Системный и интегративный подход к развитию регионов

385
Габит Матаев, ведущий научный сотрудник Центра региональных исследований и качества жизни АО «Институт экономических исследований»

На IV заседании Национального курултая Президент РК Касым-Жомарт Токаев уделил особое внимание вопросам реальных механизмов поддержки регионов, и это имеет определяющее значение для построения экономически развитого Казахстана.

Фото из архива: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Президент подчеркнул, что сильные регионы – прочный фундамент эффективного государства. В этой связи особую значимость приобретают новые инициативы, направленные на устранение социально-экономического дисбаланса между ними. Президент отметил реализацию масштабных инф­раструктурных проектов, направленных на стимулирование социально-экономичес­кого развития регионов. На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.

Уже на 2025–2026 годы запланированы ввод в эксплуатацию газоперерабатывающего завода на Кашаганском месторождении, строительство магистрального газопровода Талдыкорган – Ушарал, а также запуск второй нитки трубопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент. Новые электростанции на базе парогазовых установок будут введены в строй в Кызылординской и Туркестанской областях, также проведена модернизация ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в Алматы. В зоне отдыха «Кендерли» в Мангистауской области начнет работу опреснительный завод, который обеспечит устойчивое водоснабжение Жанаозена.

Существенный вклад в развитие промышленного потенциала республики внесет запуск новых ферросплавных предприятий в Караганде и Экибастузе. В Экибастузе, к примеру, планируется строительство трех ферросплавных заводов (мощностью 460 тыс. тонн). Их ввод в эксплуатацию выведет Казахстан на второе место в мире по объему производства ферросплавов.

Также предстоит строительство комплекса по выпуску минеральных удобрений в Жамбылской области. Кроме того, в Алматы и Костанайской области начнут работу автосборочные предприятия.

В транспортной сфере завершается строительство железнодорожной линии Достык – Мойынты и обходного участка станции Алматы. Параллельно стартует новый дорожно-строи­тельный проект Кызылжар – Мойынты.

В порту Актау на побережье Каспийского моря будет введен в эксплуатацию контейнерный хаб, что повысит логистическую мощность региона. Это, кстати, очень важно в плане перспектив роста именно контейнерных перевозок.

Развивается и авиационная инфраструктура. Например, начнет функционировать международный аэропорт на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», также откроются новые аэропорты в курортных зонах Зайсан, Катон-Карагай и Кендерли.

Наконец, важным шагом в цифровизации станет прокладка волоконно-оптической линии связи по дну Каспийского моря, которая создаст высокоскоростной цифровой коридор между Европой и Азией.

На заседании курултая Глава государства объявил о начале очень важного автодорожного проекта – строительстве автострады Астана – Аркалык – Торгай – Иргиз – Актобе – Актау с прямым выходом к Транскас­пийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Здесь очевидно, что строительство магистрали станет крупнейшим дорожным проектом последних лет, обеспечив не только развитие логис­тики и транзитных коридоров, но и значительный социально-экономический эффект для регионов.

Проект предполагает строи­тельство современной автомагистрали, отвечающей международным стандартам в плане протяженности (около 1 250 км с выходом к ТМТМ). Трасса будет I и II техничес­ких категорий с участками четырехполосного движения в ключевых узлах. Будут построены дополнительные объекты инфраструктуры – мос­ты, дорожные развязки, зоны отдыха, придорожный сервис, внедрены интеллектуальные транспортные системы (ITS), позволяющие повысить безопас­ность движения и сократить расходы на обслуживание.

Хочу отметить, что идея строи­тельства автодороги Центр – Запад обсуждалась давно. Еще в 2013 году она была включена в планы развития транспортной инфраструктуры Казахстана. Ранее рассматривался альтернативный маршрут через Костанай, но он оказался менее выгодным с точки зрения экономического эффекта и охвата территории. В 2015 году был подготовлен предварительный технико-экономический анализ, однако финансирование проекта было отложено. После 2020 года дискуссии о необходимости трассы вновь активизировались, а три-четыре года спустя были проведены новые расчеты, сделан анализ ее экономической целесообразности. Теперь, с объявлением о запуске строительства, проект выходит на этап практического осуществления.

Автострада принесет ощутимые выгоды жителям регионов, через которые она проходит. Аркалык, Торгай, Иргиз – ранее малодоступные населенные пунк­ты – получат новый импульс для развития. Современная удобная автомагистраль позволит расширить рынки сбыта сельхозпродукции, улучшится доступ к уникальным уголкам природы, таким как плато Устюрт и побережье Каспия. Модернизация дорожной сети обеспечит комфортные условия передвижения.

Строительство автодороги станет важным шагом в развитии отечественной транспортной инфраструктуры и ее интеграции в международные логистические цепочки.

Автодорога Центр – Запад станет частью глобальной транс­портной системы, укрепляя позиции Казахстана в ТМТМ, который связывает Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и страны Европы. Сократятся сроки доставки грузов из Китая в Евросоюз, улучшится связка между автомобильным и морским транспортом в портах Актау и Курык. Повысится уровень кооперации с партнерами по маршруту (Азербайджан, Грузия, Турция, ЕС). Эти факторы помогут Казахстану занять стратегически важное место в евразийской логистике.

Президент страны в своем выступ­лении на курултае также затронул вопрос развития приграничных регионов, напомнив, что по его поручению был возвращен административный статус ряду приграничных районов областей Абай и Восточно-Казахстанской.

Это решение нашло положительный отклик у местного населения. Восстановление райо­нов придало новый импульс их развитию: активизировалась социальная жизнь, наблюдается поступательное улучшение инфраструктуры.

Опыт ведущих стран мира показывает, что приграничные регионы могут стать точками рос­та, если сочетать гибкость в регулировании бизнеса с обеспечением требований безопас­ности. Казахстану следует учесть этот опыт и модернизировать законодательство с учетом стратегических приоритетов государства.

Безусловно, инициативы, озвученные в выступлении Главы государства, демонстрируют системный и интегративный подход к развитию регионов. Они направлены на выравнивание уровня жизни в различных частях республики, повышение вовлеченности граждан в процессы государственного строи­тельства и являются практичес­кими шагами к построению справедливого, стабильного и процветающего Казахстана.

Популярное

Все
Вручены награды лучшим шахматистам
В Москве состоялся творческий вечер памяти казахской поэтессы Марфуги Бектемировой
Музыка нового поколения
Единовременную соцвыплату получат пенсионеры
Трагедия «Малого Октября в Казахстане»
Дети Карлага
Магди Макулов: богослов и кази
Не спонсор, а друг
У аграриев горячая пора
Чтобы детство было счастливым
Взял кредит и бизнес запустил
Фестиваль российского кино прошел в Астане в пятый раз
Особенности финансовой стабильности
Участники международного фестиваля вели речь об искусстве строительства
Плей-офф начинается с сенсации
Трагедии научили ценить единство
Не забудем!
А у нас в Шубаре газ!
C опорой на цифровизацию и доверие граждан
Векторы глобальной экономики и логистики
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Определены 100 лучших школ Казахстана по итогам года
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
В Жастаре построили ферму XXI века
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Досаев покинул должность акима Алматы
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
22 золотые медали завоевали казахстанские боксеры
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Досаев подвёл итоги своей работы на посту акима Алматы
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
Бахтияр Вагабзаде и казахская литература
Срезан склон холма, жди оползня…
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области

Читайте также

Обучать нужно востребованным специальностям
1,6 трлн тенге планируется инвестировать в Атыраускую облас…
Воспитание молодежи и национальные интересы
Ономастика и бюрократия несовместимы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]