Сакен Сейфуллин: «Авиация – это крылья грядущих поколений!»

5673
Марат Абсеметов, доктор исторических наук

Председатель Совнаркома был активным инициатором организации в Казахстане воздушного сообщения

фото предоставлено автором

Начало XX века ознаменовалось не только крушением мировых империй, но и началом крупнейших преобразований в мире. Пос­ле революционных событий 1917 года ­Казахстан оказался в водовороте глобальных событий. Наряду с развитием промышленности на просторах бескрайней казахской степи начали прокладывать железные и автомобильные дороги.

Днем рождения советской авиации считается 9 февраля 1923 года, когда было принято постановление Совета труда и обороны СССР об организации Совета по гражданской авиации. По инициативе наркома по военным и морским делам Льва Троцкого 17 марта 1923 года было учреждено акционерное общество «Добролет» (Российское общест­во добровольного воздушного флота), выполнявшее задачи создания в стране гражданской авиации для нужд народного хозяйства. Также было организовано Общество друзей воздушного флота, которое занималось не только популяризацией гражданской авиации, но и сбором средств для развития отрас­ли. Автором многих лозунгов кампании («Даешь крылья!», «Пролетарий – на самолет!») был сам Троцкий.

Первые шаги по соз­данию авиации Казахстана предпринимал председатель Совета народных комиссаров рес­публики Сакен Сейфуллин (1922–1924).

С 1920 по 1925 годы столицей Казах­стана­ был Оренбург. На заседании Совнаркома КАССР от 4 апреля 1923 года (протокол № 16⁄8, г. Оренбург) Сакен Сейфуллин постановляет создать Комиссию по проведению кампании помощи воздушному флоту, утверждает ее сос­тав, а также поручает членам комиссии встретиться в Москве с председателем «Добролета» Алексеем Рыковым по воп­росам развития авиации в республике.

4 апреля 1923 года по праву можно считать днем рождения авиации ­Казахстана, которой исполнился 101 год.

28 мая 1923 года на объединенном заседании Совнаркома и Совета труда и обороны республики Сакен Сейфуллин утвердил состав президиума Совета общества друзей воздушного флота, принял решение по организации краевой конторы «Добролета» в Оренбурге с отделениями в губернских городах, а также по сбору денег на приобретение самолета путем распространения акций «Добролета». Внеся добровольный взнос, Сакен Сейфуллин на правах председателя правительства Казахской Автономной Республики стал одним из первых акционеров общества «Доб­ролет».

На данном объединенном заседании правительства говорилось, что в случае приобретения КАССР необходимого количества акций «Добролет» брал на себя организацию воздушного сообщения и закрывал дефицит денежных средств. Сакен Сейфуллин предложил открыть авиасообщение Оренбург – Уральск – Акмолинск – Семипалатинск, разработать схему авиалинии, следуя принципам воздухоплавания.

Первый вопрос, стоявший перед молодым казахским правительством, – это оплата «Добролету» 776 000 рублей золотом для организации сети авиационной инфраструктуры и воздушного сообщения в рес­публике. Намечалось строительство аэропортов, взлетно-посадочных полос, приобретение самолетов. Собранные средства направлялись на покупку немецких пассажирских самолетов марки «Юнкерс Ю-13». На первых порах, по мнению Сейфуллина, самолеты должны доставлять почту, а позже осуществлять и перевозку пассажиров. Нужно было дать возможность летчикам привыкнуть к особенностям степных территорий, а населению – освоиться с новым видом транспорта.

Сакен Сейфуллин был активным инициатором организации в Казахстане воздушного сообщения. Он неоднократно обращался к московским чиновникам по поводу выделения воздушных судов республике, вел широкую пропаганду среди населения по сбору средств на покупку авиационных машин. Он глубоко верил, что в условиях огромной территории Казахстана авиации принадлежит будущее.

Горячие выступления Сакена Сейфуллина по организации воздушного сообщения на заседаниях Совнаркома часто переходили на газетные полосы. Ему принадлежат первые статьи и стихи об авиации на казахском языке, которые были опубликованы на страницах главной республиканской газеты «Еңбекші қазақ» (современный «Egemen Qazaqstan»): «Воздушный флот Казах­стана»,­ 22 апреля 1923 года; «Поднимайся к небесам», 30 июня 1923 года; «Мы не должны остаться без аэроплана», 2 авгус­та 1923 года; «Самрук» (сказочная птица), стихи, 31 октября 1923 года и другие.

Впервые в казахской степи зазвучал «Марш авиаторов» (1923):

Мы рождены, чтоб сказку сделать

былью,

Преодолеть пространство и простор,

Нам разум дал стальные руки-крылья,

А вместо сердца – пламенный мотор.

