Системный и интегративный подход к развитию регионов

292
Габит Матаев, ведущий научный сотрудник Центра региональных исследований и качества жизни АО «Институт экономических исследований»

На IV заседании Национального курултая Президент РК Касым-Жомарт Токаев уделил особое внимание вопросам реальных механизмов поддержки регионов, и это имеет определяющее значение для построения экономически развитого Казахстана.

Фото из архива: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Президент подчеркнул, что сильные регионы – прочный фундамент эффективного государства. В этой связи особую значимость приобретают новые инициативы, направленные на устранение социально-экономического дисбаланса между ними. Президент отметил реализацию масштабных инф­раструктурных проектов, направленных на стимулирование социально-экономичес­кого развития регионов. На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.

Уже на 2025–2026 годы запланированы ввод в эксплуатацию газоперерабатывающего завода на Кашаганском месторождении, строительство магистрального газопровода Талдыкорган – Ушарал, а также запуск второй нитки трубопровода Бейнеу – Бозой – Шымкент. Новые электростанции на базе парогазовых установок будут введены в строй в Кызылординской и Туркестанской областях, также проведена модернизация ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в Алматы. В зоне отдыха «Кендерли» в Мангистауской области начнет работу опреснительный завод, который обеспечит устойчивое водоснабжение Жанаозена.

Существенный вклад в развитие промышленного потенциала республики внесет запуск новых ферросплавных предприятий в Караганде и Экибастузе. В Экибастузе, к примеру, планируется строительство трех ферросплавных заводов (мощностью 460 тыс. тонн). Их ввод в эксплуатацию выведет Казахстан на второе место в мире по объему производства ферросплавов.

Также предстоит строительство комплекса по выпуску минеральных удобрений в Жамбылской области. Кроме того, в Алматы и Костанайской области начнут работу автосборочные предприятия.

В транспортной сфере завершается строительство железнодорожной линии Достык – Мойынты и обходного участка станции Алматы. Параллельно стартует новый дорожно-строи­тельный проект Кызылжар – Мойынты.

В порту Актау на побережье Каспийского моря будет введен в эксплуатацию контейнерный хаб, что повысит логистическую мощность региона. Это, кстати, очень важно в плане перспектив роста именно контейнерных перевозок.

Развивается и авиационная инфраструктура. Например, начнет функционировать международный аэропорт на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», также откроются новые аэропорты в курортных зонах Зайсан, Катон-Карагай и Кендерли.

Наконец, важным шагом в цифровизации станет прокладка волоконно-оптической линии связи по дну Каспийского моря, которая создаст высокоскоростной цифровой коридор между Европой и Азией.

На заседании курултая Глава государства объявил о начале очень важного автодорожного проекта – строительстве автострады Астана – Аркалык – Торгай – Иргиз – Актобе – Актау с прямым выходом к Транскас­пийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Здесь очевидно, что строительство магистрали станет крупнейшим дорожным проектом последних лет, обеспечив не только развитие логис­тики и транзитных коридоров, но и значительный социально-экономический эффект для регионов.

Проект предполагает строи­тельство современной автомагистрали, отвечающей международным стандартам в плане протяженности (около 1 250 км с выходом к ТМТМ). Трасса будет I и II техничес­ких категорий с участками четырехполосного движения в ключевых узлах. Будут построены дополнительные объекты инфраструктуры – мос­ты, дорожные развязки, зоны отдыха, придорожный сервис, внедрены интеллектуальные транспортные системы (ITS), позволяющие повысить безопас­ность движения и сократить расходы на обслуживание.

Хочу отметить, что идея строи­тельства автодороги Центр – Запад обсуждалась давно. Еще в 2013 году она была включена в планы развития транспортной инфраструктуры Казахстана. Ранее рассматривался альтернативный маршрут через Костанай, но он оказался менее выгодным с точки зрения экономического эффекта и охвата территории. В 2015 году был подготовлен предварительный технико-экономический анализ, однако финансирование проекта было отложено. После 2020 года дискуссии о необходимости трассы вновь активизировались, а три-четыре года спустя были проведены новые расчеты, сделан анализ ее экономической целесообразности. Теперь, с объявлением о запуске строительства, проект выходит на этап практического осуществления.

