Настоящий контр-адмирал

5294
Рысбек Жантыкеев

Обветренное лицо, суровый взгляд... От него словно веет какой-то невидимой силой. Знакомьтесь: первый казах – контр-адмирал флота Ратмир Комратов.

фото из личного архива

Он родился в сухопутном городе Джамбуле в семье бывшего офицера-фронтовика и учительницы русского языка и литературы. О главе семьи, Алимхане Комратове, можно рассказывать много. В молодости поступил в Ташкентское кавалерийское училище. Затем вместе с группой курсантов-казахов был переведен в Тамбов. Первый боевой опыт получил еще в финской войне.

В годы Великой Отечественной принимал участие в ожесточенных сражениях, награжден двумя орденами Отечественной войны, орденами Красной Звезды. Закончил войну под Берлином. После этого была в его жизни третья, советско-японская война. По словам сына фронтовика, отец был представлен к званию Героя Советского Союза, но по каким-то причинам золотая геройская звезда так и не дошла до него.

После демобилизации он вернулся в Джамбул. Начинал с бригадира строительной бригады и дошел до председателя городского исполкома. Рабочий день для него начинался в шесть часов утра и заканчивался за полночь. Строгий к самому себе, отец требовал того же от сыновей – Руслана, Ратмира и Рагдая.

Все трое активно занимались спортом, хорошо учились в школе. Ратмир становился чемпионом в образовательных олимпиадах по физике. Был капитаном юношеской сборной города по баскетболу, футболу и ручному мячу. Окончил музыкальную школу по классу баяна.

Любовь к физике зародила в сердце юноши мечту – он хотел управлять ядерным реактором на военном корабле. И хотя парень прекрасно понимал, как далеки от Джамбула моря, не переставал мечтать, решив для себя добиться желаемого любой ценой.

Узнав о решении сына поступать в мореходку, родители оказались в растерянности. Где они, а где корабли?! И Ратмир пошел на хитрость: сказал, что едет на очередные соревнования, а отправился поступать в Севастополь.

Пришлось пройти жесткий отбор – на место претендовали девять человек. Но в итоге Ратмир Комратов вместе с погонами лейтенанта все-таки получил дип­лом по специальности «эксплуатация ядерных энергетических реакторов».

Здравствуй, Камчатка!

Путь к первому месту прохождения службы был неблизкий – его направили на Камчатку. Молодой лейтенант сразу попал на атомную подводную лодку на должность командира группы дистанцион­ного управления, затем был назначен командиром первого дивизио­на главной энергетической установки.

Профессия моряка-подводника, безусловно, среди других военных профессий стоит особняком. Страшно ли бывает людям в матросских тельняшках на долгих вахтах под многими толщами воды? Да, страшно. И чувство беззащитности перед стихией тоже нередко. Ведь что такое подлодка, ставшая твоим боевым постом и домом одновременно? Ее можно сравнить с песчинкой, затерянной в морской пучине.

Довелось за годы службы на подлодках моряку из Казахстана видеть всякое, и даже то, как горели, тонули на них моряки. Около десяти лет продолжалась служба во флотилии атомных подводных лодок нашего героя. Из них пять лет четыре месяца и 23 дня он провел непосредственно под водой. Такой особой выслуги, пожалуй, больше нет ни у кого в Казахстане.

После Камчатки Ратмир Комратов служил в военном представительстве Министерства обороны СССР на заводах обороной промышленности. Проводил приемку аппаратуры предстартовой подготовки ракетных систем, мин, тралов, глубоководных подводных аппаратов. Затем было обучение в военной академии в Санкт-Петербурге.

Пора домой!

В 1992 году состоялось возвращение в Казахстан. Ратмир Комратов работал в Минобороны страны, вкладывая весь свой опыт и знания в создание Вооруженных сил независимого Казахстана. Однако относительно спокойная штабная работа не смогла вселить безмятежность в мысли и душу морского офицера.

Он хорошо осознает, что без собственных Военно-морских сил о надежном военном щите Казахстана говорить не приходится. Поэтому выступает с идеей создания на Каспийском море собственного военного флота. Ратмира Комратова поддержала группа единомышленников из числа военных морских офицеров Казахстана.

И вот 2 апреля 1993 года выходит указ Президента Казахстана о создании Военно-морских сил страны. Ратмир Комратов хорошо помнит, как сентябрьским днем он – в должности капитана первого ранга, в возрасте 42 лет – и еще шесть молодых лейтенантов и капитан-лейтенантов прибыли в Актау. Перед их небольшой командой стояла задача глобального масш­таба – создать военный флот страны.

