Право собственности на интеллект

687

19В своих выступлениях Глава государства неоднократно поднимает вопрос о необходимости создания прорывных инноваций и внедрения в практику результатов научной и научно-технической деятельности на основе их коммерциализации.

Несмотря на то, что в действующем законе «О науке» предусмотрены многие аспекты инновационной деятельности, за пределами правового поля оказались такие важные вопросы, как законодательное определение принципов возникновения права собственности на результаты интеллектуального труда, финансируемых из государственного бюджета. Особенно важной представляется нормативная проработка в целом механизма и алгоритма включения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот на основе коммерческих подходов.

Потому необходимым становится создание стимулирующих условий для НИИ и вузов, которые должны быть заинтересованы не просто получить финансирование со стороны государства путем участия в проводимых конкурсах, организованных уполномоченными органами. Прежде всего субъекты инновационной деятельности должны стремиться быть более эффективными за счет коммерциализации результатов своей деятельности и привлечения собственных средств.

Анализ зарубежной практики

Существенное влияние на развитие высокотехнологичной сферы коммерциализации технологий в зарубежных странах оказало два фактора. Первый – создание нормативно-правовых систем, способствующих активной инновационной деятельности, и второй – развитие структур и механизмов, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития национальных инновационных систем.

В США, например, в течение 80–90-х годов было принято около 15 федеральных законов. Это законы Бэй-Доула, Стивенсона-Уайдлера, «О развитии инноваций в малом бизнесе» и другие, направленные на решение проблем распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, включая полученные на средства бюджета. Основная цель принятых правовых норм – стимулирование процесса коммерциа­лизации результатов исследований и разработок. Кроме того, были разработаны программы для поддержки инноваций малого бизнеса.

В Великобритании начиная с 1985 года упразднена, например, монополия государства на изобретения, сделанные на средства бюджета. Во Франции для реализации механизмов вовлечения в гражданский оборот интеллектуальной собственности, полученной за счет бюджетных средств, создано Национальное агентство по повышению инновационной привлекательности научных исследований. В Канаде Правительством инициирована программа содействия промышленным исследованиям, в Финляндии и Израиле созданы Национальный фонд исследований и развития и т. д. В целом зарубежный опыт подсказывает, что исходными положениями стимулирования процесса вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств бюджета, является перенос права распоряжения ими с государственного на институциональный уровень. Но при этом должны быть созданы все условия для прозрачности и финансового баланса в распределении прав на данные объекты.

Также можно отметить, что в большинстве развитых стран в последние годы наблюдается значительный рост бюджетного финансирования научно-технической сферы и совершенствование механизмов участия государства в финансировании научных исследований. Среди таких механизмов в финансировании НИР, НИОКР широко применяется долевое участие государства и субъектов бизнеса (в лице исполнителей). Определяется алгоритм возврата кредитов по успешным проектам и получения государством части прибыли от реализации научно-исследовательских проектов. Как правило, условия предоставления и возврата бюджетных средств оговариваются в соответствии с правовыми документами по каждому конкретному случаю и проекту.

Помимо мер прямого финансового стимулирования науки за рубежом широко применяются меры косвенного стимулирования субъектов, действующих в научно-инновационной сфере, в качестве которых могут быть использованы, прежде всего, налоговые механизмы, требующие отдельных подходов для их разработки. В связи с вышесказанным представляется целесообразным обеспечение законодательной базы для принятия системных мер по формированию предпосылок создания инновационной среды в высокотехнологичных отрас­лях промышленности. Это позволит в большей степени расширить участие научных кадров в индустриализации страны.

Цели, задачи и предмет правового регулирования

В период реализации государственной программы ФИИР переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области науки и техники, достижение которой предусматривает решение ряда ключевых задач, таких как доведение результатов научной и научно-техничес­кой деятельности до степени готовности к внедрению и их коммерциализация. Важна активизация инновационной дея­тельности и создание цивилизованного рынка интеллектуальной собственности. Кроме того – повышение эффективности государственного регулирования в сфере науки и технологий, включая рациональное использование государственного имущества и нематериальных активов.

Поэтому главными факторами экономического роста в нашей стране должны стать новые знания и инновационные технологии. Для перехода к такой системе в экономике необходима действенная государственная политика, обеспечивающая, прежде всего, финансовую поддержку и создающая эффективные механизмы продуктивного использования результатов научной и научно-технической деятельности.

В целом основной идеей законодательного регулирования явится упорядочение отношений, связанных с установлением условий первичного закрепления и передачи прав на использование результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств. Потому внесение изменений и дополнений в Закон «О науке» позволит осуществить правовое регулирование деятельности по использованию результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств. Принятие таких поправок в закон позволит создать важное звено в системе комплексного законодательного регулирования, направленного на развитие национальной инновационной системы.

