«А у меня ребенок в два года читает!», «А у меня в три уже играет на фортепиано!», «А у меня, а у меня, а у меня…» – современные родители хотят, чтобы их дети как можно скорее овладели всеми необходимыми для жизни навыками. Их желания всячески поощряет выбор самых разнообразных центров раннего развития детей, отвечающих любым запросам и толщине кошелька. Но так ли необходимы малышам подобные методики? «Казахстанская правда» постаралась рассмотреть ситуацию объективно.
Карточки, кубики, таблички Для начала узнаем, что именно предлагают сегодня центры раннего развития детей. В основном все они применяют смешанный подход. Пальма первенства принадлежит методу Марии Монтессори, когда ребенок с младенчества должен быть помещен в «развивающую среду», его окружают предметы, способствующие познанию мира. Занятия, стимулирующие мелкую моторику, воздействуют на речевой центр и способствуют тому, что ребенок заговорит раньше и без дефектов.
Метод Домана основан на визуальном воздействии на малыша и требует от родителей и детей полной отдачи. С помощью карточек с изображениями объектов, животных, растений и написанными на них словами ребенку в голову словно «загружается» информация. Методика Зайцева направлена на раннее обучение детей родному языку и счету. Для дошкольников педагог создал наглядные таблицы и карточки, а для малышей – кубики. Посредством игры дети изучают алфавит и быстро учатся читать по слогам – они написаны на гранях кубиков.
– Я смешиваю эти и некоторые другие методики и предлагаю комплексный подход для каждого ребенка, – говорит педагог по раннему развитию Ирина Доронина. – Использовать только одну методику считаю неправильным. Помню, что 10 лет назад, когда я начинала работать с детьми, всех педагогов просили использовать что-то одно, не давали свободы. А сейчас везде микс. Плюс я добавляю много разных игровых заданий от себя. Ввела гимнастику на артикуляцию, пропевание гласных букв, пальчиковую гимнастику, которая необходима для развития рук. Собственноручно зашиваю в мешочки фасоль и гречку, потом мы с ребятами «месим» из них тесто, читаем при этом стишки и поем песенки. Так развивается не только мелкая моторика, но и чувство ритма.
Все делаем вместе Так когда же пора приступать к изучению методик раннего развития? Некоторые педагоги полагают, что с восьми месяцев. Однако Ирина Доронина с такой возрастной рамкой не согласна:
– Я беру годовалых детей, потому что считаю, что 8 месяцев – это слишком рано. Ребенок еще ничего не понимает. Не нужно его перегружать. Его дело – хорошо есть, спать и улыбаться взрослым. В год это уже осмысленный человечек, он многие вещи осознает. Я начинаю с подвижных игр, когда дети могут двигаться, ползать, трогать все, что хотят. Нужны яркие игрушки и картинки. Когда ребенку чуть больше года, он должен с любопытством рассматривать яркие картинки. Я не прошу, чтобы он стоял как вкопанный и рассматривал их пять минут. Но интерес проявлять нужно. Далее каждый урок посвящается определенной теме. Я развешиваю картинки и объясняю – это самолет, вертолет, ложка, корабль, крокодил. К концу урока малыши уже знают что и как. Для чего это делается? Во-первых, детей нужно адаптировать к социуму. Мы учим их общаться между собой. Если ребенок один в семье, он часто лишен общения со сверстниками, ведь не всегда же охота на детской площадке с кем-то общаться. А здесь пространство замкнутое, ему просто некуда убежать. Тут и ставится задача – заинтересовать ребенка, чтобы ему захотелось прийти снова и снова.
Еще один плюс раннего развития в том, что дети сызмальства не боятся подойти к доске, а тем более ошибиться. Их «вызывают» на каждом уроке, занятия проводятся в игровой форме, так чего же зажиматься? Такой навык после существенно поможет в детском саду и школе. И третий огромный плюс занятий – это то, что дети учатся все делать вместе. Один ребенок может быть не в восторге от какой-то игры, капризничать. Но когда он видит, что два или три других малыша заняты ею, он обязательно к ним присоединится. Так, что называется «от горшка», и вырабатывается командный дух.
– Детки сейчас очень любознательные. Они меня каждый день удивляют, – рассказывает Ирина. – Как-то раз пришла ко мне на урок одна из воспитанниц Амина и сказала: «Ирина Викторовна, я хочу изучать планеты». Девочке 4 года! Я специально для нее подготовилась к уроку, так она мне все планеты назвала. Оказывается, мама дома уже успела ее заинтересовать.
