Он душу народа постиг

1722
Галия ШИМЫРБАЕВА
Галина Вишневская, когда ее спрашивали, а кем бы стал Раст­ропович, если играл бы не на виолончели, говорила, что он стал бы Растроповичем, даже если бы ему пришлось играть на заборе. Вот и Тлендиев – если бы не достиг высот в музыке, прославился бы на любом другом поприще.

Началось ведь с чего? Однажды Ахмет Жубанов, идя по улице, вдруг услышал доносившиеся откуда-то сверху звуки виртуозной игры на домбре. Он поднял голову: на крыше дома сидел мальчик с инструментом в руках.

В то время созданный Ахметом Куановичем Государственный народный оркестр имени Курмангазы находился в первоначальной стадии становления, и он повсюду искал таланты. Столкнувшись с юным дарованием, именитый музыкант, конечно же, сделал все, чтобы мальчик попал туда. По прошествии многих десятилетий Нургиса Тлендиев создал еще один оркестр, продолживший линию, начатую оркестром имени Курмангазы. А тогда, чтобы он мог играть во взрослом коллективе, ему приписали два года. Сделать это было нетрудно: Нургиса был высокого роста, крепкого тело­сложения, а потому выглядел старше своих лет.

Через несколько лет началась Великая Отечественная война, и 16-летний музыкант ушел добровольцем на фронт. И хотя Нургиса был трижды ранен, судьба, провидение или дух великих предшественников хранили его.

Когда Тлендиев поступил учиться на дирижерский факультет Мос­ковской консерватории, то к потрясающему природному дару добавилось прекрасное фундаментальное образование. В его сочинениях всегда была видна не просто рука дирижера, в них ясно и четко проглядывала его творческая мысль. Его произведения – один лучше другого – не оставались в рамках узко профессиональной публики или даже широкой музыкальной общественности, а сразу уходили в народ. Со временем их стали считать народными, что является высшим пиком популярности их творца.

– Мне многое из того, что написал Тлендиев, посчастливилось дирижировать, – вспоминает дирижер Юрий Дороховский. – "Алатау", "Саржайляу", "Жан сәулем"... И не удивляйтесь, но я был первым, кто исполнял его "Қустар әнi". С этой песней получилось так же, как и с бессмертным "Казахским вальсом", написанным Латыфом Хамиди к какой-то канувшей в лету театральной постановке. Написанная к ныне безвестному спектаклю песня "Қустар әнi", став одной из самых любимых народом песен, зажила собственной жизнью.

Меня, еще студента консерватории, пригласили концертмейстером в оркестр Казахского драматического театра имени Ауэзова. И хотя обстановка была очень благожелательной, я все равно робел стоять во главе оркестра. А тут через некоторое время стали репетировать спектакль, музыку к которому написал Нургиса Тлендиев. Когда сказали, что автор приедет на репетицию послушать, как звучит музыка, разные люди поторопились сообщить мне, что он безмерно требователен и даже резковат.

Началась репетиция. Когда над залом поплыли прекрасные звуки "Қустар әнi", я забыл обо всем. Отзвенел последний аккорд, и вдруг вижу – в мою сторону бежит какой-то человек. Глаза сверкают, локти расставлены… Он был похож на боксера, приготовившегося к атаке, а я и сам был уже кандидатом в мастера спорта, поэтому невольно принял бойцовскую стойку. Ситуация сложилась комическая, а Тлендиев (это был он) подбежал, обнял и, повторяя: "Спасибо! Здорово!", поцеловал.

Кинокомпозитор – еще одна грань его многогранного таланта. Нургиса Атабаевич, напомню, долгие годы был дирижером и главным редактором музыкальной редакции киностудии "Казахфильм". Этот случай связан с записью музыки к кинофильму "Конец атамана". Техника тогда была совсем не такая, как сейчас, а требования при этом жесточайшие. К услугам дирижера симфонический оркестр из лучших музыкантов столицы – из оперного театра имени Абая, из Казфилармонии имени Джамбула, профессура из консерватории... Но все эти регалии и заслуги его никак не волнуют, Тлендиеву был нужен результат. А у оркестра, который за ночь мог записать то, над чем другие работают месяцами, никак не шел один фрагмент. Дирижер бьется и так, и эдак, но не идет – и все тут. И тогда Тлендиев, бросив в сердцах: "Жолдастар – друзья! Вот как это должно звучать!" – яростно схватил домбру.

