​Нравственное возрождение как наследие Абая

4548
Гарифолла Есим, писатель, академик, доктор философских наук

Особенности переходного времени

Если быть откровенным, то надо признать, что фигура Абая до сих пор стоит перед нами как бы в тумане. Конечно, великих пос­тичь до конца невозможно – это животворный кладезь, и каждое поколение, приходя в этот мир, черпает знания и силы именно из этого источника, сообразно своим возможностям и своему времени. И чем дальше отдаляется от нас во времени фигура гения, тем полнее и глубже начинаем мы понимать его. Имевшие место прежде сомнительные мнения и взгляды, отражавшие идеологию застойного времени, субъективные точки зрения, понятия, сейчас сменяются в общественном сознании на новое направление. Поэтому исторической закономерностью, необходимостью было появление философа-мыслителя. Если бы не родился Абай Кунанбаев, им мог быть кто-то другой. Случайность – это проявление исторической закономерности. Поэтому не будет преувеличением, если мы скажем, что творчество Абая – это этап в духовной культуре народа. Абай велик не только как поэт, мастер художественного слова, он занимает также высокое место в истории мировой философии как выдающийся мыслитель (до сего времени это малоисследованная область).

Мы называем Абая общественным деятелем, воспринимаем его как мыслителя, потому что в его произведениях отражаются результаты общечеловеческих общественных противоречий. Он писал стихи не только для эстетического наслаждения, но и как урок для молодых, сердца которых открыты для разумного слова. Абай не скрывает этой задачи и прямо говорит об этом. Он хочет, чтобы его слова дошли до сознания народа, будили его и дали толчок новой мысли.

Попытка изменить сознание всего народа – это миссия не только поэта, но и общественного деятеля. Главная примета второй половины XIX века – это то, что народ постепенно переходил от кочевой жизни к оседлой. Кочевая жизнь мало-помалу уходила в прошлое. На казахских землях стали строиться новые города, расширяться и укрепляться бывшие. Стала развиваться городская культура. Казахская степь была наводнена новыми идеями: это религиозная идеология и идеология политических ссыльных демократов. Владеющие грамотой получили возможность знакомиться с западной и русской культурой. Началась эпоха пробуждения.

Трудный путь к духовному возрождению

Невиданного прежде расцвета достигает устная литература, поэзия. В условиях, когда появилась городская культура, прежние измерения, представления, рожденные кочевым бытом, не соответствовали новому образу жизни, и появилась потребность в новых формах. Это было веление времени, и создателем новых форм был Абай. Поэзия (устная литература) свое начало берет из поэзии древних тюрков. До Абая древняя тюркская поэзия дошла в устной форме.

Казахи – одна из ветвей древних тюрков, которые получили в наследство от предков не письменную культуру, а устную поэзию. И это закономерно. Казахи вошли в историю как кочевники. Кочевая культура развила одну из самых удобных форм – фольклор. Песни, жыры, дастаны передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Этот прием чрезвычайно развил художественное образное и абстрактное мышление. Чтение их наизусть было обычным делом. Но между устной поэзией, сочинениями видных ее представителей и тенденциями мирового развития обнаружились резкие противоречия, особенно во второй половине XIX века.

Переход письменной культуры в устную поэзию был очень трудным и противоречивым процессом, и поэтому ответить однозначно на вопрос, был ли этот переход достижением или, напротив, поражением, трудно. С одной стороны, его можно считать поражением нашей духовной культуры. Был потерян алфавит, преданы забвению имена многих ученых, поэтов, историков. Историческая правда, реальные исторические события стали забываться, превращаясь в легенды и мифы. Но с исчезновением древних городов на территории Казахстана полностью не была уничтожена письменная культура, она приобрела другие формы, видоизменилась и в эпоху исторического упадка народного духа, преобразившись в сознании в иные формы, сохранилась в фольклоре.