Действие закона будет распространяться на широкий круг лиц. Это органы исполнительной власти, заказчики и исполнители контрактов, предусматривающих получение результатов научно-технической деятельности за счет или с привлечением бюджетных средств. Субъектами данных законодательных прав выступят научные организации, вузы и предприятия, получающие бюджетное финансирование, юридические и физические лица, являющиеся разработчиками или заказчиками технологий, создаваемых за счет или с привлечением данных финансовых средств, а также лица, являющиеся обладателями прав на объекты интеллектуальной собственности.

Правовое регулирование в сфере передачи технологий

В настоящее время формирование государственной политики в области науки происходит в условиях определенной незавершенности законодательной базы. Это в полной мере относится и к состоянию правового регулирования вопросов закрепления, передачи и промышленного использования результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств.

Действующее законодательство не предусматривает механизмов, обеспечивающих внедрение в экономический оборот практических результатов научной и научно-технической деятельности. В конечном счете это приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств на научные исследования и разработки, к дублированию заказываемых государством научно-исследовательских тем, к «закрытию» контрактов формальными отчетами, при отсутствии гарантий использования созданных результатов в реальном секторе экономики. Поэтому необходимо введение соответствующих поправок к существующему закону, которые будут направлены на комплексное устранение недостатков правового регулирования применительно к результатам научной и научно-технической деятельности, созданным за счет бюджетных средств, в целях стимулирования их оборота и внедрения в реальный сектор экономики.

Изменения и дополнения к закону будут распространяться на результаты научной и научно-технической деятельности в широком спектре назначений. Однако предполагается, что они не будут затрагивать вопросы закрепления прав на интеллектуальную собственность, созданную с привлечением бюджетных средств на возмездной основе.

В законопроекте необходимо будет дать целый ряд отдельных определений, в числе которых передача технологии, под которой будет пониматься любое первичное введение созданной разработки в гражданско-правовой оборот (это передача от разработчика первому правообладателю и закрепление за ним прав на технологию или закрепление его за самим разработчиком).

Также необходимо будет обозначить основные способы юридического оформ­ления передачи технологий, созданных за счет бюджетных средств. В частности, надо будет отразить и дать характеристики основным способам передачи технологий. В том числе передача технологий будет рассматриваться как результат исполнения договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; при этом необходимо предусмотреть передачу технологий и прав на них для использования за рубежом иностранным юридическим и физическим лицам.

Действующее законодательство не устанавливает «обременения» прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет бюджетных средств, ограничиваясь регулированием отношений, существующих на стадии возникновения правовой основы, на такие результаты. В частности, не преду­сматривается установление обязанности правообладателей использовать полученные патенты и последствия неисполнения этой обязанности и т. д.

При заключении государственного контракта на разработку результатов научной и научно-технической деятельности либо договора о привлечении бюджетных средств на такую разработку, стороны в обязательном порядке должны согласовать вопрос распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть при этом созданы. Также необходимо установить порядок распоряжения правами, совместно принадлежащими нескольким субъектам, и целый ряд других моментов, которые возникнут при детальной разработке такого правового документа.

Таким образом, предлагаемый законопроект будет регулировать отношения, которые возникают при осуществлении инновационной деятельности с использованием научно-технических результатов, созданных за счет бюджетных средств. Закон будет стимулировать развитие дея­тельности, связанной с трансформацией инновационных идей в технологически новые или усовершенствованные продукты и услуги, внедренные и используемые в практической деятельности.

Данные отношения различны по своему характеру, в силу чего являются предметом регулирования в различных разделах права. Принятие такого законопроекта позволит устранить отдельные пробелы действующего законодательства, наличие которых в настоящее время не позволяет в полной мере успешно и выгодно осуществлять инновационную деятельность и внедрять новые технологии, полученные за счет средств государственного бюджета, что обеспечит в конечном счете субъекту (разработчику) соответствующее право собственности на интеллект.

Хусаин ВАЛИЕВ, депутат Сената Парламента РК

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Танцевальный марафон на Сабантуй
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Вводится новое общежитие
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Предстоит серьезное разбирательство
Разработан законопроект
Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Ярмарка вакансий
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Сотни пассажиров застряли на вокзале Парижа после поджога ж…
Крупнейший порт Канады готовится к задержкам в движении тов…
Две жертвы лихорадки Оропуш зарегистрированы в Бразилии
В Индонезии строят генерирующий энергию небоскреб

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]