
Особенности переходного времени
Если быть откровенным, то надо признать, что фигура Абая до сих пор стоит перед нами как бы в тумане. Конечно, великих постичь до конца невозможно – это животворный кладезь, и каждое поколение, приходя в этот мир, черпает знания и силы именно из этого источника, сообразно своим возможностям и своему времени. И чем дальше отдаляется от нас во времени фигура гения, тем полнее и глубже начинаем мы понимать его. Имевшие место прежде сомнительные мнения и взгляды, отражавшие идеологию застойного времени, субъективные точки зрения, понятия, сейчас сменяются в общественном сознании на новое направление. Поэтому исторической закономерностью, необходимостью было появление философа-мыслителя. Если бы не родился Абай Кунанбаев, им мог быть кто-то другой. Случайность – это проявление исторической закономерности. Поэтому не будет преувеличением, если мы скажем, что творчество Абая – это этап в духовной культуре народа. Абай велик не только как поэт, мастер художественного слова, он занимает также высокое место в истории мировой философии как выдающийся мыслитель (до сего времени это малоисследованная область).
Мы называем Абая общественным деятелем, воспринимаем его как мыслителя, потому что в его произведениях отражаются результаты общечеловеческих общественных противоречий. Он писал стихи не только для эстетического наслаждения, но и как урок для молодых, сердца которых открыты для разумного слова. Абай не скрывает этой задачи и прямо говорит об этом. Он хочет, чтобы его слова дошли до сознания народа, будили его и дали толчок новой мысли.
Попытка изменить сознание всего народа – это миссия не только поэта, но и общественного деятеля. Главная примета второй половины XIX века – это то, что народ постепенно переходил от кочевой жизни к оседлой. Кочевая жизнь мало-помалу уходила в прошлое. На казахских землях стали строиться новые города, расширяться и укрепляться бывшие. Стала развиваться городская культура. Казахская степь была наводнена новыми идеями: это религиозная идеология и идеология политических ссыльных демократов. Владеющие грамотой получили возможность знакомиться с западной и русской культурой. Началась эпоха пробуждения.
Трудный путь к духовному возрождению
Невиданного прежде расцвета достигает устная литература, поэзия. В условиях, когда появилась городская культура, прежние измерения, представления, рожденные кочевым бытом, не соответствовали новому образу жизни, и появилась потребность в новых формах. Это было веление времени, и создателем новых форм был Абай. Поэзия (устная литература) свое начало берет из поэзии древних тюрков. До Абая древняя тюркская поэзия дошла в устной форме.
Казахи – одна из ветвей древних тюрков, которые получили в наследство от предков не письменную культуру, а устную поэзию. И это закономерно. Казахи вошли в историю как кочевники. Кочевая культура развила одну из самых удобных форм – фольклор. Песни, жыры, дастаны передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Этот прием чрезвычайно развил художественное образное и абстрактное мышление. Чтение их наизусть было обычным делом. Но между устной поэзией, сочинениями видных ее представителей и тенденциями мирового развития обнаружились резкие противоречия, особенно во второй половине XIX века.
Переход письменной культуры в устную поэзию был очень трудным и противоречивым процессом, и поэтому ответить однозначно на вопрос, был ли этот переход достижением или, напротив, поражением, трудно. С одной стороны, его можно считать поражением нашей духовной культуры. Был потерян алфавит, преданы забвению имена многих ученых, поэтов, историков. Историческая правда, реальные исторические события стали забываться, превращаясь в легенды и мифы. Но с исчезновением древних городов на территории Казахстана полностью не была уничтожена письменная культура, она приобрела другие формы, видоизменилась и в эпоху исторического упадка народного духа, преобразившись в сознании в иные формы, сохранилась в фольклоре.
Абай доподлинно знал, какой должна быть настоящая поэзия. Зная только казахскую поэзию, невозможно было достичь высоких результатов, потому он глубоко изучил творчество Гете, Байрона, Пушкина, Лермонтова, проникся их мыслями и образами, творчески переработал их и создал мировые шедевры классической поэзии.
Мудрость Абая – эта такая мощная духовная опора, которая не теряет своего блеска и по сегодняшний день. Ведь именно он в свое время говорил, что спасение нации – только в его духовном возрождении. Путь этот, справедливо полагал Абай, будет долог и труден, но необходим.
Эпоха казахского Ренессанса
Итак, время, которое подарило человечеству Абая, вполне можно назвать эпохой казахского Ренессанса, который был важным этапом в возрождении традиций тюркской письменной культуры на земле казахов. Один из наследников тюркской культуры, казахский народ вернулся к своей исконной письменной культуре.
Говорить об Абае, крупнейшей фигуре Ренессанса, можно бесконечно, и не надо думать, что можно когда-либо подвести черту, уверив себя в том, что мы до конца познали его. Чем выше будет подыматься уровень народного сознания, тем более будут расширяться наши представления и понятия о нем, у каждого поколения будет свой Абай, свое понимание и осознание его величия. Поэтому, познавая Абая, мы познаем свой народ, постигаем его духовное богатство.
Время собирать камни
В своей программной статье Елбасы говорит о серьезном переосмыслении того, что происходит в мире. И в данном контексте первое условие модернизации нового типа – сохранение своей культуры, собственного национального кода. Но в век глобализации оградить себя от тлетворных идей западного мира нам становится все тяжелей. Тем более, если мы не расстанемся с рядом архаических привычек и пристрастий, как, например, региональное разделение единой нации.
Время – суровый и строгий судья – многое проясняет и многое прощает. Но мы должны понять, что если не признать своих ошибок сегодня, не освободиться от них, то путь в будущее с таким грузом заказан. Пришло время «очиститься от грязи». Наш долг сейчас – возродить национальный дух. Пришло время, когда мы должны понять, что нельзя слепо следовать за кем-либо, бездумно подражать. Но жизнь доказывает, что мы опять пришли к тому, от чего уходили, – к просветительству, но уже в новой форме.
Значительная часть нашего общества взяла курс на подражание Западу, не учитывая национального своеобразия и предав забвению исконно родные традиции. Это заведомо ведет к неверному пути. Западная цивилизация хороша для своих мест. Знание западной культуры, безусловно, необходимо. Но надо учитывать, что это фактор, ограничивающий сознание национального духа.
Абай говорил: «Можно ошибаться впереди идущему, но все последствия испытает на себе идущий следом». Хочется верить, что мы, учась на ошибках и заблуждениях, отыщем верную дорогу, по которой потом пойдут наши потомки.