
Президент Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении в Мажилисе 11 января подчеркнул, что важно продолжать системную работу по развитию предпринимательства и возместить ущерб, нанесенный январскими беспорядками. 21 января на встрече Главы государства с представителями отечественного бизнеса пошел уже более детальный разговор: о реформах, о роли бизнеса в жизни страны, о поддержке предпринимателей.
Для начала о январских событиях. Правительственная комиссия утвердила разработанный НПП «Атамекен» механизм возмещения имущественного вреда и типовое положение о работе региональной комиссии. Механизм будет действовать до 1 января 2023 года.
Помимо финансовой помощи, государство предоставляет предпринимателям и другие виды поддержки. В частности, приостанавливаются выплаты процентов по кредитам, начисление штрафов и пени.
Если же говорить о реформах и о долгосрочной практике ведения бизнеса в Казахстане, то она, по словам экспертов и самих предпринимателей, показывает ряд застарелых проблем. К примеру, в правовых спорах, где оппонентом предпринимателю выступает государственный аппарат, зачастую стороны фактически неравны, поскольку возможности мелкого или среднего предпринимателя несоизмеримы с ресурсами государственного аппарата. Такое правовое поле, в котором работает МСБ, дает возможность государственным структурам всячески использовать законодательные документы в одностороннем порядке, не в интересах бизнеса. По данным Института экономики МОН РК, действующий Кодекс «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» дает возможность использовать контрольные мероприятия в интересах государства практически безоговорочно. Так, осуществление выездных таможенных проверок возможно практически в любое время и без учета временного лага по уже растаможенному товару. Максимальный срок осуществления проверок составляет 5 лет и без ограничения в количестве проверок. Пользуясь такими практически неограниченными возможностями, департаменты государственных доходов имеют право осуществлять максимально возможные доначисления таможенных пошлин практически в неограниченном количестве и по несколько раз. То есть товар, прошедший через таможню, на который были оплачены платежи, с учетом уже доначислений может быть подвергнут повторному доначислению. Таким образом, сам закон не защищает права предпринимательства, а также открывает возможности для организации коррупционных схем!
Поэтому эксперты Института предлагают провести мониторинг всех законодательных и правовых норм и актов на наличие «погрешностей» и лазеек. Национальный совет общественного доверия может стать организатором такого мониторинга с привлечением специалистов и представителей министерств и ведомств.
В целом сейчас необходимо рассмотреть возможности такого совершенствования правовой системы, которая максимально справедливо защищала бы инвестора, предпринимателя, бизнесмена от всякого рода давления и неправомерных действий со стороны, включая представителей власти, государства. Справедливость должна быть воспринята в самом чистом виде, не должна быть односторонней, принимающей сторону сильнейшего.
Важно рассмотреть вопросы презумпции налоговой, таможенной и любой финансово-инвестиционной виновности или невиновности сторон в экономических спорах.
С другой стороны, как отмечал Президент, на таможне пора навести элементарный порядок. Особенно на границе с Китаем.
«Самый настоящий бардак, творящийся там, общеизвестен. Машины не досматриваются, налоги и пошлины не платятся. Расхождения в «зеркальной» статистике с таможенными органами КНР достигают миллиардов долларов», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Нужна долгосрочная стратегия
Экономическая ситуация в стране требует принятия кардинальных решений для развития предпринимательского сектора, который и так очень серьезно пострадал от коронакризиса. Малый и средний бизнес в буквальном смысле просел. Последствия мы, вероятно, будем наблюдать осенью, в конце года будут ясны статистические показатели происходящего.
Что необходимо предпринимать для развития МСБ в средне- и долгосрочной перспективе? Каковы перспективы развития предпринимательства в Казахстане?
Болат Мынбаев, руководитель Группы стратегического и операционного консультирования KPMG
в Центральной Азии:
– Учитывая ухудшение эпидемиологической ситуации в стране, вероятно, что карантинные ограничения негативно скажутся на восстановлении МСБ.
Правительству необходимо установить очень сжатые сроки по возмещению потерь МСБ, а также осуществить прямой контроль на местном уровне во избежание искусственного затягивания этого вопроса.
Для развития МСБ в средне- и долгосрочной перспективе необходима разработка страновой стратегии развития. Важно обеспечить главные постулаты для развития бизнеса. В первую очередь его неприкосновенность, то есть снижение риска рейдерства, давления на бизнес, а во-вторых, необходима понятная долгосрочная государственная система планирования – это условие, при котором правила игры фиксируются надолго, без регулярных правок со стороны государства. Например, в части налогообложения, положений административного кодекса.
Государство должно стимулировать рост бизнеса от микроуровня до крупного, то есть бизнес должен проходить весь путь от идеи, стартапа до устойчивого странового, регионального и мирового масштаба. Но сегодня, к сожалению, тенденция такова, что МСБ предпочитают быть «ниже радара», дробиться на мелкие компании, чтобы не считаться субъектами среднего или крупного бизнеса. Это происходит в том числе из-за попытки снижения рисков давления на бизнес, а также ухода от несбалансированной налоговой и административной политик в отношении разных субъектов МСБ.