По словам Ратмира Комратова, начинать пришлось с решения бытовых проблем. Сначала поселились в гостинице. А потом началась бешеная организационная круговерть. Предстояло решить задачу по определению мест для дислокаций штаба, базы тылового обеспечения, вооружения, пирсов...

Одновременно знакомились с промышленностью мангистауского региона для строительства кораблей, составили сетевой график пополнения кадрового состава для службы, тылового и технического обеспечения будущих полигонов, учебных центров. Конечно, занимались и поиском жилья для офицерского состава.

Для решения многих вопросов требовалось взаимодействие с местными влас­тями, и его удалось достичь. Благодаря этому без проволочек морякам выделили необходимые участки земли для строи­тельства баз Военно-морского флота и тылового обеспечения. Был отстроен штаб Военно-морских сил. Для размещения личного состава отремонтировали брошенные казармы Советской армии.

Моряков-офицеров собирали со всего бывшего СССР. Через военкоматы в городах и районах отправляли письма, адресованные землякам-казахстанцам на Черноморском, Тихоокеанском и других флотах. Большая работа была проведена в этом направлении центральным аппаратом Минобороны.

Эти обращения не остались без ответа: благодаря им на родину вернулось немало военных моряков. В Уральске на базе учебного центра двух кораблестрои­тельных заводов готовили для службы матросов-срочников и контрактников.

Но что за служба у моряка без корабля и выхода в море? Проблема заключалась в том, что Военно-морского флота как такового не существовало. Поэтому приходилось, что называется, действовать по обстановке. Пригодился флот расформированного дивизиона малых катеров для приема космонавтов, что базировался в Аральском море. В дело пошли даже два старых рыболовных судна, некогда принадлежавшие закрытому в 90-е годы предприятию «Мангистау Рыбхолодфлот».

По одному кораблю получили в качестве помощи из Турции и Германии. Даже из Сеула привезли четыре корабля. В общем, появился свой флот, сформированные на суднах экипажи стали выходить в море. С Актауским морфлотом договорились о стоянке кораблей.

Вспоминая те годы, Ратмир Комратов говорит, что они были до предела наполнены тяжелой работой в условиях разрухи и отсутствия нормального финансирования из центра. Спать приходилось по 5–6 часов в сутки. И вот в 1998 году, через пять лет после указа Главы государства, ценой проведенной группой морских офицеров огромной работы был создан Военно-морской флот Казахстана.

Однако спустя некоторое время Правительство решило передать Военно-морские силы Пограничной службе КНБ. Флот, в создание которого было вложено столько сил, энергии, перестал быть самостоятельным родом войск Вооруженных сил.

И сегодня в строю

В 2002 году Ратмира Комратова назначили командующим Западным военным округом со штабом в Атырау. Пришлось решать во многом схожий круг вопросов и проблем, что были при создании флота в Актау. На территории Мангистауской области состоялись масштабные учения всех четырех военных округов с участием авиации, артиллерии, воздушно-десантных войск. При этом была отмечена высокая боевая подготовка вновь созданного Западного военного округа.

В 2008 году высшим руководством страны было вновь принято решение о создании Военно-морских сил. Командующим ВМС Казахстана назначили контр-адмирала флота Ратмира Комратова. Поскольку прежняя созданная с нуля инфраструктура была ранее передана пограничникам, ему пришлось все начинать снова.

Как и на всех прежних должностях, с задачей главный военный моряк страны справился на отлично. Вскоре он получил новое назначение на должность замес­тителя министра обороны. Отработав один год, вышел в отставку.

Но трудится Ратмир Комратов и по сей день. Он решает вопросы ремонта, производства, поставок вооружения и военной техники для армии. Заводам оборонки страны нужны одаренные молодые люди. Поисками таковых, созданием для них привлекательных условий, хороших перс­пектив и занимается наш герой.

Ведь, как считает Ратмир Комратов, важно, чтобы они не уезжали за границу, а реализовывались здесь, на казах­станской земле.

Популярное

Все
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Когда чудеса становятся реальностью
Январская клубника
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Жить в селе становится комфортнее
Цены на лекарства снизятся
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Нужно жить сегодня!
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Почему не реконструируют заставы?
Встреча с руководителями фракций
Армия должна быть безопасной
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
Таинственная музыка природы
«Дерево растет только на одном месте»
Камня на камне не оставили
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Велосипедную инфраструктуру начнут развивать в Костанае
Чтобы помнили
Встреча с руководителями фракций
Почему не реконструируют заставы?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]