Абай доподлинно знал, какой должна быть настоящая поэзия. Зная только казахскую поэзию, невозможно было достичь высоких результатов, потому он глубоко изучил творчество Гете, Байрона, Пушкина, Лермонтова, проникся их мыслями и образами, творчески переработал их и создал мировые шедевры классической поэзии.

Мудрость Абая – эта такая мощная духовная опора, которая не теряет своего блеска и по сегодняшний день. Ведь именно он в свое время говорил, что спасение нации – только в его духовном возрождении. Путь этот, справедливо полагал Абай, будет долог и труден, но необходим.

Эпоха казахского Ренессанса

Итак, время, которое подарило человечеству Абая, вполне можно назвать эпохой казахского Ренессанса, который был важным этапом в возрождении традиций тюркской письменной культуры на земле казахов. Один из наследников тюркской культуры, казахский народ вернулся к своей исконной письменной культуре.

Говорить об Абае, крупнейшей фигуре Ренессанса, можно бесконечно, и не надо думать, что можно когда-либо подвести черту, уверив себя в том, что мы до конца познали его. Чем выше будет подыматься уровень народного сознания, тем более будут расширяться наши представления и понятия о нем, у каждого поколения будет свой Абай, свое понимание и осознание его величия. Поэтому, познавая Абая, мы познаем свой народ, постигаем его духовное богатство.

Время собирать камни

В своей программной статье Елбасы говорит о серьезном перео­смыслении того, что происходит в мире. И в данном контексте первое условие модернизации нового типа – сохранение своей культуры, собственного национального кода. Но в век глобализации оградить себя от тлетворных идей западного мира нам становится все тяжелей. Тем более, если мы не расстанемся с рядом архаических привычек и пристрастий, как, например, региональное разделение единой нации.

Время – суровый и строгий судья – многое проясняет и многое прощает. Но мы должны понять, что если не признать своих ошибок сегодня, не освободиться от них, то путь в будущее с таким грузом заказан. Пришло время «очиститься от грязи». Наш долг сейчас – возродить национальный дух. Пришло время, когда мы должны понять, что нельзя слепо следовать за кем-либо, бездумно подражать. Но жизнь доказывает, что мы опять пришли к тому, от чего уходили, – к просветительству, но уже в новой форме.

Значительная часть нашего общества взяла курс на подражание Западу, не учитывая национального своеобразия и предав забвению исконно родные традиции. Это заведомо ведет к неверному пути. Западная цивилизация хороша для своих мест. Знание западной культуры, безусловно, необходимо. Но надо учитывать, что это фактор, ограничивающий сознание национального духа.

Абай говорил: «Можно ошибаться впереди идущему, но все последствия испытает на себе идущий следом». Хочется верить, что мы, учась на ошибках и заблуждениях, отыщем верную дорогу, по которой потом пойдут наши потомки.

Популярное

Все
Результат, вошедший в историю
В зоосаде Бурабая – пополнение
Связанные одной цепью...
Победа на Кубке мира
Объединяя природу, спорт и досуг
Пока живу – надеюсь
Звезды помогут выбрать профессию
Казахстан – в тройке лидеров
Аккорды памяти
Родом из детства
Амуниция как национальный код
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Заработал кирпичный завод
Президент наградил Елену Рыбакину орденом "Барыс" III степени
Жемчужина осеннего Шымкента
Сенсационное серебро из Японии
США исключили президента Сирии из списка террористов
Водоемы рыбохозяйственного значения очищены от мусора и рыболовных сетей
АПК республики входит в новую агротехнологическую эпоху
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Елена Рыбакина триумфально выиграла Итоговый турнир WTA
Медицина должна помогать мечтающим о материнстве
В аэропорту задержан правонарушитель
Токаев в Белом доме, «С5+1» и Авраамские соглашения: мнение зарубежных экспертов
В СКО ограничено движение транспорта
Чипсы из нарынкольской картошки
Алматы 2035: приоритеты развития мегаполиса обсудили на форсайт-сессии
Почему Рыбакина отказалась от фото с главой WTA
Театр отмечает юбилей
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Петропавловские теплосети готовят к передаче в муниципальную собственность
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]