«Плохиш» казахского кино

9092
Беседовала Галия Шимырбаева

Народному артисту Казахстана Тунгышбаю Жаманкулову исполнилось 75 лет.

фото из личного архива, фото из открытых источников

«Не верю!»

– Юбилей я встречаю как всегда – в бодром настроении и с чувством почти выполненного долга перед семьей и любимым делом, – говорит актер. – К каждому из них (юбилеев) готовлюсь очень усердно – никогда не сижу на сцене как гость. Перед очередной такой датой обычно обновляю все спектакли – и те, где играю, и те, которые поставил сам, и они еще есть в репертуаре. Напомню: в академическом театре имени Ауэзова и других театрах страны я поставил около 15 спектаклей. Немного пишу – издал четыре книги, это небольшие новеллы о моей жизни и портретные зарисовки о коллегах, друзьях и знакомых. Как всегда, очень занят со студентами – я профессор Академии искусств имени Жургенова. Одновременно с творчест­вом занимаюсь наукой – защитил кандидатскую диссертацию и издал объемную монографию о роли ораторского искусства в актерской профессии. Я, между прочим, единственный из действующих актеров, который взялся исследовать эту тему, будучи уже народным артистом, лауреа­том Госпремии. Короче говоря, не зажрался. Расшифровываю: всегда помню, откуда вышел и как пришел на сцену.

А наукой занялся потому, что мне было интересно вникать в суть актерской профессии, узнавать тайны преодоления врож­денных и приобретенных комплексов при переходе от просто чтения роли на сцене до создания образа и понимать то, как слово влияет на самого актера и как сделать так, чтобы оно действовало и на зрителя тоже, готового, по Станиславскому, в любой момент воскликнув: «Не верю!», проголосовать ногами.

В кино я тоже активно засветился: снялся в более чем 40 фильмах. Играл в основном знаковых личностей – султанов, биев, ханов и царей – Абылая, Жанибека, Каира, Кира.

– Придирчивый зритель не говорил, что Ваша импозант­ная внешность сыграла с Вами злую шутку, вынудив играть только однотипные роли?

– Не слышал. А самому мне, наоборот, нравится входить в образы людей, оставивших след в истории. Мне хочется узнать, что это были за люди – эти самые ханы? Как они справлялись с этой ношей – нести ответственность за народ и отвоеванные территории – в те далекие времена, когда начинало формироваться Казахское ханство. Входя в образ, я сочувствовал этим людям, поэтому очень старался, чтобы мои ханы и цари не были похожи друг на друга. Некоторые актеры, бывает, довольствуются тем, что надевают костюм героя, гримируются и пафосно проговаривают текст, становясь тем самым рабом автора. Но для этого зрителю не надо ходить ни в театр, ни даже в кино – достаточно сходить в библиотеку и прочитать текст. Я такой подход, признаюсь, не переношу. Чтобы избежать этого, стремлюсь приземлить своего героя и приблизить его к зрителю.

– А были среди сыгранных ролей неудачные?

– Конечно, я же живой человек. Так было в спектакле «Не бросай огонь, Прометей». Это был не совсем удачный период в моей жизни, когда утвердили на эту роль. Навалились проблемы в личной жизни, к тому же сильно заболел и провел какое-то время в больнице. И скажу честно, не успел внутренне «прожить» своего героя. Хотел отказаться, но режиссер Нурканат Жакыпбай настаивал, чтобы именно я сыграл его Прометея…

Это была первая моя серьезная неудача в театре. Когда снимался в кино, то тоже были какие-то промахи. Но в этом я себя виноватым не считаю, потому что кино – это коллективный труд. Я старался всегда честно играть свою роль, но если фильм был в целом неинтересным, плохо отработали режиссер или монтажеры, то вина актера минимальная. Самой удачной из всех моих киноработ был образ Каир-хана в фильме Ардака Амиркулова «Гибель Отрара». Эта картина была первой казахстанской лентой, номинированной на «Оскар».

Очень дорог мне фильм «Кровь и пот». Там я сыграл первую в моей жизни главную роль, а самое важное – прошел великолепную киношколу благодаря партнерству с великим Евгением Евстигнеевым. Этот гениальный актер мог сыграть все – от прос­така-рабочего до аристократа, от комедии до глубокой философской драмы. Не знаю, получается у меня это или нет, но я тоже во всех жанрах старался и стараюсь быть правдивым...

