О результатах комплексной аттестации государственных служащих в интервью корреспонденту «КП» рассказала заместитель руководителя департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по Алматинской области, заведующий секретариатом Совета по этике Ляззат Бейсекулова.
– В первую очередь какие показатели продемонстрировала область?
– Аттестацию на сегодня прошли все госслужащие корпуса «Б». В целом у нас в регионе насчитывается 7 606 работников госаппарата. Аттестации подлежал 5 541 человек, что составляет 73%, остальные актом Главы государства освобождены от прохождения этой процедуры.
Служащие высшего управленческого звена корпуса «Б» проходили аттестацию в комиссии первого уроня – 24 руководителя области демонстрировали свои компетенции в высшей аттестационной комиссии. По отношению к четырем из них принято решение о повышении в должности, 19 соответствуют занимаемой позиции и один понижен.
Второй уровень – это аттестационная комиссия акимата области, в которой проходили собеседования сотрудники местных исполнительных органов определенных руководящих категорий и все сотрудники областных управлений. На этом уровне всего по области прошли аттестацию 2 634 госслужащих.
Ну а третий уровень – это районные комиссии, в которых собеседование проведено со служащими государственных органов районного и сельского звена. Всего прошли на данном уровне 2 856 служащих.
Таким образом, если подвести итоги прошедшей комплексной аттестации, на всех трех уровнях подлежат повышению в должности – 381 служащий. Соответствуют – 5 048 человек. Рекомендовано понизить 71 специалиста, а уволить 14 служащих.
– Это действительно объективная картина? И чем процедура аттестации сегодня отличается от прошлых лет?
– Существенным отличием от предыдущих аттестаций явилось исключение тестирования на знание законодательства. Вместо этого служащие оценивались по так называемым компетенциям. Прежде всего на всех были составлены оценочные листы, содержащие сведения об их поощрениях, взысканиях, результатах оценки, характеристики непосредственного руководителя.
На втором этапе по опыту передовых стран выявлялись компетенции и личные качества на основе автоматизированной программы тестирования. Хочу обратить внимание, что тут нет правильных либо неправильных ответов. Служащие должны были выбирать наиболее близкий вариант к их мировоззрению, что позволило судить об их профессиональных и личных характеристиках.
По итогам тестирования аттестуемым было выдано заключение, с которым они отправлялись на завершающий этап – собеседование.
– А что предполагает термин «компетенция» в вашей практике?
– Это знания, умения и навыки, наличие и применение которых приводит к качественной и результативной деятельности. Оценка компетенций активно используется передовыми странами при подборе и расстановке персонала.
Если госслужащий продемонстрировал слабую компетенцию в какой-то сфере, то в будущем именно по этой тематике он будет проходить обучение на курсах повышения квалификации.
– В чем преимущества такой системы?
– В первую очередь особенностью трехуровневой системы является то, что лица, прошедшие положительную аттестацию вышестоящего уровня, были включены в состав нижестоящих комиссий.
Для обеспечения прозрачности деятельности комиссий в их состав, помимо госслужащих, вошли представители общественности и средств массовой информации. Это позволило обеспечить беспристрастный подход к оценке.
Также для обеспечения соблюдения прав служащих были созданы мобильные группы, которые оперативно рассматривали их обращения. Ведь нашей основной задачей является формирование профессионального госаппарата, всецело отвечающего принципам служения народу.