Платить или не платить? Вот главный вопрос, который по сей день волнует столичных водителей, оставляющих своих железных коней под знаками 5.15 «Место стоянки» и 7.8 «Платные услуги»

4134
Насихат Оркушпаева

Идея о необходимости платных парковок в Астане появилась примерно десять лет назад. Для этого даже приглашали консультантов из Москвы. Предполагалось, что по опыту столицы России в главном городе нашей страны и Алматы путем обустройства парковочного пространства удастся решить одну из важнейших задач мегаполисов – организацию городских транспортных потоков. В итоге с появлением первых таких платных парковок лагерь наших автовладельцев поделился надвое. Кто-то выступал за нововведение, кто-то – против.

Вокруг платности парковок разгорались настоящие баталии. «С такими решениями и до налога на осадки недалеко», – сетовали недовольные, вспоминая сказочного персонажа синьора Помидора из «Чиполлино». Водители неоднократно поднимали в социальных сетях вопрос о законности установок табличек, предупреж­дающих о платности стоянки. Люди негодовали, с чего вдруг нужно платить за места общественного пользования, и откуда вообще взялась такса в размере 100 тенге?

В 2020-м в дело вмешался столичный прокурор, адресовав тогдашнему акиму обращение с предложением пересмотреть реа­лизацию проекта по созданию, экс­плуатации и управлению платным парковочным пространством мегаполиса. В письме говорилось, что ввиду установок паркоматов (автоматические устройства, обеспечивающие расчет и прием денежных средств за промежуток времени нахождения автомобиля на парковке) без соответствующего постановления акимата нарушаются права людей.

Тогда ответ от местных властей не заставил себя долго ждать. «Жителям столицы не нужно платить за парковочные места ТОО «Парковочное пространство Астаны», установленные вдоль городской улично-дорожной сети, исключение составляет бульвар Нуржол. О возврате средств будет сообщено дополнительно», – успокаивали в акимате, добавляя, что было принято решение о приостановлении расширения проекта, подано заявление в суд о расторжении договора.

Такую реакцию столичные автолюбители восприняли на ура, надеясь, что все вернется на круги своя. Но не тут-то было. Образно выражаясь, представители местных властей погрозили пальчиком частному партнеру, и на этом – все. Последние в итоге продолжают работать по сей день.

А в конце прошлого года сотрудники Агентства РК по противодействию коррупции, выступая на брифинге в СЦК, вновь наступили на «больную мозоль», сообщив, что в ходе проведенного мониторинга ТОО «Парковочное пространство Астаны» выявлены моменты, которые не соответствуют действующему законодательству и нарушают права неограниченного круга граждан. «Необоснованно взималась плата, и лица привлекались к административной ответственности за несвоевременную уплату», – заявили в ведомстве.

И тут у людей вновь закралось сомнение: точно ли на законных основаниях работают частники? Нет ли сговора с местной властью?

«Деятельность парковочного оператора в столице является законной и обоснованной. Распространяемая в СМИ информация от Агентства РК по противодействию коррупции о незаконном взимании оплаты за парковку не соответствует действительности.­ Все платные парковки работают согласно действующему договору государственно-частного парт­нерства и правилам, утверж­денным постановлением акимата столицы», – отреагировали в ТОО «Парковочное пространство Астаны».

Сегодня, спустя почти месяц после заявления Антикора, каж­дая из сторон продолжает настаивать на своем. В надежде, что представители астанинского акимата прольют свет на ситуа­цию, корреспондент «Казахстан­ской правды» обратилась туда. Но и в акимате дали понять, что деятельность частного партнера по реализации проекта законна.

– На сегодняшний день все платные парковки в столице установлены в соответствии с постановлением акимата города Астаны «Об определении мест, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транс­портных средств в столице». При этом, в случае незаконной установки частным партнером платности парковки на не указанных в постановлении участках, к нему будут применены меры административного взыс­кания в рамках действующего законодательства, – ответили в управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны.

