Сильная школа красивых мелодий

1138
Беседовала Наталия Хомс

Как и чем сегодня живет Союз композиторов Казахстана, какой вклад в развитие национальной композиторской школы вносят молодые – об этом в интервью «КП» рассказал председатель объединения Серикжан Абдинур.

фото из личного архива спикера

– Серикжан Куттымбетович, сильно ли изменился Союз композиторов за время существования? Сменились ли его приоритеты, задачи?

– Союз композиторов Казахстана создавался в 1939 году, основоположниками его были такие титаны казахстанской композиторской школы, как Евгений Брусиловский – первый председатель, Мукан Тулебаев, Ахмет Жубанов, Латиф Хамиди, Борис Великанов. Позже эту замечательную плеяду продолжили Куддус Кужамьяров, Сыдык Мухамеджанов, Газиза Жубанова, Еркегали Рахмадиев, Кенес Дуйсекеев, Толеген Мухамеджанов, Базарбай Жуманиязов, Нургиса Тлендиев, Кенжебек Кумисбеков и многие другие.

В следующем году Союзу композиторов исполнится 85 лет – это одно из старейших творчес­ких общественных объединений в Казахстане наравне с союзами писателей и художников.

Наша главная задача – пропаганда творчества композиторов Казахстана. На сегодня союз многое привнес в искусство, культуру и духовность нашей страны, подарил слушателю множество прекрасных произведений. Это 53 оперы, 18 балетов, огромное количество сочинений симфонической, вокальной, камерной, детской, хоровой, киномузыки. Пишут наши композиторы песни, романсы, хоровые произведения и популярную музыку для народных, духовых, эстрадно-симфонических оркестров. Это огромный вклад в духовный рост нашего народа.

И миссию Союза композиторов я вижу в том, чтобы не только дальше пропагандировать творчество казахстанской композиторской школы, но и вывести ее на мировой уровень, чтобы музыка наших авторов звучала на лучших сценах и концертных площадках.

Меня избрали председателем в 2020 году, и с тех пор я пытаюсь решать эти задачи. К слову, в тот же год, поскольку все крупные государственные мероприятия в сфере культуры и искусства проходят в Астане, мы переехали в столицу. Между прочим, мы пока единственный творческий союз, базирующийся в Астане.

У общественного объединения проблем хватает. К примеру, у нас нет офиса. Я уже был у двух министров, встречался с двумя акимами, но с этим вопросом нам пока так и не смогли помочь. Стыдно, что мы не можем встретить своих гостей, принять композиторов тюркоязычных стран.

А в целом союз работает, живет полноценной жизнью. Мы участвуем во всех мероприятиях правительственного и респуб­ликанского уровня, работаем совместно с Министерством культуры и спорта, акиматом и управлением культуры столицы.

– Последние годы богаты на юбилейные даты. Это касается и концертной деятельности. Какие яркие программы удалось претворить в жизнь Союзу композиторов?

– 2022 год был посвящен 95-летию Газизы Жубановой, которая сделала очень много для нашей культуры и подняла композиторскую школу Казахстана на новый уровень. Также мы отметили 90-летие Еркегали Рахмадиева, чье имя носят многие концерт­ные залы, оркестры, улицы.

Нынешний год у нас идет под знаком 110-летия Мукана Тулебаева – выдающегося представителя казахстанской композиторской школы, автора одного из первых гимнов Казахстана, созданного в сотворчестве с Латифом Хамиди и Евгением Брусиловским. Его творение – замечательная опера «Біржан – Сара», которая уже 77 лет не сходит со сцен казахских театров оперы и балета.

Наши театры, кстати, когда выезжают на гастроли, всегда в репертуар включают оперу «Біржан – Сара», потому что это яркое национальное произведение – и по содержанию, и по характеру, и по стилю. Самое главное, что в ней ярко продемонстрировано казахское народное традиционное песенное искусство – айтыс, который очень популярен в народе, затрагивает все плюсы и минусы жизни, обряды, быт, социальные, политические воп­росы. Поэтому айтыс как вид искусства продолжает жить, и не только в опере «Біржан – Сара».

Следующий год будет посвящен 85-летию Союза композиторов Казахстана, к нему мы сейчас готовимся, планируем множество концертов и фестивалей. Мы уже сейчас заняты организацией республиканских конкурсов и фестивалей, международных мероприятий, концертов, где будет звучать народная, симфоническая, камерная и, конечно же, вокально-хоровая музыка, где можно раскрыть и показать всю палитру нашей композиторской школы, представив и аксакалов, и молодежь.

– Активно ли пополняются ряды отечественных композиторов молодыми творческими силами?

