Экспозицию подготовил областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник. В нее вошли графические виды, живописные работы, а также фотографии, отражающие период времени от основания крепости Усть-Каменной в 1720 году до современного индустриального областного центра XXI века.
Жемчужина выставки – копии исторических открыток-фотографий с видами города. Они стали первой продукцией типографии Стефана Горлова, открывшейся 31 декабря 1907 года. С карточек на зрителей «смотрят» лучшие здания и уголки старого Усть-Каменогорска – Народный дом, собор, торговые дома… Горожане на ура восприняли местную печатную продукцию и на Рождество 1908 года рассылали поздравления уже на этих открытках.
Центральное место отведено гобелену-триптиху «Крепость Устькаменогорская» талантливого восточноказахстанского художника Сергея Шупляка. На полотне в ярких красно-коричневых тонах передан силуэт крепостного вала со сторожевыми башнями над Иртышом. Рядом расположилось панно «Старый город», созданное клириком усть-каменогорского Покровского храма Иустином. Священнослужитель на основе исторических документов восстановил 100 эскизов, дающих представление об историко-архитектурных памятниках дореволюционного города – храмах, образовательных и культурных учреждениях, магазинах, типовых деревянных домах с кирпичными полуподвалами. Часть из них сохранилась до наших дней, однако многое, увы, уже утрачено. Тем интереснее документально точные рисунки из столетнего прошлого.
Нотку трогательности и романтичности выставке придали живописные работы одаренного самодеятельного художника Шангерея Ибраева. Устькаменогорец рисовал город в период 1950–1980-х годов, причем часть акварелей им была выполнена именно с дореволюционных открыток типографии Горлова.
– У нас хранится 40 акварелей Шангерея Ибраева, – рассказала научный сотрудник музея Ольга Осерчева. – Все пронизаны любовью к Усть-Каменогорску и уважением к культуре Казахстана. В жизни автор был бухгалтером, долгое время руководил Восточно-Казахстанским областным финансовым отделом. И при этом горел творчеством.
К слову, выставку, открытую к 300-летию областного центра Восточного Казахстана, можно посмотреть не только в реальности – в музейном павильоне, но и на сайте учреждения.