
Последние поправки в проект новой Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан учли предложения и критику общественных активистов и экспертов, в итоге срок ее действия сократили на 5 лет – до 2025 года и дополнили конкретными мероприятиями План реализации программы. В остальном, как считают разработчики, документ готов к подписанию и в ближайшее время будет представлен в Правительстве. О его основополагающих нормах рассказывает Кайсар Нигметов, директор Центра региональных исследований АО «Институт экономических исследований».
– Социальный запрос на участие в политической жизни общества услышан. А какие задачи в этом смысле должны быть решены через реформу местного самоуправления?
– Важнейшая из них – вовлечение граждан в процесс принятия решений по вопросам местного значения. Сейчас зачастую бывает так, что управление той или иной территорией происходит без полного учета мнения ее жителей, не всегда соблюдается принцип прозрачности и подотчетности деятельности местных властей. Развитое местное самоуправление подразумевает, что сами граждане выбирают те решения, которые, по их мнению, могут повысить уровень жизни.
– Что можно сказать об экономическом эффекте от такого реформирования?
– Эффект будет зависеть от экономической базы, формируемой на уровне сельских округов. Она обеспечивается за счет уже имеющихся бюджетных статей и от передачи дополнительных источников налогов и платежей. На уровень районов также перенесен ряд налогов и неналоговых поступлений, что тоже расширит возможности финансовой поддержки сел.
Для примера, в 2019 году было принято решение оставлять поступления от корпоративного подоходного налога на малый и средний бизнес местным бюджетам. И уже по итогам следующего года, несмотря на снижение экономической активности в регионах из-за пандемии, местные исполнительные органы получили от этого налога порядка 482 миллиардов тенге – на 25% больше запланированного.
– И на этом перераспределение бюджетных полномочий не заканчивается?
– Для дальнейшего расширения доходной базы местного самоуправления в следующем году на четвертый уровень бюджета будут переданы единый земельный налог, плата за пользование, поступления от продажи и права аренды земельных участков.
В 2024 году на местный уровень поступят платежи за пользование водными ресурсами, лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности и плата за пользование этими лицензиями. Собственные доходы будут направляться исключительно на развитие сельского округа и решение вопросов местного значения по согласованию со сходом жителей.
Предполагается внедрение и особого порядка работы с бюджетом местного самоуправления, он позволит оптимизировать бизнес-процессы, исключит отчетность в ручном режиме, укрупнит бюджетные программы, что также в конечном счете даст экономию времени и средств.
С учетом увеличения налоговой базы сельских округов их самодостаточность, то есть доля собственных доходов от общего объема, уже к 2025 году может достичь 35%, в 2020 году эта цифра едва превысила 13%.
– На какие сферы, согласно концепции, будут распространяться полномочия власти на местах?
– Для повышения эффективности государственного управления необходимы дальнейшая децентрализация власти и создание действенной системы местного самоуправления. Поэтапное разграничение функций органов местного государственного управления и местного самоуправления будет проводиться путем расширения имущественных прав и увеличения доходов бюджетов сельских округов.
Но вначале предстоит провести анализ в разрезе уровней госуправления для выявления несвойственных, дублирующих, недостающих функций. По итогам будут вырабатываться предложения о наделении, исключении и перераспределении полномочий.
Сфера ответственности органов местного самоуправления охватит вопросы развития своих территорий: благоустройство, местная транспортная, социальная и иные инфраструктуры, оказание базовых услуг, а также возможность развития смежных, совместно используемых объектов инфраструктуры.
Значительным шагом станет передача с районного уровня на уровень села вопросов содержания и внешнего оформления общественных мест, организации выставочно-ярмарочной деятельности, раздельного сбора коммунальных отходов, оказания электронных услуг с применением информационных систем и так далее.
Но для большей эффективности деятельности власти на местах еще предстоит решить ряд вопросов. Для расширения имущественного комплекса местного самоуправления необходимо упростить процедуры оформления правоустанавливающих документов на коммунальную собственность. Прежде планируется проведение инвентаризации объектов, закрепленных за местным исполнительным органом, в том числе бесхозных активов, и в дальнейшем будет применяться поэтапный упрощенный порядок регистрации и постановки на учет.
– Назовите ключевые проблемы, которые будут решаться в рамках Концепции развития местного самоуправления.