Провинциальные комплексы

– Во всех своих интервью Вы подчеркиваете свое пролетарское происхождение и делаете акцент на том, что смолоду были очень закомплексованы...

– Я очень долгое время относился к искусству театра и кино как к недосягаемой для себя высоте и побаивался его. А то, что попал в него – чистая случайность, и даже уже работая в театре, считал, что актеры – это особые, поцелованные Богом люди. Но я настолько был влюб­лен в этот мир, что робко-робко, по стеночке войдя в театр уже не как зритель, а как один из этих небожителей, рискнул приблизиться к ним и победил в конце концов свои комплексы. Но и тогда меня продолжало мучить чувство вины перед отцом и матерью, очень простыми, далекими от театра людьми. Отец – железнодорожник, мать – домохозяйка, а я – самый старший в нашей многодетной семье сын. Родители меня воспитывали так, что я должен думать о младших, стать родителям опорой. Поэтому я и мучился: если окунусь с головой в актерство, то кто им будет помогать?

Но прошли годы, все мои братья и сестры встали на ноги, а я настолько преуспел, оказывается, в борьбе с самим собой, что теперь меня считают даже не неуверенным, а самоуверенным и где-то, может быть, хитрым, себе на уме человеком. Может быть и так, но никто не скажет, что я нагло шагающий по головам. Да, я не ангел, как и все, совершаю какие-то глупости и ошибки, за это нахожу в себе смелость извиниться, но если я прав в чем-то, то меня никто в этом не сможет переубедить.

– До того как пойти в актеры, Вы учились на механическом факультете Джамбулского гид­ромелиоративно-строительного института…

– Да-да! Сопромат, теоретичес­кая механика, высшая математика, физика, химия, технология металлов, начертательная гео­метрия… Почти по всем предметам у меня были пятерки, но в начале третьего курса я бросил институт, где два года с лишним проучился с удовольствием.

– Кто сбил с пути?

– Любовь к искусству. Я с детства втайне мечтал сниматься в кино, но тщательно скрывал это. Театральный режиссер Аскар Токпанов, который развернул меня совсем в другую сторону, знал директора той школы, которую я окончил. Когда они однажды встретились, режиссер пожаловался, что театр страдает от нехватки видных и рослых актеров. Когда мой директор сказал, что среди его учеников есть один такой, высокий и куд­рявый, Токпанов загорелся: «А ну-ка покажи!»

В театральном весь первый курс проходил как не в себе, у меня ничего не получалось. Хадиша Букеева, мой мастер, хотела меня уже отчислить, но в начале второго курса я вдруг неожиданно для всех раскрылся, сыграв главную роль в одноактной комедии Чехова «Медведь». В декабре того же года меня приняли в Ауэзовский театр диктором-переводчиком (спасибо соседкам – русским девочкам-подружкам), но как актер я еще долго не пользовался спросом у режиссеров. Ну разве что «подай камчу», спой и станцуй. Заметили меня пос­ле работы в кино. Первая моя серьезная роль – мырза Танирберген в фильме «Кровь и пот». Я постарался сыграть степного аристократа так, чтобы изменить стереотипы по отношению к так называемым плохишам. Баев у нас раньше показывали брюхас­тыми, туповатыми, злобными. А мой Танирберген, умный и интеллигентный человек, пытается вникнуть в происходящие вокруг перемены и, может быть, принять их. Однако герой нового времени, представитель рабочего класса, неграмотный Еламан, не может ему объяснить идеи марксизма-ленинизма, потому что сам незнаком с ними. В фильме есть сцена, где Танирберген говорит ему: «Еламан, я хочу понять, чего же хотят такие, как ты? Пока я понял одно – вы всех хотите уравнять. Но ведь даже пять пальцев никогда не бывают равными». И что ему ответил оппонент? Он впал в истерику: «А-а, тебе по душе, когда мы все порознь, а когда соединились в кулак, тебе не понравилось?»

Мне кажется, Абдижамил Нурпеисов совершал над собой усилие, когда писал образ Еламана, а Танирберген у него лился как песня.

Фильм участвовал во Всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде, мою игру заметили, киношная братия подходила с поздравлениями. Однако делать дальше из меня кинозвезду наши не захотели или не смогли. Нет, интерес­ных предложений было много, но после фотопроб начиналось: что в нем, то есть во мне, есть такое… ну неказахское. В те годы бытовал стереотип – все казахи должны быть узкоглазыми, кривоногими, низкорослыми и редкозубыми «мыркымбаями», «итбаями», «кушикбаями» с заплывшими жиром мордами.

