Соединяя города и села

1815
Наталия Портнягина

Так уж сложилось, что по состоянию дорог местного значения регион в республике долгие годы пребывал в числе аутсайдеров. Но на то был ряд объективных причин.

Большая территория региона, множество крупных и мелких населенных пунктов нуждались в разветвленной автодорожной сети. А в «перестроечное» время и после развала Союза дороги практически не строились. До недавнего времени и в дальних южных районах, таких как Бокейординский, Жанибекский, Казталовский, не наблюдалось ведение дорожных работ.

Темпы реконструкции и дорожного ремонта область значительно нарастила лишь в последние годы. Так, с 2019 по 2021 год в Западном Казахстане построено и отремонтировано свыше 1 050 км автодорог всех категорий. На это затрачено более 100 млрд бюджетных тенге. План на текущий год – 311 км дорог районного, областного и республиканского значения. Из них более половины, или 165 км, – автодороги местной сети, на которые выделено свыше 11 млрд тенге.

Окунуться в атмосферу дорожного строительства, хотя бы частично понять, что значит – строить дорогу, с какими трудностями приходится сталкиваться дорожникам, журналисты смогли в ходе пресс-тура «Один день в жизни дорожника», выехав на шоссе регионального значения Барбастау – Акжайык – Индер, реконструкция 50 км которого начата в нынешнем году.

Работа «на свежем воздухе» всегда имеет свои нюансы. Ноябрьский ветер клубил пыль, пронизывал насквозь, казалось бы, хорошо подготовленных для работы в полевых условиях журналистов. Это потом мы поняли, что совсем окоченеть нам не дал еще теплый асфальт, стоя на блес­тяще-черном полотне которого, мы записывали интервью. А каково дорожникам от такой «печки» летом, когда солнце жарит нещадно, а столбик термометра, воткнутого в асфальтобетонную смесь, поднимается выше отметки 150 градусов Цельсия?!

Масштабная стройка развернулась в 100 километрах от областного центра. Этот объект имеет большое социальное значение для жителей населенных пунктов левобережья Урала. В 2023 году новая магистраль с твердым покрытием соединит Западно-Казахстанскую и Атыраускую области. Генеральным подрядчиком автомагистрали выступило ТОО «Uniserv».

– В регионе компания ведет дорожные работы на четырех объектах. Этот проект рассчитан на три года, – говорит заместитель генерального директора ТОО Жаскайрат Габбасов. – Его общая стоимость – 5,9 миллиарда тенге. На текущий год выделено 1,6 миллиарда, на эти средства планируется реконструировать до 15 километров дороги. Работы ведутся по плану. На сегодня уложено около 13 километров асфальтного полотна. На участке задействовано 70 единиц техники, около 50 человек, больше половины из них – местные жители из ближайших сел Шагатай и Акжаик.

Работают дорожники вахтовым методом. За благоустройство быта отвечает начальник административно-хозяйственного отдела Ляйля Кажимова.

– Жилой городок на этом участке рассчитан на 60 человек. Кроме жилых помещений имеются столовая, душевые, медпункт, офис. Так как связь слабая, есть усилители, пробита скважина. Хлеб привозим из Акжаика, другие продукты – из Уральска. Рабочие обеспечены трехразовым питанием. Ежедневно с 6.30 до 7.30 проводится предрейсовый осмотр, измеряются давление, температура, работники проходят алкотест, – рассказала Ляйля.

Работа на участке кипит. Снуют бульдозеры, автогрейдеры, асфальтоукладчики, катки, техника, подвозящая стройматериа­лы. И в расчет здесь берутся не только тонны и километры. В каждой производственной задаче нужны точность и соответствие строительным стандартам.

Дорога начинается с автогрейдера. Так считает Николай Крас­нятов.

– На этом участке работают три автогрейдериста. Один – на объездной дороге. По полотну сначала работает бульдозер. Потом идет тяжелый автогрейдер. После уже вывожу поверхность по нулевым проектным отметкам под асфальт, – рассказывает автогрейдерист.

В профессии он 32 года. Довелось работать по всему Казахстану. По его словам, сейчас трудиться стало комфортнее. Техника новая, есть и печка, и кондиционер. Например, его автогрейдер работает первый сезон, всего два-три месяца. Между тем если раньше грейдеристов учили, сейчас – все «самоучки». Сам Николай подготовил несколько человек. По его мнению, молодежь опасается, что работа дорожника сезонная. Но сейчас не менее востребованы и специалисты по зимнему содержанию автодорог.

