Такое положение можно было бы отнести к «исторически» сложившемуся местному менталитету, менее предприимчивому, чем на юге. Но четверть века нового капитализма все же не прошла бесследно.
В 90-е годы местная экономика потянула за собой из прошлого модель разделения труда на гордых производителей, с одной стороны, и «торгашей», с другой. Предприятия только поставляли продукцию на прилавки оптом. И оказались в довольно жесткой зависимости от тех, кто ее продает в руки потребителям. А торговцам неважно происхождение товара – была бы выгода. Поэтому на входе в супермаркет покупателя могут встретить горки продуктов с якобы «фантастическими скидками», на деле являющимися частью экономии от упавших рублевых цен, и только ближе к выходу он увидит то, что для магазина, да и для потребителя, оказывается менее выгодно.
От малоэффективных скандалов по данному поводу производители постепенно начали приступать к собственной, фирменной торговле. Пожалуй, больше многих преуспели в этом агропромышленный «ИволгаХолдинг» и кондитерское АО «Баян Сулу». Их продукцию потребители давно распробовали, сомнений в отношении вкуса и качества она не вызывает, а по вполне конкурентным ценам ее можно купить на известных фирменных прилавках. Разве что придется постоять в очереди.
Безусловно, покупатели должны сами разбираться в том, что им лучше приобрести. И все же одно дело, когда тебе действительно предлагают лучшее, и совсем другое, когда разными способами передергивают факты и вводят в заблуждение. Вот на витрине лежит недорогая колбаса с легендарным именем «Сервелат». Казалось бы, знавали такую, в чем тут сомневаться? Но, оказывается, законы страны-поставщика допускают использование такого наименования для продукта, в котором самую большую долю сырья составляет… свиная шкура. Вам это надо? Хорошо хоть, что закон обязывает указывать состав на упаковке. Но идешь по магазину, как по минному полю.
В первую очередь именно отечественные производители заинтересованы в том, чтобы мы покупали их продукцию. Достойных товаров немало, особенно среди пищевых. Только не надо нашим заводчикам уповать на то, что, например, их молоко или сметана навсегда отвадили конкурентов в силу своей натуральности и свежести. На днях вижу в ларьке раскиданную по банкам сметану «из Подмосковья». Не отличить от нашей деревенской, вряд ли кем проверенной. Попросил продавщицу разрешить мои сомнения – она быстренько удалилась…
Предпочел купить в отделе, который наконец-то открыл в областном центре предприниматель из отдаленного района. Продукция хорошая, а бизнес раскручивается туго. Потому что толковой рекламы нет, покупателей настораживают несуразные названия некоторых изделий, и даже телефон для связи с производителями не указан.
Предприниматели часто просят помощи у государства. А ведь и сами должны бы работать грамотнее.