Потом, когда уже режиссеры стали думать о себе, а не слушать всех подряд, начали брать в свое кино актеров не «похожих на казахов», а могущих сыграть великих казахов. Ардак Амиркулов, приглашая меня на роль Каир-хана в «Гибели Отрара», сказал, что делает это без тени сомнения. Но как же с ним трудно было работать! Он был жесток и к себе, и к другим. И я все полтора года, что шли съемки, старался попасть в эстетическую обойму режиссера. Произошло это только в середине фильма, и мы уже не так сильно спорили с ним. Во время съемок «Гибели Отрара» развалился Советский Союз, и мы решили заняться с ним кинобизнесом, чтобы спасти нашу картину. Создали компанию «Дат-фильм», довели общее детище до кондиции и сделали премьеру в «Целинном». К сожалению, «Гибель Отрара» продержалась в прокате не так долго. Не оттого, что фильм плохой (на МКФ в Монреале он был удостоен «Фипресси» – приза международной Ассоциации кинопрессы), а оттого, что на дворе стоял 1992 год. Народ разбрелся в поисках куска хлеба по базарам. Я и сам в те годы несколько раз брался заниматься покупкой и перепродажей автомобилей, немножко был в моей жизни нефтяной бизнес, помогал друзьям с растаможкой на китайской границе. В общем, везде, где можно, использовал свою популярность. Заходя в высокие кабинеты, просил только лишь человеческого (чтобы не было вымогательства) отношения к друзьям-бизнесменам. Многие из чиновников шли навстречу, но приходилось слышать и такое: «Ну и что, что вы артист?»

Человек с домброй

– В актерской среде Вы считаетесь небедным человеком…

– И не без основания. Меня приглашали и в кино, и на радио, и на дубляж, и на телевидение, и переводы заказывали. После юмористической передачи «Тамаша» мы с Кудайбергеном Султанбаевым вообще стали бешено популярными. Зритель старался нас отблагодарить достойно. Поэ­тому уже в 80-х я слыл богатым человеком.

Но ведь уметь зарабатывать деньги не есть воровать. Если моя фигура знаковая, если я чего-то стою в этой жизни, то это тоже приносит деньги. Моя популярность как актера при общении с большинством государственных мужей стала отличным маркетинговым ходом.

Так я заставил в бытность директором театра имени Ауэзова раскошелиться акимов Алматы и на квартиры для актеров, и на ремонт театра. Например, было выделено из городского бюджета около 40 миллионов тенге на то, чтобы мы могли перекрыть кровлю и поставить на место падающий мрамор – оплошности предыдущего ремонта. Будь я тогда директором, горло бы перегрыз строителям, но не допустил бы этого. Мои шумные, бурные, скандальные без малого девять лет директорства (1993–2001) в родном театре были непростыми, но теперь, когда прошли годы, многие (и коллеги, и историки театра) называют их «золотым временем Ауэзовского театра». В трудные 90-е у нас не было осечек по гастролям и перерывов в зарплате, которые в других театрах в те годы стали обычным явлением.

Слава обо мне идет как о всепожирающем динозавре, нахале, рваче, хапуге, кровопийце и ушлом парне, но я, по сути, очень наивный, лезущий на рожон человек в розовых очках. И нет бы промолчать, но я же просто с ума схожу, когда вижу неграмотный подход к искусству. Меня и сейчас оскорбляет, что людей искусства считают просто клоунами, приз­ванными развлекать на тоях зажравшуюся публику. Однажды я спросил одного высокопоставленного чиновника, почему к нам относятся как к третьесортным людям. Он ответил: «Если тебя это так задевает, то кто тебя зас­тавлял бросать серьезный вуз и шляться с домброй по колхозным сценам?» И он был прав: сам пришел.

– Семь лет назад Вы опять угодили в скандал, были даже условно осуждены за нецелевое использование бюджетных средств, отпущенных на съемки фильма «Феникс». Как с этим сегодня обстоят дела?

