностью весь завод. При неисправности нас вызывают операторы, и мы тут же принимаемся за устранение неполадки. Работа очень интересная, так как на заводе внедрена самая новейшая технология. В перспективе хочу обучиться смежной профессии. Сыну – 7 лет. Он говорит, что когда вырастет, тоже будет работать на заводе, как папа.