
Посольство Японии в Казахстане традиционно приглашает основателя и президента филиала Икэнобо в России г-жу Ямаду Мидори поделиться с казахстанцами умением искать и выявлять красоту окружающего мира посредством японского искусства и делиться ею с другими.
Мидори Ямада – профессор икебаны икэнобо высшего уровня, кавалер ордена Восходящего солнца с золотыми и серебряными лучами, обладатель титула «Живое достояние нации», мастер чайной церемонии, японской живописи суми-э и оригами, каллиграфии, имеет 2-й дан в боевом искусстве владения нагината. Вот уже более 60 лет занимается икебаной и почти 30 лет проводит курсы и мастер-классы в городах России, Туркменистана, Украины, Молдовы, Армении и Казахстана.
Нынешней снежной зимой возможность почувствовать ароматные запахи живых цветов и стать учеником сэнсэя Мидори Ямады, завораживающей своей любовью к составлению композиций из растений, получили школьники столичного казахско-турецкого лицея, учащиеся школ НИШ Нур-Султана и Караганды, люди с особыми потребностями, а также жители и гости столицы.
Икебана – это традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах. В переводе с японского «икебана» означает «новая жизнь», то есть, срезая цветы, ветки и составляя их в композицию, мастер дает им вторую жизнь.
«Об искусстве икебаны обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебане мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь», – писал Икэнобо Сэнкэй в своей работе «Истинная утонченность».
Икэнобо Сэнкэй, священнослужитель буддийского храма Роккакудо в городе Киото, основал первую из школ цветочного искусства в этой стране в середине XV века. Эта школа существует и сегодня, являясь одной из трех самых известных школ икебаны в Японии.
Демонстрируя японское искусство аранжировки цветов, г-жа Мидори Ямада отмечает, что икебана известна с VI века.
– Это было связано с проникновением в Японию буддийского учения, принесшего с собой ритуал возложения цветов на алтарь в честь Будды. В Индии ритуал сводился к рассыпанию лепестков, но в Японии к X веку цветы стали подносить в вазах или на подставках, а исполнителем ритуала стало духовенство. До ХIХ века заниматься икебаной мог только мужчина, женщинам это искусство было недоступно. Старейшая школа икебаны берет свое начало от священника храма Роккакудо в Киото, который был настолько искусен в составлении композиций, что его совета и наставлений искали другие священники. Поскольку он жил возле озера, что по-японски звучит как ikenobo, то это название и закрепилось за мастерами икебаны, последователями священника или жившими в этой местности, – рассказала мастер.
Составляя композиции, Ямада Мидори трепетно, с любовью говорила о правилах составления цветочных композиций.
– Куда смотрит цветок? Он смотрит на солнце. Самый высокий цветок – символ неба, самый маленький – символ земли. Цветок посередине – символ человека, – комментирует профессор.
Правильная икебана соответствует сезону и случаю, по которому она делается. Букеты должны быть минимальными – больше трех видов цветов мастер рекомендовала не использовать. Подходящие вазы также выбираются соответственно случаю и мероприятию.