– Я смог пройти через это испытание. Через полгода после того, как это случилось, все обвинения с меня были сняты. Сейчас я чист как слеза и даже не остался внакладе. После шума с фильмом «Феникс» зритель каждый мой выход сопровождает «бурными, продолжительными аплодисмен­тами» и на сцене, и в жизни. Возможно, я даже «поднял кассу» благодаря этому скандалу. Приходил, к примеру, в театр посмот­реть на работу коллег, а зрители гурьбой устремлялись ко мне – вместе сфотографироваться, похлопать по плечу, сказать пару ободряющих слов. Я и сейчас не теряю надежду воплотить этот проект в жизнь, развитие космонавтики и космоса – это же для нас, казахов, не просто отданный в аренду «Байконур», но и наука.

– Актеры – народ эмоциональный и влюбчивый. Вы о чем-то жалеете в своей жизни?

– Я понял, о чем вы хотели спросить. От своих детей от первого брака не отказывался. Моя первая жена, умная женщина, хотя и держала на меня обиду до конца жизни за уход из семьи, но детям не запрещала со мной общаться. А они, повзрослев, простили мне все свои детские обиды. Сегодня мои старшие дети – два сына и дочь – давно уже взрослые люди, у меня шестеро внуков, недавно выдал замуж внучку, возможно, скоро стану прадедушкой. От второго брака тоже два сына и дочь, так что я многодетный отец.

– Вы можете сказать про себя: слава богу, жизнь удалась?

– Грех жаловаться. Нет, я не проскакал по жизни на белом коне, моя дорога не была ровной и прямой, были и крутые повороты, и больно падал, и разочаровывался, и стыдился самого себя, когда жизнь накидывала на меня кос­тюм неудачника. Плюс субъективные факторы. Признаюсь, немножко ленив, из-за этого много чего упустил, что теперь уже не успею наверстать. В общем, напортачил много, но в целом судьба ко мне была благосклонна. Актером, кажется, стал неплохим, да еще и как театральный режиссер преуспел. Некоторые из моих спектаклей до сих пор не убрали из репертуара.

– Кстати, Ваши дети пошли по Вашим стопам?

– Нет! Я не то что запретил им это своей отцовской волей, но никогда не подталкивал в профессию, в которую сам до сих пор страстно влюблен. Счастье мое в ней было горьким, везение – опас­ным, поэтому мне не хотелось, чтобы мои дети повторили мой путь, хотя все они немного поют и играют на инструментах. Я им сызмальства твердил, что это (служение искусству) нельзя превращать в дело всей своей жизни, надо вначале получить конкретное образование и профессию, которая будет обеспечивать надежным куском хлеба. А потом, если уж сцена будет продолжать манить к себе, то ради бога, занимайтесь этим в качестве хобби: снимайтесь, если позовут, в кино, пишите книги и даже играйте в самодеятельном, а если позовут, – в профессиональном театре.

Когда я пришел в эту профессию, то и не знал, что здесь тоже играют роль кумовство, телефонное право и всемогущий блат. Поэ­тому, когда в моей жизни случается полоса неудач, образ дается трудно, режиссеры не замечают и на роль, которую должен был сыграть именно я, взяли другого актера, жалею, что ушел из серьезного института.

– А какая, например, роль Вам не досталась?

– Не попал, к примеру, в фильм «Томирис», в «Казахском ханстве» тоже не снялся. И я не то что сожалею, но мне больно. Должен был сняться в этих картинах если не в главной, то хотя бы во второстепенной роли. Но в тот период, когда снимались эти картины, «балом правил» мой личный недруг, от которого напрямую зависело финансирование этих картин. Но все проходит, прошло и это. И в целом, взвешивая плюсы и минусы, я считаю себя поцелованным Богом. Да, в моей жизни было много грустного и печального, но ведь и ярких момен­тов тоже хватало, иначе бы я не стал узнаваемым актером. В моей жизни есть такая закономерность: переживаю какие-то тяжелые катаклизмы, а следом приходит ослепительно светлая полоса и все заканчивается победой, или, как говорят казахи, «басы қатты, аяғы тәтті». Поэтому и воспринимаю полосу неудач если не смиренно, то философски.

 

Популярное

Все
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Семей: что показать туристам?
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
«Мир казахов» пришел к англичанам
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
187 горняков эвакуировали из шахты Костенко в Караганде
Если бы коучи могли научить кое-чему
Самую глубокую голубую дыру на планете обнаружили в Мексике
Степь цветет, радует глаз
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
В Казахстане дешевеют яйца
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Названы сроки запуска цифровой библиотеки
Рукописи на арабском, персидском и чагатайском языках XVIII…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]