– Да, сегодня в Союзе композиторов Казахстана много молодежи. Молодые композиторы – это новое веяние, свежие мысли, взгляд, новый почерк, задачи, стили.

Конечно, мы всегда думаем о преемственности поколений, включаем молодых композиторов в концерты, заботимся о том, чтобы наше творческое объединение пополнялось новыми именами. Есть те, кто уже громко заявили о себе: Арман Жайым, Алиби Абдинуров, Азимбек Жамбаев, Айсулу Тани. Всех перечислить невозможно, их много.

В Казахстане очень хорошая композиторская школа. Готовят молодых профессиональных композиторов на кафедрах в двух музыкальных вузах – Нацио­нальной консерватории имени Курмангазы и Казахском национальном университете искусств.

– Как, на Ваш взгляд, развивается композиторская школа Казахстана в наше время? Новые веяния, тенденции и тренды позволяют сохранить национальную идентичность в музыке?

– Во-первых, в композиторской школе Казахстана есть очень хорошие традиции, заложенные нашими аксакалами. Во-вторых, мы – национальная композиторская школа и, следуя традиции преемственности поколений, с первых же курсов учим наших студентов делать обработки народных песен и кюев. Для этого они обращаются к сборнику Александра Затаевича «1 000 песен казахского народа», к народным песням и кюям, на основе которых начинают изучать казахскую музыку, фольклор, а самое главное – лады.

Таким образом, уже с первого курса студенты осознают, что вскоре станут представителями казахстанской композиторской школы и будут популяризировать музыкальную культуру нашей страны на мировой арене. И чтобы быть узнаваемыми, они должны придать новой музыке национальные черты. Так учили нас, и эти знания мы передаем своим студентам.

Здесь есть еще один нюанс: поскольку сегодняшняя молодежь воспитана в основном на поп-музыке, на идеях глобализации, в первый год учебы мы специально их внимание заостряем именно на народной музыке. И когда они пишут, допустим, на втором курсе вариационную форму, обязательно обращают внимание на то, чтобы тема была связана с казахской народной песней или с песней казахских композиторов, свои мелодии тоже должны иметь национальную почву.

Отрадно, что молодежь прекрас­но все понимает и следует этому по мере возможнос­ти, дарования, своего композиторского роста. Они начинают уже с первого курса искать свой стиль, язык, манеру письма. Таким образом, в синтезе со всеми современными приемами, мастерством техники, которые за века скопила мировая композиторская школа, с добавлением национального колорита, ладов и штрихов образуется лицо казах­станской композиторской школы.

Но творят они уже на другом уровне, так как и сами, и произведения их уже осовремененные – с учетом того, чтобы нынешняя пуб­лика – молодежь – слушала, чтобы это было и понятно, и интересно ей. А эта проблема всегда стоит перед композиторами, и мы о ней помним.

Сегодня мы стараемся, чтобы на всех наших концертах и мероприятиях обязательно звучали произведения наших аксакалов, следом – композиторов среднего поколения и молодых. Чередуем три поколения, чтобы и слушатели, и сами композиторы мог­ли оценить, где-то посоревноваться в хорошем смысле слова, чтобы понять, кто как пишет, на каком уровне, у кого какая техника, что-то перенять. Еще таким образом можно проследить музыкальную эволюцию
с 40–50-х годов XX века до сегодняшних дней. У молодежи совсем другие мышление, подача, композиторский и музыкальный язык, вкусы и предпочтения, жанры и инструмен­ты.

Так что могу с уверенностью сказать: у Союза композиторов Казахстана очень крепкая профессиональная школа. Об этом свидетельствуют многочисленные звания лауреатов, которые регулярно завоевывают наши композиторы на респуб­ликанских и международных конкурсах.

У нас это, к примеру, конкурсы, организуемые Министерством культуры и спорта, – «Тәуелсіздік толғауы», «Елім менің», «Дала дауы­сы». К 25-летию Астаны акимат объявил конкурс на лучшие песни о столице, планирует выпус­тить подарочный набор – книгу с песнями об Астане, мы сейчас активно работаем над этим.

Современная композиторская школа идет в ногу с мировыми направлениями, техниками и течениями. В творческих вузах проводится много встреч и мас­тер-классов с зарубежными композиторами. К нам приезжают, наши выезжают. Молодые композиторы очень хорошо владеют современной техникой, разбираются в течениях.

Но поскольку мы представители национальной школы, задача усложняется тем, что мы всю совре­менную технику должны преломить через свое национальное видение, интонации, оставляя при этом современную подачу. И в таком синтезе национального и современного сегодня создаются новые произведения.

 

 

Популярное

Все
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
Казахстан примет юниорский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]