– Прежде всего вовлечение в процесс управления территорией граждан. Активность гражданского общества – первостепенное условие эффективной деятельности местного самоуправления, которое использует современные инструменты обратной связи с населением. Участие населения в принятии решений должно изменить качество управления, сделать прозрачной деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
Общественная экспертиза усилит контроль над процессом утверждения местных бюджетов, а предваряя общественно значимые расходы на инфраструктурные и социальные инициативы, будут проводиться онлайн-опросы.
Интернет вообще должен стать мощным инструментом в вопросах самоуправления. Его влияние на социально-политическое развитие страны нельзя не замечать, он дает дополнительные возможности для проведения общественных дискуссий, освещения значимых для территории проблем и вовлечения граждан в решение многих социальных и экономических задач.
Учитывая эти современные тренды, предстоит задействовать функционал Единой платформы интернет-ресурсов госорганов: с их помощью обнародовать планы развития сельских округов, сведения о поступлениях в бюджет, решения представительного органа местного самоуправления, гражданский бюджет и многое другое.
– Какое место в таком концепте отводится новому органу народовластия – кенесу?
– Основным органом местного самоуправления остается сход местного сообщества сельского округа. Его полномочия расширятся в определении приоритетных задач для территории, сроков их реализации, согласования плана развития местного сообщества, изменения административно-территориального устройства, заслушивания отчетов акима сельского округа.
Но с 2024 года собрания местного сообщества в сельских округах будут преобразовываться в представительный орган – кенес. Его члены избираются гражданами напрямую, и полномочиями по роспуску кенеса наделяется сход местного сообщества.
Кенес, согласовывая со сходом, будет утверждать план развития и бюджет, контролировать их исполнение, а также согласовывать назначения руководителей государственных учреждений и организаций, финансируемых из местного бюджета и расположенных на соответствующей территории.
Кроме того, кенес сможет регулировать вопросы благоустройства, санитарии населенных пунктов, уличной торговли, проведения праздничных мероприятий и конкурсов. Он будет наделен компетенциями по утверждению тарифов на услуги, оказываемые администрацией местного самоуправления, и регулированию размеров ставок налогов и плат: увеличивать или уменьшать базовые ставки земельного налога, устанавливать коэффициент зонирования для определения налоговой базы по налогу на имущество и так далее.
Таким образом, образование кенеса станет основой для создания низового уровня самоуправления, наиболее приближенного к людям. Через прямые выборы членов кенеса граждане смогут участвовать в местной общественно-политической жизни.
– Как развитие местного самоуправления будет продвигаться по территории страны, в частности в городах?
– Вопрос внедрения самоуправления в городах еще предстоит тщательно исследовать и проработать, учитывая численность проживающих там граждан и уровень развития цифровых технологий. Но движение в этом направлении наметилось, и оно не останавливается.
Как пример, с 2020 года в столице, городах республиканского и областного значения внедряется «бюджет народного участия». Этот инструмент позволяет жителям инициировать проекты по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий. Для активного вовлечения населения в процесс используется модуль на Единой платформе интернет-ресурсов государственных органов, где можно в режиме реального времени отслеживать соответствующие проекты.
Работа по реализации идей, предложенных жителями в рамках «бюджета народного участия», продолжится, в том числе путем увеличения до 5% выделяемых средств для их финансирования.
– Прямые выборы акимов – большая часть программы политической модернизации страны. Каких «дивидендов» можно ждать от этого шага?
– Реформа местного самоуправления направлена в первую очередь на создание такой системы, которая обеспечила бы прозрачность и контролируемость деятельности местных властей. Прямые выборы – это возможность избирать акимов непосредственно самим гражданам, что обеспечивает подотчетность избранного руководителя за проделанную работу.
Это придает импульс формированию гражданского общества, продвижению демократии на местном уровне. Люди будут напрямую вовлечены в решение насущных проблем и вопросов своей жизни.
Кенес сможет вести мониторинг эффективности использования денежных средств, проводимых за счет бюджета работ, заслушивать отчет акима о деятельности администрации сельского округа. Помимо этого, проверки эффективности использования средств будут поручаться ревизионным комиссиям.
На 2024 год запланированы прямые выборы акимов районов и областей, что станет следующим этапом в развитии местного самоуправления. Кандидаты, как и в случае с выборами сельских акимов, будут предлагаться политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения.