Одна школа – тысяча задач

4479
Беседовала Алла Серикбаева

В 2023 году в Казахстане началось строительство первых объектов образования в рамках национального проекта «Комфортная школа». Он направлен на решение проблемы дефицита ученических мест, а также трехсменных и аварийных школ. О том, как реализуется данный масштабный проект, рассказал вице-министр просвещения Едил Оспан.

фото из архива "КП"

– Едил Сабырович, насколько в Казахстане актуальна проб­лема дефицита ученических мест и как ее планируется решать в ближайшие годы?

– Да, действительно, в отдельных регионах имеется проблема нехватки ученических мест. Поэтому Правительством ежегодно выделяются средства на строительство и модернизацию объектов среднего образования. Только за последние три года открыто 626 школ на 340 тысяч ученических мест, модернизировано порядка двух тысяч сельских школ.

В 2023 году по стране введено в эксплуатацию 165 школ на 137 тысяч ученических мест. Тем самым решены вопросы с 12 аварийными и 29 трехсменными школами, снят дефицит ученических мест в 113 населенных пунктах.

Проведена модернизация порядка 1 008 школ в малых городах, районных цент­рах и селах, в частности завершены ремонт­ные работы и работы по обновлению школьной мебели и оборудования. В 1 081 школе открыты 1 516 современных школьных кабинетов по естественным нау­кам, робототехнике и STEM.

Деньги на эти цели выделяются из разных источников финансирования: от Фонда поддержки инфраструктуры образования, из республиканского и местного бюджетов, через социальные и благотворительные программы, частные инвестиции.

– Как реализуется национальный проект «Комфортная школа»?

– В рамках национального проекта к 2026 году планируется открытие 369 новых школ на 740 тысяч ученических мест. Данный проект прежде всего направлен на строительство школ в городах и перспективных населенных пунктах, где наблюдается концентрация аварийных, трехсменных и перегруженных учебных заведений. Также школы будут построены во вновь застраиваемых микрорайонах городов и областных центров.

Проект включает строительство объектов проектной мощностью 300, 600, 900, 1 200, 1 500, 2 000 и 2 500 мест. Проектирование школ производится с учетом климатических особенностей регионов.

Большая часть строящихся объектов приходится на города Астану и Алматы, Алматинскую, Туркестанскую, Мангистаускую и Кызылординскую области.

В 2023 году завершены подготовительные работы и начато строительство 217 школ на 461 тысячу ученических мест. Данные объекты планируется ввести до конца текущего года.

В 2024-м также запланировано строительство 152 школ на 279 тысяч ученических мест, которые распахнут свои двери в 2025 году. Сейчас акиматы готовят земельные участки к строительным работам.

– Какая роль закреплена за Минис­терством просвещения? Кто еще задействован в данном проекте?

– Министерство просвещения обеспечивает координацию, мониторинг и контроль за реализацией национального проекта. Разработана вся необходимая нормативная база, на постоян­ной основе обеспечивается методологическая поддержка. Совместно с представителями педагогического и экспертного сообщества подготовлены нормы оснащения школ современной школьной мебелью и технологическим оборудованием. Одновременно проводится работа для организации качественного учебного процесса. Это подготовка корпуса директоров в рамках проекта «1 000 лидеров изменений в образовании», обновление учебных программ.

Стоит отметить, что строительство и ввод только одной школы включает реализацию порядка тысячи задач, объединенных в 20 этапов: от выделения земельного участка до ввода учебного заведения в эксплуатацию. В реализации задействованы порядка 30 государственных органов и организаций.

К примеру, АО «Samruk-Kazyna Construction» и местные исполнительные органы несут ответственность за проектирование, строительство, оснащение и свое­временный ввод всех объектов. Министерство промышленности и строительства проводит комп­лексную вневедомственную экс­пертизу проектов. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и операторы связи отвечают за подключение к скоростному Интернету. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» обеспечивает участие отечественных производителей товаров.

На период строительства объектов функционирует информационная система по управлению проектами с подключением строи­тельных площадок к сервису видеотрансляции. Таким образом, государственными органами на ежедневной основе осуществляется пообъектный мониторинг и контроль исполнения текущих задач. На сегодняшний день ведется работа по выводу данных с информационной системы на публичный дашборд, где будет отражаться обновляемая информация о реализации национального проекта. Мы планируем запус­тить общественный мониторинг с функционалом обратной связи.

– Какими будут комфортные школы?

– Учебные заведения, построен­ные в рамках национального проекта, будут оснащены современным технологическим оборудованием и школьной мебелью. В них будут раздельные учебные блоки и спортивные залы для учащихся 1–4-х и 5–11-х классов.

Важно отметить, что во всех школах будут созданы необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями. Это кабинеты логопеда, специального педагога, психолога, сенсорная комната, кабинет поддержки инклюзивного образования.

Особое внимание уделяется мерам безопасности детей, эффективному использованию имею­щихся площадей. Это оформление пространств для кооперации и обмена опытом, коворкинга и рекреационных зон для работы.

– По поручению Президента средства, изъятые по коррупционным уголовным делам, направляются в Фонд поддерж­ки инфраструктуры образования на строительство школ. Сколько уже построено школ за счет таких средств?

– С момента образования фонда, а это ноябрь 2022 года, на специальный счет поступило 151,9 миллиарда тенге. Согласно утвержденным правилам, за счет данных средств финансируется строительство или реконструкция объектов среднего образования. На сегодняшний день на основании предложений местных исполнительных органов профинансировано строительство 62 школ на 76 тысяч ученических мест на общую сумму 96,5 млрд тенге. Это завершение строительства 59 школ, а также трех новых объектов. По итогам 2023 года открылись 43 школы, в результате ввода новых объектов образования в регионах появилось еще 54,4 тысячи новых ученических мест.

Если брать в разрезе регионов, то большая часть приходится на Астану, Алматинскую и Туркестанскую области. Далее идут Жамбылская, Кызылординская и Мангистауская области. Это те регионы, где на сегодняшний день наблюдается дефицит ученических мест.

– Государство активно продвигает принцип ГЧП при строи­тельстве школ. Однако бизнес неохотно идет в эту сферу. Почему? Как планируется стимулировать предпринимателей?

– Следует отметить, что в пос­ледние годы активно реализуются инвестпроекты. Наблюдается положительная динамика открытия частных организаций образования. При этом наметилась тенденция по открытию именно бесплатных частных школ, что стало возможным с введением подушевого норматива финансирования.

Если говорить о проектах ГЧП, то можно отметить строительство шести школ в Астане и двух школ в Атырау. Существуют также организации образования, построенные в рамках социальной ответственности бизнеса. Только в 2023 году запущено 17 таких объектов.

Кроме того, в национальном проекте одним из механизмов по строительству объектов проект­ной мощностью более 1 200 мест определен как раз механизм ГЧП.

 

Популярное

Все
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Молочный флагман республики
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Вблизи Атырау с вертолета тушат пожар
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
В Казахстане растут объемы производства легкой промышленности
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Саранча угрожает посевам
Алматинка впала в кому после укола антибиотика
Листая страницы старинных книг
Функции тарифного регулятора переданы Минводы
Казахстан впервые в истории вышел в финал ЧМ по дзюдо среди женщин
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Новые правила регистрации мобильных телефонов
В Уральске реконструируют набережную

Читайте также

Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Реформы, доступность, инновации: что меняется в отечественн…
Раимбек Баталов: «Алтын сапа» – не просто награда, а итог в…
Новая архитектура поддержки малого бизнеса

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]