Таким образом, согласно процедуре, проекты законов «Об органах внутренних дел» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности внутренних дел» считаются принятыми Парламентом. Как отметил депутат Мажилиса Нурлан Абдиров, поправки Сената связаны с информационной безопасностью, а также усилением ответственности за совершенные преступления в сфере терроризма и экстремизма. Так, Уголовный кодекс сенаторы предложили дополнить статьей, согласно которой умышленное неправомерное участие гражданина Казахстана в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства при отсутствии признаков наемничества будет наказываться лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.
Также Сенат предложил внести в Уголовный кодекс новую главу «Преступления против безопасности информационных технологий», предусматривающую ответственность за умышленный неправомерный доступ к охраняемой законом информации, содержащейся на машинном носителе, в информационную систему или информационно-коммуникационную сеть, повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства. Наказание предлагается установить в виде штрафа в размере до 300 МРП либо привлечением к общественным работам на срок до 240 часов, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет. Предусматривается и ответственность за принуждение к передаче информации. Еще одно предложение Сената – ввести ответственность за распространение заведомо ложной информации.
О проекте закона «О денонсации Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств – членов Евразийского экономического сообщества» мажилисменам доложил первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау. По его информации, актуальность документа связана с тем, что данное соглашение было принято до создания Таможенного союза и на сегодня фактически не работает. Необходимость денонсации этого соглашения вызвана тем, что отсутствие трансграничного контроля при перемещении товаров двойного назначения по территории государств – членов ЕврАзЭС может создать угрозу национальной безопасности, так как подобные товары представляют угрозу с точки зрения их возможного использования в террористической деятельности.
«Добро» Мажилиса получила и ратификация Договора о стратегическом партнерстве между Казахстаном и Узбекистаном. Как проинформировал заместитель министра иностранных дел Самат Ордабаев, данный договор был подписан в Ташкенте 14 июня 2013 года. Согласно документу, стороны принимают необходимые меры по расширению и углублению взаимовыгодного торгово-экономического и нефтегазового сотрудничества, поддерживают создание надежных и безопасных транспортных коридоров, занимают единую согласованную позицию в отношении развития справедливой системы водопользования в Центральной Азии, предусматривающей решение всех вопросов в водноэнергетической сфере, включая строительство новых гидротехнических сооружений на трансграничных реках. Также стороны обязуются сотрудничать в военной и военно-технической сферах, в области гражданской обороны, а также поощряют сотрудничество в области науки и техники, здравоохранения, образования и культуры, туризма и спорта.
Как сказано в документе, Казахстан и Узбекистан будут строить свои отношения на основе равенства, взаимного доверия, стратегического партнерства и обоюдных интересов. Однако как выяснилось из последующих вопросов мажилисменов, как раз с вопросом «обоюдных интересов» не все так гладко. Касается это, как отметил депутат Т. Омурзаков, и процессов решения проблем Аральского моря, в которых наша страна принимает более активное и заинтересованное участие, сотрудничества в сфере торговли, а также в контексте членства нашей страны в интеграционных структурах, в которых, как известно, Узбекистан на сегодня не состоит.
– Казахстан является инициатором ТС, а Узбекистан не входит в ЕврАзЭС, наша страна является активным членом ОДКБ, Узбекистан вышел из этой структуры. Каким образом внешнеполитические расхождения будут способствовать стратегическому партнерству наших государств? – поинтересовался мажилисмен.
Заместитель министра иностранных дел с такой постановкой не согласился, отметив, что позиция Ташкента относительно своего участия в интеграционных структурах никоим образом не скажется и не сказывается на уровне отношений с Астаной.
– Вообще Узбекистан – сторонник сотрудничества в двустороннем формате, – констатировал С. Ордабаев.
А вот с тем, что Узбекистан в отношении казахстанских товаров применяет дискриминационные меры, заместитель министра иностранных дел солидарен. Сегодня акцизная ставка на казахстанскую муку узбекской стороной установлена в размере 11%, на кондитерские изделия – 75%, на напитки – 100%. И так по 400 видам продукции.
– Действительно, по 400 позициям против нас Узбекистан выставил акцизы, 30% из этого перечня для нас наиболее чувствительны, поэтому единственный способ противодействия – это применять зеркальные меры. Это единственный способ, который будет продуктивным, у нас есть для этого нормативная база, – отметил С. Ордабаев.
Традиционно на заседании был сделан и ряд депутатских запросов. В частности, они касались вопросов создания национального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, приравнивания размеров поощрений призеров Паралимпийских и Сурдолимпийских игр с размерами поощрений призеров Олимпийских игр. Была поднята проблема и доступности жилищных пособий на оплату коммунальных услуг. Было отмечено, что ситуация в этой сфере складывается таким образом, что правила предоставления жилищной помощи разрабатывает Министерство регионального развития, назначением и выплатой социальных пособий занимаются местные исполнительные органы, а государственный контроль осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения. По мнению депутатов, это влечет за собой ведомственную размытость ответственности, а также сказывается на качестве разработанных правил получения пособий. Мажилисмены также считают, что Правительство должно принять все меры для наиболее полного охвата малоимущих слоев населения жилищными пособиями.
Подчеркнув важность поднимаемого вопроса, Н. Нигматулин отметил:
– Программа жилищных пособий должна быть, самое главное, доступна, а ее реализация – охватывать все наиболее уязвимые слои населения. И тот, кто имеет право на получение этого вида социальной помощи, конечно же, должен пользоваться им в полной мере, а не зависеть от нескоординированности государственных органов.
Лаура ТУСУПБЕКОВА