Автострада принесет ощутимые выгоды жителям регионов, через которые она проходит. Аркалык, Торгай, Иргиз – ранее малодоступные населенные пунк­ты – получат новый импульс для развития. Современная удобная автомагистраль позволит расширить рынки сбыта сельхозпродукции, улучшится доступ к уникальным уголкам природы, таким как плато Устюрт и побережье Каспия. Модернизация дорожной сети обеспечит комфортные условия передвижения.

Строительство автодороги станет важным шагом в развитии отечественной транспортной инфраструктуры и ее интеграции в международные логистические цепочки.

Автодорога Центр – Запад станет частью глобальной транс­портной системы, укрепляя позиции Казахстана в ТМТМ, который связывает Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и страны Европы. Сократятся сроки доставки грузов из Китая в Евросоюз, улучшится связка между автомобильным и морским транспортом в портах Актау и Курык. Повысится уровень кооперации с партнерами по маршруту (Азербайджан, Грузия, Турция, ЕС). Эти факторы помогут Казахстану занять стратегически важное место в евразийской логистике.

Президент страны в своем выступ­лении на курултае также затронул вопрос развития приграничных регионов, напомнив, что по его поручению был возвращен административный статус ряду приграничных районов областей Абай и Восточно-Казахстанской.

Это решение нашло положительный отклик у местного населения. Восстановление райо­нов придало новый импульс их развитию: активизировалась социальная жизнь, наблюдается поступательное улучшение инфраструктуры.

Опыт ведущих стран мира показывает, что приграничные регионы могут стать точками рос­та, если сочетать гибкость в регулировании бизнеса с обеспечением требований безопас­ности. Казахстану следует учесть этот опыт и модернизировать законодательство с учетом стратегических приоритетов государства.

Безусловно, инициативы, озвученные в выступлении Главы государства, демонстрируют системный и интегративный подход к развитию регионов. Они направлены на выравнивание уровня жизни в различных частях республики, повышение вовлеченности граждан в процессы государственного строи­тельства и являются практичес­кими шагами к построению справедливого, стабильного и процветающего Казахстана.

Популярное

Все
В Байсеите родились герои Бреста
«Мы с прошлым кровно связаны судьбой...»
От брони до боеприпасов
Вася-казах
Подвиг на все времена
Книгу о ветеране выпустили с помощью ИИ
Защищали Отечество, спасая раненых
В 1940-е Гурьевская область была на военном положении
Имя казахстанца увековечили на Орловщине
Диорама расскажет о былом
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»
Спасибо, ветераны, за Победу!
Они освобождали Европу
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Великой Победы
Детство, опаленное войной
Отцу не было и восемнадцати
Ищем ровесников следы…
Незабываемые огненные годы
На медицинской передовой
Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государства
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
США и Украина подписали соглашение о природных ресурсах
Какие национальности проживают в Казахстане
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Израиль запросил международную помощь в тушении лесных пожаров
Поэты Карагандинской области презентовали в Астане альманах «Летят по небу журавли Победы»
Актау станет международным курортом
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Дату последнего звонка перенесли в школах Казахстана
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Как будут работать ЦОНы и спецЦОНы в праздничные дни мая
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Краснокнижный снежный барс вновь попал в объектив фотоловушки на Алтае
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Праздник музыки: более 30 мероприятий пройдет в рамках международного фестиваля «Опералия»
Трамп уволил советника по национальной безопасности Майка Уолтца
Современные технологии для защиты от паводков применяют в СКО
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Полководец. Писатель. Патриот
Правительство определилось с суммой порога по НДС, и это не 15 миллионов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика

Читайте также

Ономастика и бюрократия несовместимы
Перспективы в новых геополитических условиях
Никто за нас не сделает страну процветающей
Концепция внутренней политики должна быть понятной обществу

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]