Помогать, но не порождать иждивенчество

687
Алла Серикбаева

В своем выступлении на открытии первой сессии Парламента РК VIII созыва Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что приоритетной задачей остается поддержка социально уязвимых категорий граждан. Люди, оказавшиеся
в трудной жизненной ситуации, не должны в одиночку решать свои проблемы.

инфографика Натальи Ляликовой

Так, по поручению Главы государства с начала текущего года период выплат по уходу за ребенком был увеличен с одного года до полутора лет. Пересмот­рен и соцпакет, который ранее выдавался детям из малообес­печенных семей от одного года до шести лет. В итоге теперь эту поддержку деньгами уже получают более 100 тыс. несовершеннолетних.

Кроме того, выплачиваются пособия более полумиллиону многодетных семей, активно ведется подготовка к реализации инициативы «Нацфонд – детям», о которой Президент говорил в прошлом году. Продолжается оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам. Но, как сказал Касым-Жомарт Токаев, система государственной социальной поддержки должна стать проактивной и еще более адресной.

Сегодня многие соцуслуги перешли в цифровой формат, что значительно облегчило жизнь казахстанцев. Теперь можно определить благосостояние каж­дой семьи, а также назначить положенные выплаты в рамках гос­поддержки. Человеку не нужно обращаться за какой-либо услугой, государство само предлагает ее получить при наступлении определенной жизненной ситуации. Необходимо лишь... ответить на SMS-сообщение.

По итогам 2022 года казах­станцам было оказано 1,1 млн различных государственных услуг в проактивном формате. По сравнению с 2021-м количест­во их получателей выросло в два раза.

С 1 января текущего года в Казахстане для проактивного назначения государственных мер поддержки была запущена Цифровая карта семьи (ЦКС). Она интегрирована с аналитической системой Smart Data Ukimet, через которую доступны базы данных государственных органов. В них содержится такая информация, как уровень дохода, наличие движимого и недвижимого имущества, кредитов, состав семьи и другое.

Для автоматизированного определения уровня благополучия семьи с 2019 года используется электронная социальная карта семьи на платформе «Социальная помощь». Система производит сбор и аналитику по семье в автоматическом режиме по 19 параметрам (экономические, социальные и жилищные условия, состояние здоровья, доступ к учреждениям образования и другие) и выводит пять уровней состояния ее благополучия⁄неблагополучия (кризис­ный, экстренный, неблагополучный, удовлетворительный, благополучный). В случае наступления социального риска предоставляется возможность получить пособие или социальную выплату проактивно.

Цифровая социальная карта семьи позволяет эффективно мониторить индекс благополучия каждой ячейки общества и содержит информацию о необходимости срочного принятия мер с указанием алгоритма дейст­вий по улучшению качест­ва жизни граждан, не ожидая их обращения за помощью. Для этого потенциальному получателю направляется SMS-уведомление, в котором предоставлено право на согласие или отказ от назначения пособия. В случае согласия – деньги перечислят на банковский счет получателя. Таким образом, это своего рода «электронный уведомитель», который оповещает казахстанцев об их правах на получение того или иного вида пособия.

Такой формат оказания услуг весьма удобен, поскольку при получении социальной помощи часто возникают вопросы: куда пойти, к кому обратиться, какой перечень документов нужно собрать? Особенно это актуально для людей с инвалидностью и тех, кто проживает в отдаленных населенных пунк­тах. Теперь им не нужно собирать целую кипу документов и проходить медосмотры для получения социальных выплат.

В сентябре прошлого года сис­тему, позволяющую получать все соцвыплаты и пособия проактивно, запустили в пилотном режиме. В настоящее время ЦКС дает казахстанцам возможность без каких-либо обращений в госорганы оформить 10 видов гос­услуг: соцвыплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами; на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком; на случай потери работы; по потере кормильца; пособие родителю (опекуну), воспитывающему ребенка с инвалидностью; по инвалидности; многодетным семьям; многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа»; адрес­ная социальная помощь. Также реализовано автоматическое уведомление о возможности получения пенсионных выплат.

В планах Министерства труда и социальной защиты населения расширить Цифровую карту семьи. В следующем году ее хотят дополнить процедурами в сфере образования и здравоохранения, а в 2025-м охватить все виды господдержки.

Благодаря внедрению Цифровой карты семьи с 1 января более 43 тыс. человек получили SMS-сообщения для проактивного предоставления государст­венных услуг. При этом возможностью беззаявительного получения пособия или выплаты воспользовались свыше 5 тыс. человек.

Казахстанцы уже успели оценить преимущества нового подхода. Одна из получателей проактивных услуг с использованием Цифровой карты семьи Ольга Матвиенко из Караганды поделились своим мнением:

– В январе этого года я стала мамой замечательной малышки. В день рождения ребенка мне на телефон пришло SMS-уведомление с поздравлениями. Следуя инструкции, я оформила свидетельство о рождении, которое уже было готово через несколько дней. Также мне пришло уведомление о назначении детского пособия и выплаты за роды, которые были назначены еще до выписки из роддома. Удобно, что данная услуга доступна вне зависимости от того, где ты живешь – в городе или отдаленном селе.