Причем считаю, что поддержка должна осуществляться на рыночных условиях для всех категорий МСБ, особенно учитывая факт, что наибольшее количество пострадавшего в ходе январских беспорядков бизнеса сконцентрировано в торговле, а также эта отрасль обеспечивает значительное количество казахстанцев работой.
Рост МСБ и увеличение выпуска продукции будут способствовать развитию среднего класса населения, снижению неравенства в обществе, созданию новых рабочих мест.
Стремительные изменения глобального рынка труда на фоне цифровизации повлекут значительное высвобождение рабочей силы, а развитие МСБ, в свою очередь, поможет сгладить текущие и будущие диспропорции.
Ущерб будет возмещен
Формирование новой экономической парадигмы развития страны и выхода из кризиса, увеличения доходов населения невозможно без решения проблем малого и среднего бизнеса. Его доля в последние годы в Казахстане варьируется от 25 до 30% в ВВП страны, и в нем заняты около 4 миллионов человек. А это почти треть трудоспособного населения страны. Поэтому, согласно стратегическим документам, планируется довести долю МСБ до 35% к 2025-му и до 50% к 2050 году.
Республиканский бюджет зависит от отчислений экономики Алматы. По итогам 2020 года город сформировал 19,7% ВВП страны, и его вклад постоянно растет.
Трагические события января негативно отразились на бизнесе. Больше всего пострадал бизнес Алматы. По первым предварительным данным, сумма ущерба оценивается в более 100 млрд тенге. Поэтому предложен целый комплекс мер для его поддержки не только в Алматы, но и в целом по стране.
Что сейчас необходимо сделать для поддержки малого и среднего бизнеса? Какими должны быть механизмы успешного развития предпринимательства?
Рустам Журсунов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана:
– В настоящее время мы работаем над этим. Считаю, что необходимо смело начать реализацию потенциала закона о регуляторной политике в сфере предпринимательства. Нужно кардинально пересмотреть процедуры предоставления мер государственной поддержки. Это должны быть прозрачные и понятные механизмы.
Особое внимание необходимо уделить развитию малого и среднего бизнеса в регионах. Это является одним из условий создания постоянных рабочих мест.
По поручению Главы государства размер гранта на развитие собственного дела будет увеличен с 200 до 400 МРП (с 612,6 тыс. до 1,2 млн тенге), а также будет принят комплекс мер по усилению адресности и оценки бизнес-проектов, претендующих на финансирование.
В настоящее время на уровне Правительства разработан порядок возмещения ущерба, причиненного предпринимателям, и доведен до всех пострадавших. Мы дали свои предложения.
Конечно, были проблемы с фиксацией ущерба, поэтому хочу выразить благодарность Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел за оперативное командирование 88 следователей и криминалистов из других регионов в Алматы для проведения первоначальных следственных действий, к данной работе привлечены 50 прокуроров из города Алматы.
На сегодня в Алматы из около 1 600 объектов бизнеса осмотрено более 75% (порядка 1 200). Общая сумма ущерба составила по приблизительным подсчетам более 94,8 млрд тенге.
Вместе с тем есть риск того, что полученные предпринимателями компенсации будут подлежать налогообложению.
Поэтому я 18 января обратился с письмом к Премьер-министру Алихану Смаилову с просьбой урегулировать данный вопрос на законодательном уровне, а именно, не облагать налогами сумму возмещенного ущерба (компенсацию) и сохранить на вычетах по КПН и в зачете по НДС суммы расходов и суммы НДС по товарам в случае, если ущерб не возмещен.
Помочь вернуться
В начале января практически вся экономическая деятельность в Казахстане была парализована: банки и многие предприятия МСБ, особенно в сегменте розничной торговли, не работали, что, безусловно, негативно повлияло на «самочувствие» казахстанского бизнеса. Однако это лишь прямой ущерб для МСБ от разрушений и краж, из-за потери клиентов и сбоя в логистике, потерь в электронной торговле. В масштабах страны экономические убытки более значительны.
Вместе с тем эксперты полагают, что экономическая активность имеет шансы восстановиться быстро, в том числе благодаря МСБ.
Какой вклад в экономику страны вносят наши предприниматели? Сколько времени теперь потребуется для восстановления МСБ? Должны ли какие-либо направления предпринимательства пользоваться приоритетом или же государству необходимо поддержать все сегменты бизнеса?
Дана Кангалакова, PhD, заместитель руководителя отдела экономической теории и институциональных исследований
Института экономики МОН РК:
– Если говорить о господдержке, то, на мой взгляд, ее необходимо разделить на меры в случае чрезвычайных ситуаций и меры, которые могут работать постоянно или на протяжении некоторого периода.
На начало 2021 года в стране насчитывалось 280,2 тыс. активных предприятий МСБ, 857,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, 216,7 тыс. крестьянских хозяйств. На этих предприятиях заняты 3 116,7 тыс. человек. Более 60% субъектов МСБ – индивидуальные предприниматели. Такой вид предпринимательства является довольно уязвимым.