Там же добавили, что благодаря деятельности платных парковок городской бюджет с начала реализации проекта пополнился на сумму более 2 млрд тенге. Сборы за парковку составили 202 млн тенге. Все денежные средства от штрафов за парковку попадают в бюджет города без дальнейшего возмещения инвестору. Система платных парковок была реализована на инвестиции ТОО «Парковочное пространство Астаны» на сумму свыше 2,7 млрд тенге. Доход государства составил 92%, доход ТОО «Парковочное пространство Астаны» – 8%. Со стороны государства инвестиции не привлекались.

В самом ТОО уверяют, что денежные средства от платежей и штрафов попадают в бюджет города для финансирования городских программ по развитию дорожно-транспорт­ной инфраструктуры. «Стоимость одного часа на платной парковке – 100 тенге. Компания осуществляет прямые выплаты в бюджет в виде доли от поступлений: от 5 до 25% от выручки. Также есть обязательные выплаты в виде различных налогов (НДС, КПН и прочее), в среднем составляющие 9–12% от совокупного дохода. Проект финансируется за счет инвестиций частного партнера и не подразумевает возмещение затрат из государственного бюджета. Все денежные средства от штрафов за парковку попадают в бюджет города.

По условиям договора государственно-частного партнерства, заключенного между акиматом Астаны и ТОО «Парковочное пространство Астаны», уборка территории платных парковок находится в ведении коммунальных служб города. Земельные участки, отведенные для размещения платных парковок, являются частью улично-дорожной сети и находятся в государственной коммунальной собственности города, соответственно государственный партнер несет затраты по благоустройству, то есть уборке и ремонту дорожного полотна», – добавили в компании.

Но откуда же взялась сумма в 100 тенге? И почему именно 100, а не 20 или 50? На первый взгляд кажется, что тариф взят по принципу «пальцем в небо». Однако в ТОО «Парковочное пространство Астаны» сообщили, что размер и методика расчета тарифа за услуги платных парковок утверж­дена постановлением акимата Астаны от 22 декабря 2016 года № 108-2602 «Об определении тарифа в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств в столице». Однако в самом тексте постановления ничего не говорится о том, по какой формуле высчитывался тариф.

Что же получается? Платные парковочные места в главном городе страны есть, и насчитывается их сегодня 6 916. Возможно, со временем их число возрастет до 10 тыс. По крайней мере, о такой цифре идет речь в документе от 19 нояб­ря 2021 года «Об определении парковочных мест». Независимо от того, станет их больше или меньше, всегда найдутся те, кто поддержит, и те, кто выступит против.

К слову, о первых. Несмотря на длящиеся годами споры об установке платных парковок, некоторые автовладельцы все-таки выступают «за».

– Такие платные места нужны. Во-первых, они дают возможность припарковаться всем желающим. Раньше таксисты могли встать возле какого-либо торгового центра и занимать место целый день. Приходилось искать, где оставить свою машину. Сейчас через мобильное приложение можно оплачивать стоянку поминутно. К примеру, за 30 минут вносишь всего 50 тенге, – говорят люди, отмечая, что платность и дисциплинирует автовладельцев, и оказывает положительное влия­ние на транспортный трафик.

Напомним, что для инвалидов и льготных категорий граждан парковка бесплатна. Так же правом безвозмездной парковки обладают транспортные средства экстренных оперативных служб – полиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраны. Режим работы платных парковок – в будние дни с 08.00 до 20.00. В выходные и праздничные дни они бесплатны для всех астанинцев.

Популярное

Все
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Тест на прочность: держаться вместе!
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Ради водворения правды
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Черепахи умеют улыбаться
Казахский должен стать языком межнационального общения
Этностиль остается на пике популярности
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
В центре знают о нуждах регионов
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
Наша сила в единстве
К благотворительной акции подключились все регионы
Казахстан помогает Афганистану развивать «электронное правительство»
В Костанае осудили «турагента» за присвоение денег клиентов
Превратили остановку в арт-объект
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Кто будет освобожден от дактилоскопии в Казахстане
Взаимопомощь стала чертой казахстанского характера
Санврачи на страже качества воды
Фонтаны в Астане запустят 1 мая

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]