Станут «умными» маяки

1006
Элина Зироян, Актау

Сегодня 5 маяков казахстанского сектора Каспийского моря оборудованы по последнему слову техники. Как рассчитывают в службе гидрографического обеспечения, в дальнейшем флагманов морского побережья коснется цифровизация.

С 2008 года за обеспечение безо­пасного мореплавания в бассейне Каспийского моря казахстанского сектора отвечает служба гидрографического обеспечения Военно-морских сил РК. Подведомственная территория от мыса Суе до границ Российской Федерации, протяженность которой составляет более 1 850 км.

Как рассказывает врио начальника службы гидрографического обеспечения Военно-морских сил РК капитан 3-го ранга Данияр Давишев, в августе 2011 года кас­пийские маяки были оснащены новым светотехническим оборудованием. Кроме того, установлено несколько навигационных буев – плавучих ограждений, основное назначение которых заключается в указании безопас­ных путей, минующих затонувшие суда, мели, рифы. Буи также начинены современным навигационным оборудованием. Маяки и буи создали единую систему безопасности плавания.

Прежнее изношенное оснащение маяков требовало постоянного наблюдения за электро­двигателем, из-за перепадов напряжения оно давало сбои. Старые движки не позволяли прожекторам крутиться с нужной частотой – нарушался интервал между сигналами, что вводило в заблуждение мореплавателей.

– До 2011 года там находилось светооптическое оборудование. Его включали и выключали вручную согласно таблице времени восхода и захода солнца. Технические характеристики вращающегося маяка устарели, зачастую луч не пробивал туман. В новой аппаратуре используются светодиодные лампы, превышающие прежнее свечение в несколько раз и выполняющие свое основное предназначение – выдачу света определенной мощности на указанную дистанцию, – рассказывает капитан 3-го ранга.

С момента установки нового светотехнического оборудования маяки не давали сбоев. Моряки хорошо знают, что каждый из 5 маяков в казахстанском секторе Каспия обладает индивидуальным световым «почерком». У каждого своя характеристика: белый⁄красный или белый⁄проблесковый огни. Характеристика огней маяка не повторяется.

Все 5 казахстанских маяков занесены в реестр исторических мест Мангистауской области.

Маяки на крышах можно наблюдать как на постсоветском пространстве, так и за его пределами. И все же путеводный огонь для судов, водруженный на кровлю, увидишь далеко не везде. Казалось, разговоры о наличии маяка на крыше дома в Актау несколько приелись. Но что поделать, ведь маяк «Меловой», указывающий путь судам в порт Актау, действительно является символом морских ворот Казах­стана. Да и расположен дом на открытом всем ветрам одноименном мысе Меловом, откуда и началось строительство города Шевченко – ныне Актау. Чем не символ?

Когда-то маяк стоял непосредственно на мысе: работал, указывая правильный путь морякам и рыбакам. Но вырос город, и в 1974 году путеводный луч водрузили на высотный дом № 9 в 4-м микрорайоне. На крыше была построена восьми­гранная приз­матическая башня с фонарным сооружением. Здесь, находясь на высоте 73 м над уровнем моря, маяк и продолжает выполнять свою функцию.

Маяк «Верхний Тюб-Караган» из всех 5 самый мощный: дальность его действия – 28 миль. Он расположен в прибрежной зоне, в 12 км от города Форт-Шевченко. Белая восьмигранная каменная башня с фонарным сооружением 1864 года постройки в высоту достигает 14 м. На площади в треть гектара, окруженной стенами и по­этому напоминающей крепость, разбросаны постройки, в числе которых жилище смотрителей, которые жили здесь семьями, конюшня, склады и колодец. Коренные жители поговаривают, что в 30-е годы прошлого века на маяк было совершено вооруженное нападение, при котором пострадало его оборудование. В селе Баутино Тупкараганского района расположен маяк «Ниж­ний Тюб-Караган». Строительство маяка с цилиндрической каменной башней и прилегающим служебным помещением датируется 1863 годом.

Наличие сразу двух маяков в Тупкараганском районе – необходимость, продиктованная особенностями ландшафта.

– При заходе в Тупкараганский залив верхний маяк светит в определенном секторе, имея передний створный знак. И судно заходит именно по этому створу. После точки поворота в заливе перестраивается нижний створ. После этого судно заходит в порт Баутино, – поясняет Данияр Давишев.

Если эти два маяка необходимы для успешного захода судов в залив, то маяк «Кызыл-Озен», построенный южнее, предназначен для ориентира. Он расположен в прибрежной зоне на небольшом удалении от села Кызыл-Озен Тупкараганского района. Сооружение представляет собой каменную восьмигранную башню высотой от основания 4 м. Ему сегодня около 60 лет.

Маяк «Песчаный» по названию одноименного мыса расположен в прибрежной зоне на территории Мунайлинского района в 70 км от Актау и 40 км от села Курык. Белая восьмигранная железобетонная башня с фонарным сооружением возведена в 1956 году. С южной стороны мыса Песчаного расположен залив Александра Бековича-Черкасского, в шторм корабли заходят в этот залив для укрытия. Ну и как здесь обойтись без маяка?

До конца 2008 года маяки находились в ведении Пограничной службы, сегодня безо­пасность мореплавания обеспечивают военнослужащие гидрографической службы воинской части № 25425. На каждом маяке есть штат, состоящий из четырех воен­нослужащих. Раньше там жили смотрители маяков – граж­данские лица, считавшиеся государственными служащими. Сегодня многие из них вышли на пенсию. Зато на смену пришли их дети. К примеру, на маяке «Кызыл-Озен» Амангелды Утесбаев замещает на посту свою мать. Его призвали на службу. А вот бесперебойную работу маяка на мысе Меловом свыше 20 лет обеспечивала семья Штукатуровых.

Но что же ждет маяки в будущем? Призывников, в особеннос­ти из других областей страны, как и всех молодых людей, манит все, что связано с морем, в том числе и маяки. Их интересует, как они выглядят, как действуют. Однако если вопрос с цифровизацией маяков решится в положительную сторону, надобность в несении службы на данных объектах отпадет сама собой.

– Планируем сделать маяки беспилотными и необитаемыми, – говорит Данияр Давишев. – Чтобы на объекте не присутст­вовал личный состав. Там за надежной оградой будет установлено антивандальное оборудование, работу которого можно будет координировать онлайн. В случае неисправнос­ти специальная группа прибудет для его ремонта и текущей технической профилактики. Эту идею мы предлагаем в Минобороны.

Популярное

Все
Мир, который принимает тебя
Путешествие в закулисье
«Кайрат» стал лучшим клубом страны в 21-й раз!
Библиотеки нового поколения
Рейды против загрязнения города
На восстановление лесов потребуется около 10 лет
Здесь финансируют стратегические бизнес-идеи
Прощай, Владимир Иванович!
В объективе камеры – глубинка
Рыбаки приветствуют путешественников
Интерпретировать, объяснять, расставлять акценты
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
Введена в строй новая подстанция
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Премии, гранты и благодарности получили журналисты от Президента
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
Спасатели учат детей правилам поведения при ЧС
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Международный фестиваль детских театральных коллективов завершился в Таразе
Фарид Алиев: Реализация концепции «Закон и Порядок» должна носить системный характер
Казахстан ввёл запрет на полёты над шестью странами Ближнего Востока
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов

Читайте также

Юные спасатели Казахстана — в числе лучших на соревнованиях…
МЦРИАП упростил участие отечественных стартапов в госзакупк…
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность
Нормы и требования делопроизводства

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]