Секрет ДТ: если топливо есть, то его сразу нет

6928
Марина Демченко

Министерство энергетики планирует установить предельные оптовые цены на бензин и дизельное топливо.

В Казахстане цены на ГСМ не пересматривались с осени 2021 года. За последние пять лет (с 2018 года) розничная стои­мость бензина в республике выросла лишь на 13% (среднегодовой рост – 2,3%), а на дизтоп­ливо – на 30% (среднегодовой рост – 5,3%).

И сегодня наша республика входит в десятку государств с самыми дешевыми ГСМ. Стоимость дизеля у нас значительно ниже даже в сравнении с соседними странами (Казахстан – 260 тенге за литр, Россия – 367, Узбекистан – 544, Кыргызстан – 408 тенге за литр).

На наших АЗС дизтопливо продается на 80–120 тенге дешевле в зависимости от региона. Но несмотря на модернизацию трех крупных НПЗ, ежегодно наблюдается его нехватка. Ажиотаж возникает в весенний и осенний периоды, когда в стране повсеместно разворачиваются сельскохозяйственные работы. Все оптовые поставщики – давальцы – отпускают дизтопливо фермерам по льготным ценам.

– Правительство всячески пытается залатать дыры «казахстанского топливного бака», вводит запрет на экспорт, фиксацию цен на АЗС, поставки топ­лива аграриям по низким ценам, закрепление оптовых цен, дифференцированные цены, но против естественного закона рынка не попрешь. На жесткое госрегулирование рынок отвечает «серыми» схемами и «серым» экспортом, меньше налогов поступает в бюджет, – отмечает эксперт, директор фонда «Energy Monitor» Нурлан Жумагулов. – Возможно, это оправданно, но все дизтопливо по льготным ценам ложится на плечи нефтедобывающих компаний, которые почти 70% добытой нефти должны поставлять на внутренний рынок по ценам ниже экспортных. Полгода нефтепереработчики поставляют одну треть произведенного в стране дизтоплива аграриям.

Благодаря этому предприятия аграрного сектора имеют возможность своевременно провести посевную и уборочную кампании.

Сейчас, в разгар весенней посевной, Шымкентский НПЗ встал на плановый ремонт. На юге уже наблюдается дефицит дизтоплива. Открылся «Хоргос», и каждый день увеличивается число транзитных фур. Ранее было немало замечаний, якобы иностранный транспорт потребляет много казахстанской солярки.

– В ответ государство постановило: иностранный транспорт заправлять дизтопливом по цене 450 тенге, местных – 230–260 тенге за литр (в зависимости от региона). Разница огромная – 200 тенге! Сразу появились «умельцы», которые начали использовать «серые» схемы. Если оператор АЗС хотя бы 100 тенге с каждого литра имеет, с 10 тысяч литров набегает уже миллион тенге... в день! – прокомментировал эксперт.

По его словам, если раньше Правительство регулировало только розничные цены на АЗС, то теперь намерено и оптовые. Так, в проекте приказа Министерства энергетики РК говорится: установить предельные цены на оптовую реализацию нефтепродуктов для стационарных автозаправочных станций, на которые установлено государственное ценовое регулирование в следующем размере с учетом налога на добавленную стоимость: бензин Аи-80 – 93 161 тенге за тонну; бензин Аи-92 и Аи-93 – 193 649 тенге за тонну; дизельное топливо (летнее, межсезонное) – 236 156 тенге за тонну.

– Во избежание дефицита топ­лива и роста цен на него предлагается ограничить его продажу предприятиям горно-металлургического комплекса – подчеркивает Нурлан Жумагулов.

Цены на дизельное топливо, по его мнению, должны быть приведены к рыночным, иначе дешевое горючее будет «утекать» туда, где сейчас за него хорошо платят.

– За счет дешевого дизтоплива мы помогаем зарабатывать определенным лицам по «серым» схемам. Границы закрывать невозможно. Но и нельзя принимать решения, которые усугубляют проблему. К примеру, после увеличения акциза на импорт дизтоп­лива с 540 до 35 тысяч тенге в апреле прошлого года АЗС не заинтересованы в его импорте из России, – уверен эксперт.

Безусловно, вмешательство государства в рыночные процессы должно быть продуманным и взвешенным. И тогда в плюсе окажется не только экономика страны в целом, но и будут учтены интересы сельхозпроизводителей.

Популярное

Все
«Крылатый мир» Андрея Куряшкина
Призеры Кубка мира получили награды
Белая гостья северных озер
Праздник музыки и детства
ЕАГИ: 30 лет опыта и развития
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
В работе помогает робот
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Сегодня – День бурильщика
Алматы и Шымкент связала четырехполосная трасса
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
От швейной машинки – к фабрике полного цикла
Когда традиции и инновации работают на общее благо
«Важный политический и практический шаг» – эксперт о госвизите Токаева в Узбекистан
Президент подписал закон об искусственном интеллекте
«Не нужно ехать за рубеж»: уникальные технологии объединил онкоцентр в Астане
Казахстан и Туркменистан объединят усилия в борьбе с преступностью
Касым-Жомарт Токаев подписал закон об изменениях в КоАП
Объявлена победительница национального конкурса «Қазақ Аруы»
Невесты, ангелы и гобелены: что посмотреть на выставке «Вечная любовь» в Астане
Возвращение к истокам
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа

Читайте также

В столице состоялся национальный слет женщин-предпринимател…
Более 13 тыс. этнических казахов с начала года получили ста…
Работа над четвертым томом продолжается
На службе согласия и единства

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]