
Образование можно назвать постоянно реформируемой системой, что объясняется требованиями государства к человеческому капиталу. Своим видением тенденций развития «отрасли знаний» делится президент Казахского гуманитарно-юридического университета, доктор юридических наук, профессор Максут НАРИКБАЕВ.
– Максут Султанович, реформы продолжаются, об этом говорит в своих выступлениях и новый министр образования и науки. Кто-то относится к ним с пониманием, кого-то они раздражают. А что вы ожидаете от преобразований?
– В современных условиях развитие любой страны становится невозможным без передовой системы образования, так как уровень научно-технического развития цивилизации свидетельствует о том, что мы живем в мире, в котором основной ценностью стал интеллектуальный продукт. Сырьевая экономика – это тупиковая ветвь развития, и Глава государства постоянно подчеркивает это в своих Посланиях народу Казахстана. В Стратегии «Казахстан-2050» говорится: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией». Только высокообразованная нация способна противостоять современным вызовам и обеспечить накопление инновационного интеллектуального потенциала. Совершенно очевидно, что геометрическая прогрессия, в которой увеличивается ежегодный объем информации, обрушивающейся на человека, задает абсолютно иные принципы образовательной стратегии.
Да, мы все в той или иной степени склонны к консерватизму, вызванному усталостью от реформ. Однако динамика развития человечества сегодня настолько стремительна, что если ты не идешь вперед, опережая время, то ты отстаешь и деградируешь. Безусловно, очень много достижений и выдающихся результатов достигнуто благодаря советской педагогической школе и системе образования, однако она была эффективной только в определенном историческом периоде. Вряд ли имеет смысл дискутировать по этому поводу. Можно ли утверждать, что прежняя советская система образования в изменившихся условиях сохранит свою эффективность? Поэтому постоянное совершенствование системы образования, освоение лучшего зарубежного опыта, активная интеграция в мировое образовательное пространство – это перманентное свойство процветающей нации. Школы и университеты формируют мировоззрение, воспитывают личность в человеке.
Как мне кажется, критичное отношение к «бесконечным реформам» вызвано тем, что мы никак не можем завершить переход на новую европейскую систему высшего образования. Прошло более десяти лет, как мы практически перешли на кредитную технологию и четырехлетний бакалавриат, одно-двухгодичную магистратуру. Но, к сожалению, в полном объеме освоить новую образовательную технологию нам не удается. Одна из главных причин этого, как мне представляется, в следующем. Активно реформируется высшее образование, а школьное образование в значительной мере функционирует по-старому. Переход к 12-летнему обучению в школе откладывается из года в год. Что мы получаем в результате?
Первое: неподготовленность будущих студентов к получению образовательных услуг по новой технологии, где методика преподавания направлена в основном на развитие самостоятельности студента. Да и преподаватели наши никак не могут полностью отойти от прежней методики, где они целиком решают, чему и как должен быть обучен студент. А сущность новой технологии в том, что преподаватель должен учить тому, как учиться.
Второе: сократив прежнее пятилетнее образование до четырех лет в бакалавриате, объем общеобразовательных учебных программ оставили почти прежним. Из-за чего минимум одну треть времени студенты тратят на изучение дисциплин, не связанных с будущей профессией. Как нам представляется, первая вузовская ступень образования, бакалавриат, предусматривает общую подготовку специалиста по выбранной профессии. Именно поэтому в европейских высших учебных заведениях бакалавров готовят в колледжах университетов сроком обучения три года. Там, где нужна языковая подготовка, вузы самостоятельно предусматривают первый – языковый – курс (год).
– Получается, что два десятилетия реформ в системе высшего образования ни к чему не привели?