Жительница столицы Алтынкыз Елеу, получив автоматическое уведомление, также оформила социальную выплату на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком.

– Я знала, что мне полагается такая выплата, но думала, что надо будет куда-то идти, писать заявление. Но потом мне пришло сообщение, на которое я ответила, выбрав удобный для себя банк. В течение месяца деньги были на моем счете, – поделилась казахстанка.

Айзада Мусуралиева из Шымкента также оценила все пре­имущества цифровизации:

– В ноябре прошлого года я родила ребенка. Мне пришло SMS-сообщение для получения согласия на оказание государст­венных услуг. Очень удобная система, экономит время, можно все оформлять не выходя из дома в течение пяти минут.

Как пояснили в Министерстве труда и социальной защиты населения, такие услуги, как пособия на рождение, по уходу за ребенком или по многодетности, предоставляются безусловно, при этом адресная социальная помощь – только при условии обязательной проверки. Кроме того, сообщения на получение АСП получают только те, кто зарегистрирован в базе мобильных граждан (БМГ).

Когда потенциальному получателю адресной социальной помощи приходит SMS-сообщение, ставится вопрос: согласен ли он на обследование материального положения семьи? Если ответ положительный, то в информационной системе автоматически формируется заявление по назначению адресной социальной помощи и направляется участковая комиссия для обследования. Кроме того, учитываются все официальные доходы семьи (за исключением 25 видов). Если же они не отображаются в информационных системах, то заявитель должен предоставить сведения о доходах или делает­ся дополнительный запрос сроком до одного месяца.

Если комиссия вынесла рекомендацию о нуждаемости в АСП и в семье нет трудоспособных лиц, на которых распространяются меры занятости, то назначается безусловная денежная помощь, и эта сумма перечисляет­ся на счет получателя. Но когда есть трудоспособные члены семьи, заключается социальный конт­ракт с дальнейшим содействием в их трудоустройстве.

Что касается сдачи документов (если, как было сказано выше, они не отображаются в информационных системах), то здесь у получателей социальных выплат есть замечания. Жительница столицы Айгерим Багжанова также посредством SMS-сообщения узнала, что ей положена АСП. Но, как она утверж­дает, собирая документы, ей пришлось «побегать».

– Процесс сбора документов для адресной социальной помощи полностью не автоматизирован. Приходится идти, сдавать документы. На сайте, где нужно оформлять АСП, не разберешься – там три уровня подписи, очень сложно. Я не вижу, что работа моего куратора-консультанта стала легче. Она так же загружена, как и была. Пока все сложно. Надеюсь, что и этот процесс автоматизируют, – выразила надеж­ду Айгерим Багжанова.

В ведомстве ответили, что работа по автоматизации данного процесса ведется. Сегодня система назначения адресной социальной помощи автоматически считает АСП с учетом установленных критериев и доходов. Как отметили в ведомстве, у других госорганов нет аналогичных технологий при назначении помощи.

При этом Глава государства отмечает, что любая помощь не должна порождать иждивен­чество. В связи с этим Мин­труда тщательно перепроверяет все данные.

Популярное

Все
В Байсеите родились герои Бреста
«Мы с прошлым кровно связаны судьбой...»
От брони до боеприпасов
Вася-казах
Подвиг на все времена
Защищали Отечество, спасая раненых
Книгу о ветеране выпустили с помощью ИИ
В 1940-е Гурьевская область была на военном положении
Имя казахстанца увековечили на Орловщине
Диорама расскажет о былом
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»
Спасибо, ветераны, за Победу!
Отцу не было и восемнадцати
Ищем ровесников следы…
Незабываемые огненные годы
Детство, опаленное войной
Они освобождали Европу
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Великой Победы
На медицинской передовой
Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государства
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
США и Украина подписали соглашение о природных ресурсах
Какие национальности проживают в Казахстане
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Израиль запросил международную помощь в тушении лесных пожаров
Актау станет международным курортом
Поэты Карагандинской области презентовали в Астане альманах «Летят по небу журавли Победы»
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Дату последнего звонка перенесли в школах Казахстана
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Как будут работать ЦОНы и спецЦОНы в праздничные дни мая
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Краснокнижный снежный барс вновь попал в объектив фотоловушки на Алтае
Трамп уволил советника по национальной безопасности Майка Уолтца
Праздник музыки: более 30 мероприятий пройдет в рамках международного фестиваля «Опералия»
Современные технологии для защиты от паводков применяют в СКО
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Полководец. Писатель. Патриот
Правительство определилось с суммой порога по НДС, и это не 15 миллионов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика

Читайте также

В Комитете госдоходов подвели итоги запуска таможенной инфо…
Казахстан – Вьетнам: новая веха в истории отношений
В ЗКО с начала года от укусов бродячих собак пострадало 376…
На страже независимости, мира и территориальной целостности…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]