«Чистый  транспорт для чистоты планеты» – таким принципом руководствовалась  австрийский министр окружающей среды Леоноре Гевесслер, отправившаяся  на Конференцию ООН по изменению климата в Глазго на поезде. В отличие от  многих других участников 26-й сессии Конференции сторон (COP26),  добиравшихся до шотландского города на самолетах. Леоноре Гевесслер  называют последовательной сторонницей наземных поездок. Министр известна  тем, что внедрила в своей стране концепцию национального климатического  билета, который позволяет австрийцам без ограничений ездить по всей  территории родины на любом виде общественного транспорта за тысячу евро в  год. Самой ей, как она призналась, комфортное путешествие через  пол-Европы обошлось примерно в 500 евро.
 Конечно,  путешествие в 1-м классе не сравнить по комфорту с экскурсией на  «Восточном экспрессе», который подвигнул сто лет назад Агату Кристи на  создание очередного детектива. Правда, для этого поезду в 1929 году надо  было на неделю застрять недалеко от Стамбула из-за снежной бури.  Говорят, в наши дни «Убийство в «Восточном экспрессе» занимает 2-е место  по популярности после ее же романа «Десять негритят». А во время  катания на южноафриканском поезде Pride of Africa, к примеру, на  маршруте между Кейптауном и Преторией можно увидеть свирепых хищников,  полюбоваться бродящими страусами, взлетающими фламинго и пасущимися  спрингбоками, больше известными как антилопы-прыгуны. Последних, уже в  жареном виде, подают в одном из двух вагонов-ресторанов. Однако и  стоимость билета в вагон в таких составах на порядок выше. 
В  европейских поездах на вагонах можно увидеть цифры «1» или «2»,  указывающие на его класс. Однако иногда один вагон оказывается  разделенным перегородкой на две части, одна из которых относится к 1-му  классу, а вторая – ко 2-му. Первый класс отличается размерами,  комфортабельностью сидений и, конечно же, стоимостью билетов, разница  составляет 30–50%. Пассажиров в вагонах 1-го класса намного меньше, что  тоже способствует повышению комфорта.
В Германии в  пассажирских составах предусматривается целый ряд услуг. При покупке  билета вы можете получить по желанию место в проходе или у окна, а в  случае надобности – и со столиком. Те, кто путешествует с компанией  друзей, тоже на стадии приобретения билета могут решить, сидеть им лицом  к лицу или рядом друг с другом. Деловые люди располагаются в вагонах с  усилителями сигнала сотовых телефонов, есть вагоны и для отдыха, где  использование мобильников нежелательно. В высокоскоростных составах  создают условия для семей с детьми, поезда и станции оборудованы для  перевозки инвалидов, а достаточное место для ног между сидениями делает  путешествие еще комфортабельнее.
Как-то в Германии я  проехал на поезде 300 км, сказать, что это была приятная прогулка,  значит не сказать ничего. Невиданные для нас скорости, комфортабельность  и чистота вагонов меня впечатлили.
Конечно,  казахстанские стальные магистрали после этого разочаровывали еще больше.  По известным причинам я уже два года не пользовался отечественными  поездами. В нашей стране более предпочтительны передвижения по стране на  автомобиле или же авиалиниями. При возможности казахстанцы выбирают эти  менее экологичные виды транспорта.
Однако не так  давно мне довелось провожать алматинских гостей с вокзала «Нурлы жол».  Из современного станционного здания я попал в вагон «а-ля Soviet Union».  Ничего кроме жалости к пассажирам этого вагона я испытывать не мог,  ведь им предстояло 18-часовое испытание силы духа и нервов.
                            
                            
                            
                            
                                
                                    Все колонки автора