– Не стоит так категорично судить. Как бы мы ни критиковали наше образование, если быть объективным, за все эти годы сделано немало. Несколько лет назад наше Правительство подписало документы о вхождении в Болонский процесс. Тем самым мы окончательно определились концептуально, выбрав европейскую систему образования. В Министерстве образования и науки создано специальное подразделение по реализации наших обязательств, исходящих из положений этого международного соглашения. Те шаги, которые проделаны министерством и высшими учебными заведениями, позволили приблизить национальную систему высшего образования к нуждам рынка труда, так как скорость социально-экономического развития в Казахстане сделала невозможным прежний подход государственного регулирования учебных планов путем тотальной регламентации. Поэтому имплементация правовых норм и технологий Болонского процесса была необходимым условием дальнейшего развития.
Создана трехуровневая система высшего и послевузовского образования (бакалавриат – магистратура – докторантура), которая позволяет гармонизировать образовательную траекторию и готовить профессионалов разного уровня, в зависимости от потребностей работодателей. В дальнейшем такой подход позволит расширять образовательный ценз на занятие определенных должностей в соответствии с Национальными рамками квалификации. Постепенно осваиваем кредитную технологию обучения, которая обеспечивает индивидуализацию учебного процесса на основе права обучающегося на свободный выбор большей части дисциплин учебного плана и возможность академической мобильности, обучения в разных вузах одной или нескольких стран.
На данный момент расширена академическая свобода вузов в определении содержания учебных программ: увеличен компонент по выбору – в бакалавриате с 40 до 50%, магистратуре – с 50 до 60% и в докторантуре – с 70 до 80%. Тенденция сокращения так называемого обязательного компонента сохраняется. Преимущества, которые дает кредитная технология обучения, в первые годы внедрения подвергавшаяся всеобщей критике и неприятию, заключаются в том, что студент реализует собственные представления о компетенциях, которые ему необходимы для успешной конкуренции на рынке труда (с учетом возможностей будущего трудоустройства и потребностей в саморазвитии). Кроме этой основной задачи достигается и стратегическая цель воспитания креативного поколения, которое умеет делать выбор и принимает ответственность за это.
По прошествии времени для нас уже немыслима ситуация, в которой все университеты Казахстана должны преподавать абсолютно идентичный, унифицированный перечень дисциплин по каждой специальности. Мы уверены, что государство в лице Министерства образования и науки сделало правильный выбор, вступив в Болонский процесс. Мы уже имеем систему высшего образования, которая может в полном объеме адаптироваться под мировые стандарты, тогда как некоторые страны еще только начинают осуществлять этот переход.
Определенной корректировке подверглась и система послевузовского образования. Новые тенденции затронули и сферу научных, диссертационных исследований. Магистратура и докторантура PhD дают возможность котироваться за рубежом дипломам наших магистров и докторов PhD. Конечно же, система послевузовского образования в Казахстане до сих пор несовершенна, но обратного пути уже нет. Волевое и целенаправленное внедрение новой системы послевузовского обучения уже дает положительные результаты. Если в начале 2000-х годов гранты на поступление в магистратуру зачастую могли быть не освоены, то сейчас по отдельным специальностям и вузам конкурс составляет до 50 претендентов на одно место. Такое повсеместное внедрение магистерских программ создает основу для формирования управленческого аппарата, ведь в программу обучения закладываются основы менеджмента вне зависимости от специальности. А для магистратуры научно-педагогического направления (двухлетний срок обучения) заложены также основы педагогики и психологии, что дает необходимый теоретический материал для будущих молодых преподавателей вузов.
Докторантура PhD на сегодняшний момент реализуется исключительно за счет грантового финансирования. Хотя, как нам представляется, ограничение подготовки докторов PhD за счет самих вузов замедляет обеспечение их «остепененными» кадрами. Замысел государственных деятелей прост – тот, кто действительно обладает глубокими знаниями, может рассчитывать на поступление в докторантуру PhD, только в таких научных кадрах нуждается суверенный Казахстан. Но парадоксально то, что, доверив вузу предоставлять образовательные услуги, государство не доверяет им в подготовке кадров с учеными степенями, в которых они очень нуждаются после упразднения институтов подготовки кандидатов и докторов наук. Тем более что эти ученые (во многих странах – академические, то есть присваиваемые самими вузами) степени необходимы прежде всего для вузов как ступень квалификационного роста преподавателей и научных сотрудников.
