Убежденность Алихана Бокейхана в том, что он, как потомок ханов, имеет непреходящий долг перед народом, и его слова «Пока я жив, не перестану служить казахам» сегодня, когда сердца людей полны доверия и надежд на построение обновленного Казахстана, обретают особую остроту и смысл.
Число джатаков увеличивается
Своей героической жизнью Алихан Бокейхан (1866–1937) исполнил этот долг. 155-летие общественного и государственного деятеля, ученого, этнографа, преподавателя и журналиста, поставившего на службу идейной борьбе свою колоссальную популярность, совпало с 30-летием суверенитета Казахстана, о котором мечтал наш выдающийся соотечественник.
Незаурядный, умный и мужественный Бокейхан посвятил себя делу возрождения народа, встав во главе национально-освободительного движения «Алаш», главной целью которого являлось независимое Казахское государство. Партия «Алаш», созданная либерально-демократической интеллигенцией во главе с Бокейханом, в течение всего нескольких месяцев 1917 года превратилась в серьезную политическую силу. На ІІ Общеказахском съезде, состоявшемся 5–13 декабря того же года, партия провозгласила казахскую автономию.
Решение алашевцев нашло широкую поддержку в казахском обществе, где ситуация, особенно касательно земли, была очень сложной. Об этом свидетельствует «Прошение министру земледелия и государственных имуществ о справедливом разделе земель от доверенных лиц 50 кибитковладельцев г. Кокчетава». Этот документ опубликован в 4-томнике «Движение Алаш», подготовленном Архивом Президента РК и Институтом истории и этнологии им. Ч. Валиханова.
В прошении рассказывается о ситуации, когда каждый год у местного населения отбирали лучшие земли. «Не пройдет год, чтобы не обмеряли наших земель и не отводили из них участков для переселенцев из крестьян... поселяющихся на землях, которыми с незапамятных времен мы привыкли пользоваться, – говорилось в прошении. – С каждым годом остается у нас земель все меньше... а налоги всякого рода постоянно растут.
Но мы не видим для себя даже и малой доли тех забот, которыми окружают переселенцев. Они получают хорошие земли, годные и для пахоты, и для сенокосов, и для пастьбы скота, к ним отходят лучшие водопои... а у нас остаются все худые земли... большинство которых составляют сопки, гористые и каменистые места, солонцы. Под влиянием таких обстоятельств у нас сильно развивается бедность, и число джатаков (не имеющих скота) с каждым годом увеличивается».
Бескорыстие Алихан Бокейхан и его соратники одной из своих главных задач считали не только сохранение национальной самобытности казахского народа, но и воссоздание исторического прошлого, воспитание национальных чувств. В пропаганде знаний и изучении истории Бокейхан видел мощный фактор пробуждения народного самосознания.
Его талант ученого особенно ярко проявился в составе экспедиций Императорского русского географического общества. Труды Бокейхана насыщены документами, именами, событиями, статистикой, демографической характеристикой, этнографическими зарисовками и размышлениями с практическими рекомендациями.
Основное внимание в своих трудах Бокейхан уделял земельной проблеме, настаивал на изучении специфики кочевого хозяйства и определении эффективных мер по оседанию казахов, описал хищнические приемы горнопромышленников, переселенческую политику царского правительства. В 1905–1906 годах принимал участие в разных манифестациях и съездах, в том числе Конституционно-демократической партии в Москве и Уральске, земских и городских деятелей России. И везде активно высказывал свои убеждения по национальному вопросу, свободе употребления родного языка, вероисповедания, необходимости либерального закона о выборах.
За свободолюбивые идеи Алихана Бокейхана вначале преследовал царский режим как главного инициатора и руководителя политического движения казахов. А пришедшие на смену большевики обвиняли в контрреволюционной борьбе Алашординского правительства уже против советской власти.
Национально-освободительному движению «Алаш», его истории посвящен документальный сборник в двух томах «Грозный 1916-й год», изданный Архивом Президента РК и Институтом истории и этнологии им. Ч. Валиханова. По словам директора архива Джамили Абдукадыровой, опубликованные документы показывают отношение Алихана Бокейхана и его соратников к происходившим событиям, осмысление ими причин и процесса восстания. А также подтверждают их бескорыстную деятельность во благо народа.
Расстояние «в колесах арбы»Алихан родом из султанской семьи, учился вначале в аульной школе Каркаралинского уезда Семипалатинской области, затем – в Каркаралинской трехклассной русско-казахской школе.
Главный эксперт архива Евгения Чиликова, принимавшая участие в подготовке сборника «Грозный 1916-й год», рассказывает, что в книге его племянника Срыма Букейханова приводится семейная легенда о том, как однажды учебное заведение Алихана посетил степной генерал-губернатор Герасим Колпаковский. На встрече с учениками чиновник предложил решить задачу: измерить расстояние между Омском и Каркаралинском «в колесах арбы» – самого ходового транспорта в те годы. Алихан оказался смышленее других и в качестве поощрения от губернатора получил рекомендацию для дальнейшей учебы.
Его направили в Омское техническое училище, готовившее кадры для Сибирской железной дороги. После Каркаралинской школы помимо отличных оценок в аттестате Алихан дополнительно получил навыки сапожного мастерства и еще железнодорожного рабочего. Жажда знаний двигала молодого человека вперед, и он решил поступать на экономический факультет Петербургского лесного института. Тогда директор омского училища ходатайствовал перед Каркаралинским уездным начальством о стипендии для своего ученика «ввиду весьма отличных его успехов и безупречного его поведения».
У отца Алихана было пятеро детей, но блестящее образование получил только он – до шести лет не промолвивший ни слова, обычный аульный мальчуган, игравший в асыки и подменявший в ночном уставших пастухов.
