
Во встрече с журналистами приняли участие главный научный сотрудник Астанинского филиала Института археологии им. А. Маргулана, автор книги «Петроглифы Казахстана» доктор исторических наук, профессор Зейнолла Самашев; директор Научно-исследовательского центра тюркологии и алтаистики доктор филологических наук, профессор, Каржаубай Сартко-жаулы; руководитель представительства Россотрудничества в РК, доктор исторических наук, профессор Виктор Шулика; кандидат физико-математических наук, культуролог, историк, соавтор выставок «Лики древних тюрков», прошедших в 2010 году в Астане и Алматы, Сергей Нарылков; доцент кафедры архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета, исследователь петроглифов Алтая, Монголии и Дальнего Востока Елена Назаренко; научный сотрудник лаборатории геоархеологии факультета истории, археологии и этнографии КазНУ им. Аль-Фараби, специалист по наскальным изображениям Ренато Сала.
Темой обсуждения ученых стало древнее наскальное искусство Хакасии и Алтая как один из традиционных видов передачи древнейшей информации. Петроглифика – это своего рода летопись жизни многочисленных тюркских этносов, населявших когда-то просторы Евразии.
Открывая встречу, директор галереи «Шежире» Роза Жусупова ознакомила вкратце с выставкой наскального искусства Хакасии и Алтая, проведение которой стало возможным в том числе благодаря поддержке Российского центра культуры и науки в Астане.
По мнению Зейноллы Самашева,произведения наскального искусства – это универсальный исторический источник, с помощью которого можно изучать религию, мировоззрение, многие другие аспекты жизни человеческих сообществ, начиная с каменного века до этнографической современности.
Петроглифы – это сохраненная с помощью знаков и символов информация, способ передачи знаний будущим поколениям. При этом, подчеркивает историк, поражает мастерство первобытных художников, произведения которых неповторимы.
Сергей Нарылков отметил, что на предложение принять участие в выставке в Астане они откликнулись с удовольствием.
– У вас в Казахстане серьезно занимаются популяризацией наскального искусства: проводятся выставки, издаются прекрасные фотоальбомы и даже чеканятся монеты. Недавно узнал, что уже выпущено порядка 10 коллекционных серебряных монет достоинством 500 тенге, на которых – известные петроглифы из урочища Тамгалы, внесенные в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
По мнению российского ученого, у тюрков письменность существовала 1,5 тыс. лет назад, а первую тюркскую надпись нашли на территории Хакасии в Восточной Сибири. Хакасия – регион уникальный, здесь на один квадратный километр приходится самая высокая концентрация древних памятников археологии разных эпох. Республику иногда называют археологической Меккой Сибири или музеем под открытым небом.
– Каменная летопись тюркских предков, выражение их ощущений, мировоззрения, верований, мыслей – это сокровищница, которую нужно беречь и использовать. В Казахстане такие программы хорошо поддерживаются государством, – отметил С. Нарылков.
Одной из загадочных страниц истории назвал наскальное искусство Виктор Шулика. Петроглифы, которым посвящена и нынешняя выставка в Астане, всегда несли с собой магическую тень веков, вдохновляли художников и давали пищу умам ученых. Археологам давно известно, что многочисленные рисунки древних запечатлели не только различные бытовые сцены (перекочевка, охота, война), но и являлись наскальными иллюстрациями мифов и сказаний.
В выступлениях ученых особая роль была отведена Алтаю, который в период энеолита, бронзы и раннего железа был сакральным центром для населения громадных регионов Центральной Азии.
Как считает Елена Назаренко, Алтай можно рассматривать как некий плавильный котел, в котором формировались отдельные этносы. Неудивительно, что древние обитатели этих обширных пространств имели одни и те же культурные и нравственные ценности, которые были связаны с космогоническими воззрениями, генеалогическими легендами, культом плодородия и магией охоты, героическим эпосом, представлениями о вечной борьбе добра и зла и т. п. Петроглифы – это наглядное свидетельство того, что Алтай, Хакасия, Казахстан в бронзовом и раннем железном веках являлись очагами мощных культур, имевших свои творческие школы, эстетические и мировоззренческие каноны.
В ходе встречи ученые ответили на многочисленные вопросы журналистов.
Материал о выставке «Наскальное искусство Хакасии и Алтая» читайте в субботнем номере нашей газеты.
Гуляим ТУЛЕШЕВА,
Астана