Широко известна цитата, которую приписывают царю Петру I: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать командира». На самом ли деле так думал правитель, «что прорубил окно в Европу», трудно сказать. Но, исходя из сегодняшней суммы знаний по истории, можно сказать, что монарх-реформатор мог дать такой совет только в шутку. Как человек дальновидный и многогранный, Петр I наверняка и в своем окружении хотел видеть людей понятливых, сообразительных и остроумных. Не зря ведь и сегодня в армии без воинской смекалки никак, а в солдатских байках времен войны ее очень метко называли «тайным оружием».
Месяцы, проведенные в казарме, у нас принято называть «школой жизни», и по аналогии с учебным заведением армия становится той самой средой, в которой новобранец должен быстро научиться не только уметь превозмогать, но и осваивать полезные навыки. Так же, как и во всем современном обществе, боец должен учиться непрерывно, совершенствуя свое воинское мастерство, таким образом и в солдатской среде воплощается в жизнь девиз life-long learing.
Известно, что армия является точным слепком того общества, которому служит, поэтому набирающий популярность тренд на непрерывное обучение распространяется и на военнослужащих. Жизнь меняется стремительно, и там, где еще вчера применялся ручной труд, уже работают автоматы. В войсках растет спрос на технарей, а солдаты, получившие технические навыки в воинских рядах, найдут применение своим знаниям и «на гражданке». В современной казахстанской армии среди солдат-срочников большой процент выпускников колледжей и вузов, это и неудивительно, наше окружение стремительно цифровизируется, а потому и среди новобранцев все больше предпочтительны те молодые люди, которые «вооружены» техническими специальностями. И хотя сегодня грамотные IT-специалисты по-прежнему в дефиците, по мере сплошной цифровизации экономики знания в области ИТ будут смещаться в область элементарной грамотности. Навыки в информационных технологиях для современного солдата сродни умению их дедов писать и читать. И вчерашние методы, когда солдата привлекали к уборке снега «от забора и до обеда», действительно становятся «вчерашним днем».
На этом фоне возрастает роль командиров, которые призваны научить бойца думать и рассуждать. К тому же и в технический век немаловажна моральная подготовка воина. А воспитать бойца, учил Бауыржан Момышулы, можно на примерах героических предков.
Петр I, с которого мы начали повествование, приложил немало усилий, чтобы европеизировать своих подданных. Армию он тоже перестроил на европейский манер. Это по его замыслу в вооруженных силах России в 1701 году появились корволанты от французского corps volant – соединения, в которые входили конница и пехотинцы, перевозимые на лошадях, а также легкая артиллерия. Предназначался такой «летучий корпус» для действий в тылу врага, перехвата его коммуникаций, преследования и уничтожения. Надо ли говорить, что все это напоминало военную тактику скифов (читай – тюрков). То есть внешне европейская армия воевала по обыкновению кочевников.
Александра Суворова называют создателем новой военной доктрины. Европейским шагистике и ощетинившимся штыками каре он противопоставил рассыпной строй егерей. На военных театрах Европы активно использовал конницу. В его манере боя прослеживается традиция предшествующих поколений, стратегия и тактика ведения войны очень далеки от европейских. А название его пособия, ставшего настольной книгой для военачальников, включает лишь два слова – «наука» и «побеждать».
Все колонки автора