Долой воспитание 90-х! Какие же минусы могут быть у столь благого намерения, как раннее развитие детей? Что плохого в том, что ребенок в три года умеет читать, считать и тому подобное? Тем более что и время диктует свои требования. Ритм жизни ускорился невероятно. Работать на двух работах, заниматься спортом, иностранным языком и при этом иметь семью стало обычным делом. В такой же бешеный график родители сегодня пытаются вписать и детей. Там буквы на кубиках изучи, здесь давай быстренько посчитай, потом три раза в день поучи стишки, послушай несколько музыкальных отрывков и прохлопай их в ритм, потом потанцуй и так далее, и так далее… Уф! О безделье просто не может быть и речи, любая игрушка несет образовательную функцию. Тут не только ребенок, тут и взрослый не выдержит.
– Сейчас многие родители, когда приводят ко мне годовалого малыша, хотят, чтобы он сделал все сразу. Очень они амбициозны. Так не бывает, – поясняет Ирина Доронина. – Я всегда прошу подождать, дать ребенку время адаптироваться. Не нужно его заставлять ни в коем случае! Может, он вообще не хочет сюда ходить. Одна мамочка водила ко мне мальчика, который два месяца рыдал, как только включалась музыка. Я не знала, почему он так реагировал – вдруг на шумный праздник повели или резко включили что-то рядом с ним? Я старалась ставить в его присутствии музыку тише и как можно более плавную, без резких звуков, переходов. Постепенно все наладилось.
О минусах раннего развития детей мы поговорили с матерью троих мальчиков Александрой Улановой. Ее старшим сыновьям сейчас 13 и 15 лет, младшему – год.
– Когда родились старшие дети, я была весьма амбициозной матерью и муж меня поддерживал. Мы хотели, чтобы они всему научились как можно раньше. Не давали им практически ни минуты свободной, – поведала алматинка свою историю. – Тем же самым занимались наши друзья и знакомые. Как раз появились все эти центры раннего развития, куча методик, развивающих игрушек. Долой воспитание скучных
90-х! Дети 2000-х должны быть на десять голов выше! Так мы думали. Да, к тому моменту, когда надо было идти в первый класс, сыновья были очень развиты и физически, и интеллектуально, читали, писали, считали. А в школе у них и других ребят, чьи родители увлеклись ранним развитием, начались проблемы. Им совершенно не хотелось учиться. Во-первых, они знали гораздо больше сверстников, но знания были достаточно разрозненными. А во-вторых, ребята привыкли, что информацию им дают в готовом виде. Они не были приучены думать, анализировать, искать что-то. Да и сколько можно учиться в конце концов? Сколько они себя помнили, все время учились. Мы промучились с ними до подросткового возраста, еле-еле привили правильное понимание ситуации. Теперь с младшим сыном очень осторожны. Если есть у него настроение – поведем пару раз в неделю в центр раннего развития, чтобы он общался с другими детьми и, конечно, чему-то учился. Не захочет – не надо. Все придет со временем.
Где буквы и слоги? Что же, до 2000-х годов никто не занимался развитием детей? Конечно же занимались – бабушки, дедушки и воспитатели в детских садах. Правда, никто не заставлял мальчиков и девочек читать в три года. Вспомним, что в первый класс нас приводили именно для того, чтобы этому научить. Дети, обладающие навыками чтения, письма и счета, в первом классе встречались редко и фактически считались белыми воронами.
– Я считаю, что начинать заниматься с ребенком нужно обязательно в раннем возрасте. Но в меру! – резюмирует Ирина Доронина. – Вот, к примеру, зачем было насаждать везде ментальную арифметику? Такая мода, а теперь разоблачения одно за другим. Дети могут считать крупные цифры на счетах и в уме, но элементарно не знают техники счета, из чего складываются крупные цифры, не умеют работать с мелкими числами. Таким же подходом грешит методика Домана в чистом виде: слово – картинка. А отдельные буквы где? А слоги?
Наши люди подвержены веяниям моды. Что-то появится – все несутся не глядя. Сначала следует изучить предмет самим, а потом уже привлекать ребенка. Если гнаться за модой, можно и предмет гардероба купить только потому, что все это носят, а потом понять, что он совершенно не подходит. А вот если знать меру и грамотно подходить к делу, то можно еще в раннем детстве выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям и в дальнейшем заняться их всесторонним развитием.