Сакен Сейфуллин обратился к граж­данам республики: «Мы уже писали о необходимости воздушных судов для степного Казахстана… Сейчас в Москве открываются различные общества для сбора средств в поддержку воздушного транспорта. Ежедневно в московских газетах сообщается о количестве собранных средств. В Оренбурге, где находятся все центральные учреждения Казахстана, соз­дано общество по московскому образцу, его целью является создание и развитие в Казахстане воздушного транспорта…

Недавно центральные учреждения рес­публики собрали средства на покупку одного аэроплана… Также военный комиссариат Российской Советской Федерации выделяет один аэроплан военному комиссариа­ту Казахстана. Таким образом, в скором времени у ­Казахстана будет два аэроплана. Но двух воздушных судов для нашей огромной территории недостаточно. Казахстану нужно как минимум один-два аэроплана на губернию – для Адайской, Семипалатинской, Акмолинской, Букейской…

Если государство и народ останутся без движения, на нынешнем уровне, то это создаст угрозу существования самой государственности. Граж­дане, заботящиеся о будущем Казахстана, должны стараться приблизить условия жизни в своей стране до уровня развитых народов. Время верблюжьих караванов прошло и больше не вернется… Будущее за тем народом, который имеет в своем распоряжении авиацию, железные дороги, автомобили, электричество, машины, заводы и фабрики. Каждая губерния Казахстана должна собрать средства на аэроплан и подняться в воздух. Какая же из губерний начнет?!» («В Казахстане будут воздушные суда», 2 июня 1923 года. (Здесь и далее – сокращенный перевод с казахского автора статьи).

В статье «Нам необходимо летать: о приобретении аэроплана» (24 июля 1923 года) говорится: «В наше время, когда многие народы мира имеют в своей стране воздушное сообщение, Казахстан с территорией в шесть месяцев пути на верблюдах от края до края до сих пор не имеет своих воздушных судов. Воздушный транспорт нужен в первую очередь странам, где мало железных дорог и морского сообщения, а только бескрайняя степь. Воздушное судно не выбирает ландшафта, за часы преодолевает расстояния, занимающие несколько дней на лошадях.

Страны Европы и Америки, имея развитую сеть железнодорожных, автомобильных и морских путей, все же предпочитают более быстрый вид транс­порта – авиацию. В Казахстане почти отсутствуют железные и автомобильные дороги, речное пароходство. И поэтому одним из самых практичных видов транспорта может стать авиация.

Приобрести самолеты несложно. Население и государственные учреждения в силах собрать эти средства. Если у нас не будет хорошего транспортного сообщения между городами и селами, между центром и регионами, страна будет отставать в экономике, образовании, искусстве, станет глухой и слепой. Граж­данский долг каждого – не оставаться в стороне от участия в столь полезном деле. Авиация – это крылья растущей трудолюбивой и молодой страны». (Дается в сокращении, перевод с казахского автора статьи.)

Сакен не устает призывать граждан республики поддержать развитие авиа­ции. Летом 1923-го он также пишет: «Российское предприятие «Добролет», занимающееся сборкой воздушных судов, отправит в Казахстан один из двенадцати самолетов, которые будут готовы уже 20 августа. Но не бесплатно, а за деньги… Мы должны собрать 16 тысяч рублей золотом… Самолет – транспорт, необходимый Казахстану. Кроме Семипалатинска, все остальные регионы молчат об этом… Есть, возможно, и такие губернии, где боятся, что не найдут нужных средств. Они ошибаются, не зря говорят: «Глаза боятся, руки делают». Если всерьез приняться за дело, то оно не покажется столь сложным.

Авиация – это крылья грядущих поколений. Товарищи, не жалейте своих сил для крыльев будущего ­Казахстана!»

Сакен Сейфуллин предполагал, что в перспективе Казахстан станет центром транс­евроазиатской системы воздушного сообщения. В своих стихах он воспел сказочную птицу Самрук, прообраз железной летающей птицы – самолета, который через семь уровней неба доставит человека к далеким звездам. Возможно, он предвидел, что спустя 30–40 лет с казахской земли отправятся в космос первые космические спутники и корабли.

Сакен Сейфуллин как глава правительства республики не только впервые принимал решения по организации и развитию авиации, был ее популяризатором, но и стал первым казахом, который 8 октября 1923 года взошел на борт самолета.

Свои яркие впечатления от полета поэт отразил в стихотворениях «Сам­рук» и «Аэроплан». Он, в частности, писал: «Утром вылетев из Оренбурга, ⁄ К полудню приземлился в Акмолинске. ⁄ К вечеру прибыл на съезд в Семипалатинск, ⁄ Назавтра отправился обратно в путь».

Мечта многих поколений казахов стала явью. После Сакена в воздушное пространство поднялись сотни казахских юношей и девушек, среди которых дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Талгат Бегельдинов, боевая летчица Хиуаз Доспанова, первый казахский космонавт, Герой Советского Союза Токтар Аубакиров и другие.

Популярное

Все
Ирригационные системы области Абай восстановят полностью до 2028 года
С начала года на производстве погибло 40 человек в Казахстане
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Незнание законов не освобождает от... профессии
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Взорвавшая мировые чарты башкирская группа Ay Yola удостоена почетных званий
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Астана становится центром ивент-туризма
Говорят правнуки солдат Победы
Нет дружбы крепче фронтовой
В Астане открылась выставка «Художник своего времени»
Рекордные заморозки зафиксировали в Турции
Как убивали Шерзата Болата
В ВКО из-за дефицита сырья под вопросом оказалась реализация важных инвестпроектов
Более тысячи вывесок демонтировали в Астане
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
Любовь сильнее времени: история Козы Корпеша и Баян Сулу
Планами по развитию казахстанского спорта поделились в министерстве
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике

Читайте также

С начала года на производстве погибло 40 человек в Казахста…
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безоп…
В ВКО прошла конная выставка «Шығыс арғымағы»
Сим-карта для защиты детей от негативного контента станет д…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]