Сегодня Казахстану нужна эффективная система сдержек и противовесов, без которой не получится провести в жизнь новую идеологию социальной справедливости.
С точки зрения приоритетных задач и системных мер Президент предложил вчера, можно сказать, шоковые реформы. Шоковые для определенной части населения: внутриэлитных, финансово-промышленных, олигархических групп. Но они переломные в направлении отстаивания интересов народа. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что Касым-Жомарт Токаев снискал имидж народного Президента, потому что это реформы, которых ждали и которые нужны сегодня людям.
Алихан Смаилов, назначенный на должность Премьер-министра, – профессионал. Да, он был незаметным в составе прошлого Кабмина, но часто именно профессионалы и остаются в тени, выполняя большой объем работы.
Самое главное, что он ни с кем не аффилирован, и это показатель того, что Президент выдвигает на первые позиции людей, показывающих высокую результативность. Это сигнал для всех. Как сказал Касым-Жомарт Токаев, независимо от того, сколько лет тому или иному сотруднику, оценивать его работу будут только с точки зрения профессионализма. Те, кто будет продолжать имитировать бурную деятельность, пусть уходят.
Правительству Смаилова сейчас придется продавливать реформы в полном смысле данного слова, и в этом ему нужно помочь всем казахстанцам. Новый Кабмин будет работать в условиях, когда подорван имидж Казахстана с точки зрения инвестиционной привлекательности. Поэтому нужно снова оправдывать данные мировым сообществом гарантии, возвращать инвесторов. Но если нам удастся всем вместе укрепить социальную внутриполитическую стабильность, мы сможем быстро вернуть утраченные позиции.
Нужно признать, что в стране сложилась в целом сложная экономическая ситуация. Наверное, нам еще предстоит услышать настоящие цифры, описывающие реальный уровень инфляции, доходов населения и бизнеса. Для продвижения вперед нужно создать эффективную вертикаль власти, систему взаимодействия между центром и регионами.
Часто на местах саботировались реформы ввиду либо управленческой неэффективности, либо действий в интересах местных элит. Поэтому новый общественный договор должен представлять собой новую идеологию социальной справедливости. Но это предполагает ответственное и активное участие граждан, должна пробудиться гражданская активность.
Условия для этого будут созданы, но нужно, чтобы и сами граждане в правовом поле шли на диалог с властью с конкретными предложениями, были вовлечены в социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в стране.
Придется перезагружать работу маслихатов, которые давно себя дискредитировали, представляя собой коалицию представителей местной элиты, всегда занимающую согласительную позицию с акимами. То есть везде нужно выстраивать систему сдержек и противовесов, и главными бенефициарами ее будут народ и сам Президент, которому нужна реальная информативная картина происходящего.
Борьба с монополиями, внедрение конкурентных механизмов и меритократия – таковы главные принципы нынешних реформ. Считаю, что на позиции каждого акима или министра должен находиться готовый равноценный дублер, «дышащий в спину».
В вопросах безопасности, идеологии, экономики необходимо иметь одновременно несколько блоков разработки управленческих решений. Президент должен обладать несколькими альтернативными каналами. Во всех сферах должна быть внутренняя конкуренция и механизмы сдержек и противовесов.
Как показали последние события, нельзя класть яйца в одну корзину. Самое главное – предстоит перенастроить государственные институты так, чтобы они не зависели от персоналий. Именно укрепление институтов является гарантией устойчивого развития страны. Сегодня всем понятно, что дело – за профессионалами, остальным в этой сфере не место.