Не знаю, как другие, но я обом­лел! Во-первых, инструмент шел не справа налево, а наоборот, потому что Тлендиев был левшой. Во-вторых, перед ним симфонический оркестр – одно из высочайших достижений человеческой цивилизации, а он сыграл неподдающийся кусок на двухструнном инструменте! Она звучала не просто в оркестровой манере, технологии и прочем, – домбра в руках виртуоза передала и художественность, и драматургию момента. Воцарилась тишина! После столь блистательного мастер-класса запись пошла как по накатанной, мы (я был приглашен в оркестр в качестве скрипача) быстро управились с материалом, а фильм в дальнейшем вошел в Золотой фонд казахского кино.

Как дирижер, он дал путевку в фильмы не только своей музыке, но и других авторов. Казалось бы, человек мог бы и успокоиться. Но он, как мастер домбры, приложил руку и к инструментальному творчеству. И эти его произведения, как и песни, тоже пошли в народ.

Понятно, что не каждый может их исполнить, но его кюи, как и творения Курмангазы и Даулеткерея, по словам Юрия Дороховского, знает каждый казах. Это "Махамбет" – поэма для оркестра казахских народных инст­рументов, "Алкисса" и "Ата толгау" – инструментальные произведения для домбры и народного оркестра, большая симфоническая поэма "Ордабасы". Что касается последнего произведения, то это как у Чайковского. Музыка великого русского композитора написана очень сложно, но ее знают и понимают все.

Юрий Дороховский считает, что это, видимо, и есть суть гениальных произведений – когда сложность письма не видна. Толстой говорил на этот счет: настолько гениально, что даже мастеровитость не видна.

– Или возьмем древнейший народный кюй "Ақсақ құлан", – продолжает музыкант. – Тлендиев сделал из него поэму грандиозного симфонического звучания! Причем бережно, не заслоняя того, что народ вложил в него. Когда уже признанный всеми дирижер и композитор услышал организованный музыковедом Булатом Сарыбаевым небольшой этнографический ансамбль музейного плана, он, как великий художник, представил, что будет, если довести его до большого оркестрового масштаба. Дело ведь в чем? Древние инструменты, найденные при раскопках Отрара, имеют очень красивый, но совсем небольшой звук. Например, богатейший инструмент сазсырнай слышно всего лишь за метр-полтора. Тлендиев решил, что этот оркестр должен работать на микрофонах. И это в то строгое время, когда к микрофонному исполнению относились весьма предвзято. Подобную вольность могла позволить себе только эстрада и вдруг – народный оркестр! Эту идею ему, естественно, пришлось пробивать. Зачем ему это было надо? А все очень просто: он хотел, чтобы все это богатство зазвучало в полный голос.

И еще: то, что зарождалось в его душе, мог показать только этот оркестр. Создав "Отрар сазы" уже в возрасте, да и фронтовые раны тоже сказывались, он объездил с его коллективом весь Казахстан. Только гастролирующий музыкант знает, насколько это тяжело – условия на таких гастролях бывают приближенными к фронтовым.

Недоброжелателей и завистников у этого яркого таланта хватало всегда. Тлендиев ведь и членом Союза композиторов стал только к концу жизни. Чиновники, ссылаясь на то, что он оканчивал дирижерский факультет, всячески препятствовали этому. А народным артистом СССР он стал после того, как секретарь Союза композиторов СССР Тихон Хренников стал содействовать этому. Но самой главной наградой для него было признание народа, который, чувствуя, что он показывает его душу всему миру, носил его на руках... Звание "Халық Қаһарманы", которого он был удостоен перед самой смертью, досталось ему по праву, – соотечественники уже при жизни воспринимали его как своего героя.

…Один выдающийся европейский деятель сказал, что истинными святыми являются люди, которые самоотверженно выполняют свой профессиональный и общественный долг. А Тлендиев не просто выполнял и то, и другое – он в самом высоком смысле этого слова был сыном своего народа.

Популярное

Все
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Сохранить для потомков
В Almaty Gallery открылась фотовыставка «50⁄50. Прошлое и настоящее»
Теперь в планах Азиада и Олимпиада
Посвящение отцу – журналисту, бойцу и стоику
От истоков к современности
Язык – путь к осознанию нации
Вся жизнь – пример служения Отечеству
Тема бытового насилия перестала быть табу
Искусство на защите девочек и женщин
Мастер слова
При полном достатке топлива
В Минздраве озвучены ключевые показатели за 9 месяцев текущего года
Весь ствол в затейливых узорах
Сила местных трав
Красиво жить не запретишь
Дело не только в инфраструктуре
Женское лицо войны
Сакральный ландшафт
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Из казармы в кампус
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Политика здравого смысла
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Пройдемся по индустриальной Караганде
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Казахстанцев предупредили об изменениях в ПДД
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
И Полтава, и Коломак, и Червоний шлях
Новая услуга стала доступна в приложении «ЦОН»
В Шымкенте открыт молодежный хаб
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]