Ермек Хаирсапиев после колледжа получил высшее образование, в сфере дорожного строительства – более 11 лет. За это время успел поработать не только на дорогах местного и республиканского значения, в Алматы участвовал в строительстве автомагистрали Западная Европа – Западный Китай. Начинал с рабочего, был мастером, геодезистом, лаборантом, начальником участка, сейчас руководит проектом.

Рядом с площадкой по заготовке стройматериалов шумит передвижной асфальтовый завод. Предприятие может работать круглосуточно, производя в час более 150 тонн асфальтобетонной смеси. Все лето объект работал в две смены, сейчас – только днем. Здесь задействовано шесть человек. Одной машины (25 тонн АБС) хватает на укладку 35 мет­ров полотна. Главное, чтобы не было задержек в поставке стройматериалов.

По мнению руководителя проекта, чтобы отрасль была обеспечена кадрами, необходимо в колледжах и вузах открывать специальности именно по строи­тельству дорог.

Соответствие стандартам используемых материалов и качество работ обеспечивается постоянным техническим и авторским надзором, контроль осуществляется и со стороны заказчика.

– Согласно календарному графику, за ноябрь сделали 14 выез­дов, отобрали около 100 проб дорожных стройматериалов. В целом не соответствует стандартам около 10%, в основном по земляному полотну. Лето было жарким и сухим. Согласно СТ РК, грунт был недостаточно увлажнен и уплотнен. Все эти замечания отправлены заказчику и подрядным организациям. На данный момент недочеты и несоответствия устранены. Сегодня возьмем пробу всех видов сырья, необходимого для производства асфальта, а также керн, – говорит инженер филиа­ла Национального центра качества дорожных активов по Западно-Казахстанской области Даурен Амиров.

Сезон дорожных работ подходит к завершению.

– На сегодня выполнено более 85%, – отметил начальник управления пассажирского транс­порта и автомобильных дорог Бауыржан Айтмагамбетов. – Небольшое отставание от графика связано с дефицитом вагонов по поставке щебня. Вместе с тем все намеченные работы планируется закончить до конца этого месяца.

Протяженность автодорог по области составляет 6 496 км, из них 5 082,7 км – местного значения. На начало года лишь чуть более трети из них – 34% – были в хорошем и удовлетворительном состоянии. По итогам прошлого года на выделенные 14,6 млрд тенге отремонтировано 79 км автотрасс областного значения и 113 км районных дорог.

Глава уполномоченного ведомства также озвучил ряд проблем отрасли, назвал возможные пути их решения. По его мнению, качество проводимых строительных и ремонтных работ зависит и от того, насколько грамотно подготовлена проектно-сметная документация.

– Мы планируем создать отдел в управлении, специалисты которого будут контролировать качество на этапе проектирования. В целом же отрасли требуются кадры с высшим и среднетехническим образованием. Не хватает инженеров-дорожников, операторов катков, автогрейдеров, асфальтоукладчиков. В области не готовят таких специалистов, поэтому проблема дефицита кадров стоит остро. Работаем совместно с НЦКДА, выезжаем в школы, колледжи, чтобы заинтересовать молодежь сферой дорожного строительства. Работа непростая. Но в последние годы с увеличением финансирования зарплата дорожных рабочих значительно повысилась. Хорошие специалисты получают достойно.

В настоящее время разработан Комплексный план развития дорог Западного Казахстана, согласно которому до конца 2025 года предусмотрено привести в нормативное состояние 95% автодорог области. Это не только станет стимулом развития ряда отраслей экономики, но главное – обеспечит новое качество жизни сельского населения, проживающего в отдаленных районах.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
«Мир казахов» пришел к англичанам
Семей: что показать туристам?
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Джигитам из Жамбылской области не было равных на XXIII чемпионате страны по кокпару
Рыбакина с огромным трудом обыграла Путинцеву
Степь цветет, радует глаз
Ленка Газгольдер
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

«Біз біргеміз!» – и в горе, и в радости
Всепобеждающая сила любви
После лечения бойцы снова рвались на фронт
Рассказать о главном через песни и танцы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]