Доля МСБ в валовой добавленной стоимости в ВРП составляет 32%. Самый высокий уровень в Нур-Султане (56,8%) и Алматы (49,2%). В других регионах – от 17 до 32%. Причем основной вклад приходится именно на малый бизнес.
Согласно данным Бюро национальной статистики, в торговле представлены 31,2% из действующих субъектов МСБ, 27,9% занятого населения в МСБ. Этот сектор обеспечивает пятую часть общего выпуска товаров и услуг МСБ.
Доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП Алматы составляет почти 25%.
Так, в ходе беспорядков в первую очередь пострадал бизнес в сфере торговли и других услуг. Всем пострадавшим субъектам МСБ следует оказать помощь, независимо от отраслевой структуры.
Сфера торговли достаточно специфична. Значительная часть субъектов МСБ в сфере торговли тесно связана с оптовыми поставщиками товаров, особенно это заметно в сфере торговли строительными материалами, электротоварами. Кроме того, она имеет специфическое региональное распределение. Так, более 36% оптовой и розничной торговли приходится на Алматы.
В торговле самый короткий финансовый цикл или период оборота капитала, измеряемый несколькими днями или неделями, тогда как, например, на машиностроительном предприятии он может составлять несколько месяцев. Например, около 4% субъектов МСБ в обрабатывающей промышленности дают более 13% общего выпуска МСБ, а 5% субъектов МСБ в строительстве – 18% соответственно.
По поводу прогнозов по реабилитации МСБ после случившегося спрогнозировать тяжело. Но, думаем, что потребуется минимум 1–2 года, чтобы восстановиться экономике и бизнесу Алматы, чтобы вернуться на прежний уровень. Ущербы и потери есть, их надо восполнить для дальнейшего функционирования МСБ.
С восстановлением бизнесу помогает Национальная палата предпринимателей. Если не стимулировать бизнес, то реабилитация МСБ займет больше времени, что негативно скажется на экономическом росте страны.
Поддержать в регионах
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» сформировала реестр пострадавших от мародерства субъектов бизнеса. По результатам работы Правительственной и региональных комиссий по ликвидации последствий беспорядков из республиканского и местных бюджетов будут выделены необходимые финансовые средства для возмещения понесенного ущерба, заверил Премьер-министр Алихан Смаилов.
Помимо этого, для снижения нагрузки на бизнес до 1 февраля 2022 года приостановлены налоговые и таможенные проверки органов государственных доходов, не будут выставляться уведомления по камеральному контролю. Пострадавшим предоставлена отсрочка по погашению банковских займов и микрокредитов до окончания режима ЧП.
Какие из предлагаемых мер могут быть полезнее для восстановления бизнеса? Может ли МСБ способствовать улучшению жизни в регионах, повлиять на диспропорции в развитии регионов?
Фарида Альжанова, доктор экономических наук, главный научный сотрудник отдела региональной экономики и инновационного развития Института экономики МОН РК:
– Суть проблемы создания национального богатства, описанная в классической экономической теории, в свое время гениально передал Александр Пушкин: «…Как государство богатеет… Когда простой продукт имеет». И та сфера, где малый бизнес может создавать этот самый простой продукт – основу богатства регионов, – нуждается в особом внимании и поддержке.
Трудно представить, что можно охватить всех субъектов малого бизнеса прямыми мерами государственной поддержки через разные институты развития. По факту желающих получить какие-либо субсидии, гранты всегда будет больше, но дойдет эта помощь далеко не до всех.
Для большинства будет более приемлем механизм стимулирования через налоговые льготы, налоговые кредиты и т. п. Этот метод не связан прямо с субъективными решениями, а значит, и меньшими коррупционными рисками.
МСБ способствует повышению занятости населения, роста доходов, формированию среднего класса и наполнению рынка товарами. Все это в конечном счете способствует повышению качества жизни населения. В связи с этим можно говорить о большом потенциале МСБ для снижения диспропорций развития регионов.
Малый и средний бизнес как одно из направлений повышения качества жизни населения необходимо поддерживать на уровне региона более активно.
В стимулировании нуждается малый бизнес в сфере промышленности, в первую очередь обрабатывающей. Целесообразно предусмотреть на уровне регионов формы инфраструктурной поддержки для предприятий МСБ, которые связаны между собой технологическими процессами. Таким образом можно стимулировать небольшие локальные кластеры.
Тут важно учитывать, что диспропорции в экономическом развитии регионов Казахстана выражаются в разной обеспеченности инфраструктурой, уровне развития МСБ и разном уровне жизни населения, в демографических различиях, степени урбанизации, структуре производства.
Действующие административные границы регионов препятствуют процессам социально-экономического развития, так как регионы-лидеры слабо влияют на развитие других территорий. А это в свою очередь лишь способствует дальнейшему росту региональных диспропорций.
Чтобы снизить диспропорции развития регионов, нужен комплексный подход к решению проблемы. Следует обратить особое внимание на инвестиции в инфраструктуру, государственную поддержку крупных предприятий реального сектора экономики и улучшение качества человеческого капитала. Причем не в ущерб созданию благоприятной среды для развития предпринимательства и повышению уровня жизни населения регионов путем обеспечения и усиления социальных гарантий.