– В чем, по-вашему мнению, заключаются инициативы нового руководства министерства?
– Дело в том, что сам переход к новой, европейской системе образования немного затянулся. Четыре года прошло с момента подписания Правительством Болонского процесса, а Закон «О национальных стандартах высшего образования в РК» не принят. На наш взгляд, именно с такого документа должно начинаться реальное внедрение принципов Болонского процесса.
Один из ключевых принципов Болонского процесса – академическая автономия вузов. В нашей же стране только Назарбаев Университет имеет право работать в режиме академической автономии, так как он учрежден специальным законом. Хотя Президент неоднократно давал понять, что этот вуз им создан специально для ориентации при реформировании, но соответствующих корректировок в нормативных актах, распространяющихся на все иные вузы, пока не происходит. Многие правовые механизмы, ограничивающие учебные заведения в выборе тактики и стратегии, направленных на регулирование форм администрирования и методических направлений учебного процесса, сохраняются. То есть передача механизмов академической автономии вузам идет мелкими шажками, в условиях неослабевающего централизованного управления, контроля и оценки.
Некоторые высказывания нового министра образования и науки Аслана Саринжипова вселяют уверенность, что процесс децентрализации управления вузами пойдет ускоренным темпом. Это в конечном итоге приведет к усилению конкуренции на образовательном рынке и повышению ответственности самих высших учебных заведений за качество предоставляемых услуг. Кстати, министр поддержал недавнюю инициативу руководителей семи ведущих вузов страны (КИМЭП, КазГЮУ, КазНУ, ЕНУ, КазАНУ, КБТУ, МАБ) по созданию консорциума для содействия Министерству образования и науки в реализации задач, поставленных Главой нашего государства, по совершенствованию системы высшего образования. Первое учредительное собрание консорциума состоялось 23 января 2014 года в Алматы, где подписано соответствующее соглашение, избран руководящий состав. Там же была определена рабочая группа по выработке конкретных предложений по совершенствованию высшего образования. Кстати, данная рабочая группа, представители которой включены в состав рабочей группы Министерства образования и науки, уже внесла на рассмотрение соответствующие предложения по корректировке действующей нормативной базы. Это уже говорит о том, что новое руководство системы образования настроено действовать не на словах, а на деле.
– Что вы можете сказать о частном высшем образовании?
– Это реалии нашего времени. Частные вузы доказали, что имеют право на существование. В сложный период развития государства именно они предоставили возможность получить образование самым широким слоям населения, обеспечив занятость десятков тысяч юношей и девушек в период массовой безработицы. Частные вузы и их учредители сделали свой весомый вклад в преодоление системного кризиса первых лет независимости страны. Создали новые рабочие места, привлекли к работе наиболее квалифицированных преподавателей за счет внедрения дифференцированной оплаты труда, дали возможность десяткам тысяч студентов получить образование, применили новейшие методы в обучении (в том числе принципы непрерывного образования), оперативно внедрили в учебный процесс новые дисциплины, в итоге стали важным двигателем реформ в сфере образования. На данный момент рынок частного образования в целом сложился. Существует нормальная конкуренция среди негосударственных образовательных учреждений, а это главный признак здорового процесса. Проведенная Министерством образования и науки масштабная оптимизация вузов позволила сократить число высших частных учебных заведений, не соответствующих стандартам качества образовательных услуг. Поэтому сложившееся за последнее время неоднозначное отношение к частным вузам со стороны отдельных чиновников и членов общества должно измениться.
На мой взгляд, официального разделения учебных заведений на государственные и частные, то есть по форме собственности, не должно быть в принципе. Все вузы в стране предоставляют свои услуги не на основе формы собственности, а на основе лицензии, выданной от имени государства. Поэтому и отношение, и требования к ним должны быть одинаковые. Должен быть один критерий оценки их деятельности – качество предоставляемых услуг. Это касается и процесса развития правовой основы автономии вузов.
Вадим МАКАРОВ