У арабов и иранцев этот древний музыкальный жанр назывался макам, у таджиков и узбеков – маком, у азербайджанцев – мугам. В уйгурской музыке он известен как мукам. Это искусство возникло еще задолго до возникновения ислама, сведения о нем встречаются в рукописях аль-Фараби, Авиценны, Абдурахмана Джами и Алишера Навои.
«Двенадцать мукамов» – монументальный цикл протяженных музыкально-поэтических произведений, шедевр средневекового уйгурского музыкального искусства. На его основе режиссер Ялкунжан Шамиев представил зрителям оригинальную постановку «Тайны мукама», куда вошли самые интересные, яркие мелодии и песни разных мукамов. «Тайны мукама» – прежде всего история народа, это, как писали древние мыслители, связь музыки с космосом. Содержание очень разнообразно и богато, в них и афоризмы философов, и наставления пророков, и народная мудрость, и передающиеся из уст в уста стихи, рассказы и истории. Мукамы сопровождают все значимые события в жизни уйгурского народа. Без них не обходится ни одна свадьба, мукам обязателен на всех праздниках урожая.
«Тайны мукама» – цикл из семи выразительных самостоятельных картин, каждая из которых имеет свой сюжет и историческую национальную особенность. Их связывает основной персонаж Хафиз – певец народа. Каждая картина – «Таклимакан», «Воины», «Тысяча пещер», «Дехкане», «Тарим», «Хотан» и «Орда» – отличалась художественным оформлением и музыкально-танцевальной драматической основой. Яркие и точные изобразительные средства – декорации, освещение, выверенная драматургия – заставили зрителей окунуться в таинственный, красочный и мелодичный мир мукама, в котором живет душа уйгурского народа.
А когда поет душа, то трудно усидеть на месте: наиболее впечатлительные зрители пускались в пляс, вовлекаясь в театрализованное действо. Отточенные и виртуозные движения танцовщиц на сцене заводили весь зал. И в этом немалая заслуга приглашенного из КНР балетмейстера Кураша Раджаба. Своим успехом постановка обязана и художнику по костюмам Гузель Мамединовой, а также композитору Кахарману Именову.