
В принятом в 2004 году Бюджетном кодексе РК впервые были определены основы организации государственного финансового контроля с выделением комплексного, тематического и встречного контроля. Наравне с контролем на соответствие и контролем финансовой отчетности стали проводить контроль эффективности, результативности, целесообразности и обоснованности. На законодательном уровне были определены полномочия Счетного комитета, ревизионных комиссий маслихатов, центральных и местных уполномоченных органов по внутреннему контролю. Впервые в центральных государственных органах были созданы службы внутреннего контроля, организационно и функционально независимые от других структурных подразделений государственного органа.
В 2008 году система государственного финансового контроля была усовершенствована, местные уполномоченные органы по внутреннему контролю упразднены и созданы аналогичные службы при акиматах городов Астаны, Алматы и областей. В 2011 году также упразднены ревизионные комиссии маслихатов и созданы ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы.
Ревизионная комиссия является государственным органом, осуществляющим внешний государственный финансовый контроль за исполнением местного бюджета в пределах соответствующей административно-территориальной единицы. Утвержден классификатор нарушений, выявляемых на объектах государственного финансового контроля. При органах внешнего государственного финансового контроля стали функционировать координационные советы по рассмотрению правоприменительной практики в сфере внешнего государственного финансового контроля, вопросов соблюдения стандартов внешнего государственного финконтроля.
Определяющим историческим моментом в развитии отечественной системы государственного финансового контроля является Послание Президента РК народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», которым предусмотрена необходимость создания комплексной системы государственного аудита на основе самого передового мирового опыта. В связи с этим 3 сентября 2013 года Указом Главы государства разработана и утверждена Концепция внедрения государственного аудита в Республике Казахстан с учетом международных стандартов.
Следующим важным шагом стала разработка в реализацию Концепции внедрения государственного аудита в РК законов «О государственном аудите и финансовом контроле» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного аудита и финансового контроля» и их подписание Главой государства 12 ноября 2015 года.
Предмет закона регулирует общественные отношения, связанные с государственным аудитом и финансовым контролем, определяет полномочия и организацию деятельности органов государственного аудита и финансового контроля. В реализацию закона Счетным комитетом уже разработаны и приняты 24 нормативных правовых акта, в период с 2016 по 2021 год планируется разработка более 30 документов.
Принятие всех необходимых подзаконных актов и подготовка соответствующей международным стандартам методологической основы проведения государственного аудита и финансового контроля позволят повысить прозрачность и эффективность расходования средств бюджета.
Государственный аудит включает аудит эффективности, соответствия и финансовой отчетности. При этом под аудитом эффективности понимается оценка и анализ деятельности объекта государственного аудита на предмет эффективности, экономичности, продуктивности и результативности.
В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний государственный аудит. Основной задачей внешнего государственного аудита выступает оценка эффективного использования национальных ресурсов для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны.
Задачами внутреннего государственного аудита являются анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства.
Органами внешнего государственного аудита и финансового контроля являются Счетный комитет и ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения и столицы.
К органам внутреннего государственного аудита и финансового контроля относятся уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту, службы внутреннего аудита центральных государственных и местных исполнительных органов, а также по усмотрению первого руководителя службы внутреннего аудита ведомств центральных государственных органов.
К компетенции Счетного комитета отнесено осуществление аудита эффективности планирования и исполнения республиканского бюджета в соответствии с принципами бюджетной системы Республики Казахстан с подготовкой отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету Правительства и аудита соответствия деятельности объектов государственного аудита по использованию средств республиканского бюджета и национальных ресурсов.
В функции ревизионных комиссий входит осуществление аудита эффективности планирования и исполнения местного бюджета в соответствии с принципами бюджетной системы с подготовкой отчета об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету местного исполнительного органа, а также аудита соответствия достоверности и правильности ведения объектами государственного аудита бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Уполномоченный орган по внутреннему аудиту осуществляет аудит финансовой отчетности государственных органов, усеченный аудит соответствия и проводит камеральный контроль, который является новым элементом предупреждения и профилактики нарушений. Координирующая роль органов государственного аудита и финансового контроля в соответствии с законом закреплена за Счетным комитетом как высшим органом государственного аудита и финансового контроля. Методологические акты, стандарты и правила будут разрабатываться Счетным комитетом либо согласовываться с ним.
В соответствии с законом Счетный комитет дополнительно наделен рядом новых функций, таких как проведение аудита эффективности планирования республиканского бюджета, деятельности объектов государственного аудита, реализации стратегий развития и планов развития национальных холдингов и национальных компаний, влияния деятельности субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной и других сфер государственного управления, формирования и управления государственным долгом.
Важными направлениями в деятельности Счетного комитета станут проведение аудита соответствия формирования и использования Национального фонда, проведение с 2017 года предварительной оценки проекта республиканского бюджета по основным направлениям его расходов (основной целью предварительной оценки является предупреждение неэффективного расходования бюджетных средств и финансовых потерь), а также проведение с 2019 года аудита консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета.
Одним из новшеств законодательства Республики Казахстан являются нормы закона, устанавливающие институт аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора.
При ежегодном проведении аудита субъектов квазигосударственного сектора частные аудиторские компании будут проводить аудит специального назначения, направленный на аудит использования бюджетных средств. В то же время Счетный комитет будет проводить контроль качества результатов аудита спецназначения по вопросам использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, проводимого аудиторскими организациями.
В соответствии с законом в качестве одного из основных принципов государственного аудита и финансового контроля определено взаимное признание результатов государственного аудита – признание органами государственного аудита и финансового контроля результатов государственного аудита данных органов при условии соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля.
Счетный комитет будет осуществлять процедуру признания и проводить оценку деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.
Координационный совет органов государственного аудита и финансового контроля сформирован в новом формате, в его состав вошли органы внутреннего государственного аудита. Рабочим органом Координационного совета является Счетный комитет, решения которого будут носить обязательный характер.
Первое заседание Координационного совета состоялось в конце февраля текущего года. Оно придало новый импульс дальнейшему развитию системы государственного аудита в стране. Такие заседания позволят на практике внедрять механизмы взаимодействия между органами внешнего и внутреннего государственного аудита, вырабатывать общие методологические подходы, обсуждать практические аспекты проведения государственного аудита, а также принимать единые согласованные решения по дальнейшему развитию системы органов государственного аудита.
Кроме того, согласно закону вводится система сертификации государственных аудиторов. Сертификат будет выдаваться после подтверждения знаний и положительного заключения Национальной комиссии по сертификации государственных аудиторов. В состав Национальной комиссии, рабочим органом которой определен Счетный комитет, войдут представители Администрации Президента, Парламента, Правительства, Счетного комитета и Министерства финансов.
Таким образом, реализация комплекса мер по переходу на государственный аудит с учетом международного опыта позволит построить целостную систему государственного аудита, будет способствовать укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности деятельности государственных органов при использовании бюджетных средств, активов государства в целях обеспечения экономической стабильности в Республике Казахстан, а также оперативно предупреждать финансовые нарушения и иные системные недостатки и проблемы в деятельности государственных органов.