Реализация государственной программы "Культурное наследие" стала спасением для памятника истории и архитектуры, построенного еще в 1840 году. Он расположен на западной окраине населенного пункта Чаян – административного центра Байдибекского района, окружен плотным кольцом жилой застройки.
Первая действенная попытка в суверенном Казахстане сохранить объект была предпринята в 2000 году, что позволило приостановить его разрушение. Тогда на выделенные из бюджета небольшие деньги и пожертвования меценатов удалось произвести кое-какие неотложные ремонтно-строительные работы и даже открыть один класс медресе. Но самое главное, что сами жители населенного пункта поверили в возможность сохранить и даже возродить свою достопримечательность, активно откликнувшись на идею создать архитектурно-художественный музей Аппак-ишана. Экспонаты рассказывают о быте и традициях, особенностях жизни местного населения в прежние века. Музей собирали всем миром, точно так же, как ремонт комплекса проводили методом асара.
Судьба к этому архитектурному шедевру оказалась немилостивой, как, впрочем, и ко всем культовым сооружениям. После Октябрьской революции мечеть действовала на протяжении десятилетия. И только в 1928 году была закрыта. По решению местных властей мечеть и медресе перепрофилировали. Какие только учреждения не квартировали здесь! Добротные, из жженого кирпича здания служили райкому и райисполкому, спортивно-технической школе, в них даже жили люди. Идеально они подошли и для размещения складов.
Бесконечная смена хозяев привела к тому, что правое крыло медресе превратилось в руины. Дошло до того, что проходить мимо исторического комплекса стало попросту страшно. Признаки жизни подавала лишь маленькая мечеть, расположенная неподалеку.
Проведенная в 1970-е годы на деньги Министерства культуры реконструкция комплекса оказалась крайне неудачной и, по сути, завершила разрушение памятника истории и архитектуры.
В 1982 году комплекс Аппак-ишана, состоящий из мечети и медресе, был включен в список памятников республиканского значения истории и культуры Казахской ССР и взят под охрану государства. Придание духовному комплексу статуса историко-архитектурного музея, к сожалению, не остановило процесс разрушения строений. Глядя на груды переломанных кирпичей, местные жители мысленно прощались с уникальным сооружением, беспокоясь, что его вообще растащат на стройматериалы, и потомки о его существовании будут знать лишь по литературным источникам.
Неудивительно, что историко-архитектурный комплекс стал одним из первых объектов, включенных в государственную программу "Культурное наследие". Все три здания размещены на одной линии и обращены главными фасадами в сторону села. А вот минарет, стоявший рядом с мечетью, не выдержал испытания временем. Посмотреть, как он выглядел, можно только на редких фотографиях, сохранившихся в архивах.
Мечеть имеет 32 купола, высота главного из которых равняется 18 метрам. В медресе 29 классов, в каждом из которых учились по два ученика. Весь день они постигали науки и молились, а на ночь отправлялись на второй этаж — в маленькие комнатки, расположенные над классами. Медресе состоит из 32 помещений, из которых четыре комнаты для занятий, 25 комнат – худжры, предназначенные для проживания учащихся.
В северной части комплекса расположен лекционный зал, который включает в себя молельный зал и две прилегающие к нему небольшие служебные комнаты.
Любопытно, что на крыше медресе был насыпан слой земли. Это отнюдь не полуторавековая пыль. Грунт, проросший корнями травы, служил своего рода духовной связью с истоком.
Мечеть-медресе была построена Касым-ишаном в 1840 году по проекту бухарских архитекторов. Именно он в ХVIII веке, приехав из Бухары, чтобы приобщить к мусульманской вере живущих здесь людей, облюбовал эту местность в предгорье Каратау. Достроить здания при жизни ему не удалось. И перед смертью, собрав своих восьмерых детей, он попросил их довести дело его жизни до конца.
Старший из сыновей, Аппак-ишан, завершил строительство духовного центра. Государственная программа "Культурное наследие" стала для духовного центра вторым рождением. И теперь ежегодно тысячи паломников отправляются в путь, чтобы пройти по туристическому маршруту, в который включена мечеть Аппак-ишана наряду с такими известными мусульманскими святынями, как мавзолей Домалак-ана и Байдибек-ата, также расположенными в Байдибекском районе.