– Кто-то подумает – судьба, кто-то – везение, другие отметят усердие и трудолюбие юноши. Все это удачно сложилось в его судьбе, – уверена Евгения Викторовна.
«Один ты, по-моему, заслужил расположение народа»После окончания института Алихан преподавал математику в Омском лесохозяйственном училище, сотрудничал в газетах «Степной край», «Степной листок», «Семипалатинский листок». В последнем опубликовал некролог по случаю смерти Абая, где дана одна из первых характеристик творчества поэта и мыслителя.
Большую роль на формирование Бокейхана как этнографа сыграло его вступление в Западно-Сибирское отделение Императорского русского географического общества, где собралась плеяда ученых и общественных деятелей разных национальностей. В 1890-х Алихан занимался обследованием Каркаралинского уезда, в течение ряда лет сотрудничал с экспедициями по изучению природы и экономики северо-восточных и центральных областей Казахстана, затем – Сибири.
Итогом его научной деятельности стала публикация «Распределение населения Киргизского (Казахского. –
Авт.) края по территории, его этнографический состав, быт и культура» в Петербургском альманахе в 1903 году. Он собирал также народные сказания, в результате издал исследования «Женщина по киргизской былине», «Қара қыпшақ Қобланды» и другие труды.
Самостоятельность суждений, их критическая направленность, неприятие колонизационной политики не могли оставаться незамеченными. В январе 1906-го царская жандармерия арестовала Алихана Бокейхана как руководителя казахского политического движения. От суда его спас статус кандидата в депутаты Государственной думы.
В 1907-м его вновь арестовали и приговорили к трем месяцам тюрьмы. А впоследствии за подписание воззвания и призыва к народу отказаться от уплаты налогов и поставки рекрутов в ответ на разгон І Государственной думы Алихана Бокейхана выдворили за пределы родного края. Позже в переписке семипалатинского и степного губернаторов появляются сведения о принадлежности Алихана Бокейхана, Ахмета Байтурсынова и Жакыпа Акпаева к группе, «имевшей в основе вселить в киргизскую массу (казахскую. –
Авт.) неудовольствие против правительства».
Значимость фигуры Бокейхана подтвердил и общественный деятель Бахытжан Каратаев, бывший депутатом Второй Государственной думы от Уральской области. «Я тебя уважал, когда ты был студентом, за твои убеждения, – писал Каратаев. – Киргизы (казахи) разорены до неузнаваемости, а интеллигенция их, при всей любви к своему народу, не хочет работать солидарно или слишком завистливо относится к деятельности друг друга... Один ты, по-моему, заслужил расположение народа».
Право на собственностьВ 1916-м произошел серьезный раскол среди казахской интеллигенции из-за расхождений в оценках царского указа о мобилизации «туземного населения» на тыловые работы. Бокейхан и его единомышленники поддержали указ, увидев возможность формировать из казахских джигитов кавалерийские соединения наподобие казачьих войск. Но Сакен Сейфуллин, Ураз Джандосов, Алиби Джангильдин и другие выступили против.
В связи с этим, как подчеркнула Евгения Чиликова, следует сказать, что при освещении деятельности лидеров, считавших восстание 1916 года «ненужным и лишним кровопролитием», было допущено немало искажений с навешиванием на алашевцев ярлыков «предателей народа», «слуг самодержавия».
Представители будущего движения «Алаш» приобрели в 1916 году серьезный опыт для развития своей идейно-политической платформы и самоопределения. И осенью 1917-го они организационно оформили партию «Алаш». Основные лозунги партии Бокейхан изложил в телеграммах: создание демократической федеративной республики, право на собственность земли скотоводам и земледельцам.
21 ноября 1917-го газета «Қазақ» опубликовала программу партии. В ней отмечалось, что «Казахская автономия может составить единое образование вместе с другими заинтересованными в этом народами, а если нет, то с самого начала может стать самостоятельной единицей». Тогда же был организован Временный народный совет Алаш Орды из 25 членов, при этом 10 мест предоставлялось другим национальностям, проживающим среди казахов. Проект отражал такие демократические идеи, как разделение государственной власти на три ветви, всеобщий характер выборов.
Неотвратимость судьбыНесмотря на усилия достичь компромисса с советской властью и получить национальную автономию, весной 1919 года движение «Алаш» потерпело поражение. Большевики в отношении лидеров движения придерживались двойной политики. В первое время, испытывая потребность в специалистах, они сотрудничали с алашевцами: Бокейхану, Байтурсынову и другим участникам движения предоставили возможность работать в государственных органах, средствах массовой информации и системе образования.
Согласно архивным сведениям, Алихан Бокейхан призывал казахскую молодежь войти в доверие к новой власти и посредством этого служить национальным интересам. Тем временем доведенный до отчаяния народ вновь взялся за оружие: весной 1921 года в Казахстане заполыхал пожар антисоветских восстаний.
Согласно решению Ревкома, с 1922 года Алихан должен был безвыездно жить в Москве. Здесь он занялся научными изысканиями, обретя ненадолго покой перед неотвратимостью судьбы: в июне 1937 года Бокейхана арестовали, обвинив «в связях с пантюркистскими центрами в Москве и Казахстане». Спустя три месяца Военная коллегия Верховного Суда СССР вынесла приговор о его расстреле. Реабилитировали Алихана Бокейхана в 1989 году.
Сегодня, осмысливая жизненный путь таких пассионариев, как Алихан Бокейхан, и многих других достойных сынов народа, не изменивших идейно-политическим и духовно-нравственным устоям, можно утверждать, что именно они в трудные времена закладывали светлую дорогу потомкам.