Стратегия управляемой урбанизации

970
Досжан Нургалиев

Перспективы сельской модернизации

Сильные регионы и качественное управление. Об этих важнейших составляющих успешного развития страны наряду с другими значимыми аспектами говорил Президент на расширенном заседании Правительства. При этом Глава государства отметил, что в рамках рабочих поездок лично ознакомился с проблемами, которые волнуют людей на мес­тах. И все они должны найти отражение в соответствующей программе развития.

Чувствительных вопросов немало, и в каждой области они свои: состояние дорог, обеспеченность водой, качество коммунальной инфраструктуры... В Аркалыке 85% составляет износ теплоисточников, в Сатпаеве на 95% изношены очистные сооружения, в Западно-Казахстанской области до 85% доходит износ электросетей. Все эти и другие местные проблемы, по убеждению Главы государства, должны быть первоочередным фронтом работы для акимов.

Как их решать? Через развитие бизнеса, привлечение инвесторов, повышение налоговых сборов... Назрела также необходимость кардинального пересмотра сферы межбюджетных отношений, нужно дать регионам больше экономической самостоятельности и полномочий.

Что касается экономического укрепления регионов, то в настоящее время Министерство национальной экономики разрабатывает соответствующие программные документы, включая новую Прогнозную схему территориально-пространственного развития страны до 2030 года.

По словам министра национальной экономики Руслана Даленова, основной упор при этом будет сделан на развитии «точек роста» сельских райо­нов на основе управляемой урбанизации. В частности, намечено определить региональные стандарты обеспечения качества жизни на местах, что позволит сконцентрировать бюджетные ресурсы на магистральных направлениях.

В результате ожидается получение эффекта «перелива» экономической активности от опорных сел с высокой динамикой развития на малонаселенные сельские территории за счет интеграции.

– Прогнозная схема – базовая основа для реализации других документов системы государственного планирования, в первую очередь Госпрограммы развития регионов до 2025 года. Она будет направлена на улучшение качества жизни населения через развитие инфраструктуры в функциональных городских районах, моно- и малых городах, а также опорных селах, – отмечает министр.

Следует пояснить, что функ­циональные городские районы (ФГР) – это региональные агломерационные образования, которые объединяют город-ядро с населением не менее 100 тыс. человек и плотностью не менее 1 тыс. человек на 1 кв. км с окружающими его населенными пунктами, не менее 15% трудового населения которых участвует в ежедневной мая­тниковой миграции. То есть каждый день отправляются в город-ядро и возвращаются обратно.

Инфраструктура крупных городов, таких как Нур-Султан, Алматы, Шымкент, и областных центров будет развиваться параллельно с близлежащими селами-спутниками. В контексте данной практики намечено решать вопросы благоустройства, обеспечения населения питьевой водой и услугами водоотведения, а также улучшения состояния жилищно-коммунального хозяйства в целом.

По итогам реализации Гос­программы развития регионов до 2025 года предусматривается увеличение доступа сельского населения к цент­рализованным системам водо­снабжения. В городах этот показатель вырастет до 97%, в селах – до 62%. Уровень доступа к системам водоотведения в городах увеличится до 97%, в сельской местности – до 13%. В целом за этот период планируется построить и реконструировать порядка 4 385 км региональных и городских сетей водоснабжения и 616 км водоотведения.

В рамках госпрограммы к 2025 году ожидаются повышение уровня урбанизации страны до 62% и сокращение межрегионального разрыва валового регионального продукта (ВРП) в расчете на душу населения до 2,8 раза. На сегодня уровень урбанизации в республике достигает 58,2%, что выше на 0,8% показателя 2017 года (57,4%).

Согласно экспертным оценкам, сейчас более 50% мирового населения проживает в городах. При этом 55% ВВП формируется именно в крупных населенных пунктах численностью свыше 500 тыс. человек. Считается, что увеличение уровня урбанизации на 1% может привести к увеличению ВВП на 0,12%. То есть растут масштабы города, соответственно, увеличивается и динамика экономической активности.

Крупные города привлекательны для инвестиций и инноваций. Вокруг таких агломераций с емкими рынками потребления и развитой инф­раструктурой удобно развиваться и предприятиям сельского хозяйства, например, по переработке сельхозпродукции. Правда, в огромном море экспертных мнений есть и суж­дения о том, что та модель урбанизации, которая присуща странам Европы с их ограниченными территориальными возможностями для масштабного аграрного разворота, может не всегда подходить для стран с внушительным экспортным потенциалом АПК.

То есть отрывать людей от сохи и загонять их в города – одно, другое дело – урбанизировать сами села, сделав их мини-центрами экономического роста с развитой системой аграрного производства. В таких поселках и жизнь будет иной, да и трудиться там есть кому.

Акценты проекта «Ауыл – Ел бесігі»

На сегодня в республике насчитывается 2 444 сельские административно-террито­риальные единицы, из них с населением свыше 2 тыс. человек – 1 066, с численностью менее 2 тыс. человек – 1 378.

Инфраструктурная необуст­роенность сельских территорий, трудоемкость сельхозпроизводства при низкой производительности труда – одна из проблемных сторон региональной экономической специфики. В совокупности с дефицитом рабочих мест и прочими сложностями сложившаяся ситуация не способствует закреплению квалифицированных кадров на местах, полноценному развитию сферы услуг и торговли.

Однако главная проблема состоит в том, что при всей трудоемкости аграрного производства труд крестьянина по-прежнему оценивается «деревянной» меркой. И выходит так, что непосредственный производитель важнейших продуктов нашей жизнедеятельности, необходимых как воздух, – хлеба, мяса, молока, яиц, овощей и всего прочего, является заведомым аутсайдером в общей цепочке добавленной стоимости.

Доходы всевозможных посредников и торговцев этими же продуктами на рынке куда более весомы, чем у самих сельских производителей. Причем преодолеть эти трудности в одночасье и только за счет гос­программ явно невозможно. Для этого необходимо еще, чтобы само село двигалось по магистральным трендам, прокладываемым государством.

Кроме того, в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» в перспективных селах (с населением не менее 2 тыс. человек) намечается целенаправленная работа по ремонту, строительству и реконструкции объектов социальной и инженерной инфраструктуры: школ, поликлиник, детсадов, дорог...

Проект «Ауыл – Ел бесігі» будет реализовываться путем кластерного подхода, что позволит отобрать наиболее перспективные опорные села и охватить максимальное количество близлежащих сел-спутников (малых аулов и поселков), а также эффективно направлять бюджетные средства на развитие сельских территорий. В целом, как отмечают эксперты, это даст возможность охватить за предстоящие 5 лет, до 2025 года, около 6,5 млн сельских жителей улучшенной инфраструктурой и благами (по прогнозам – 83% сельского населения).

Вложение средств в инфраструктуру и экономику села – прекрасный вклад в будущее, как и в образование молодежи. Однако и этих усилий может быть недостаточно, если не стимулировать инициативность и ответственность граждан на местах на основе местного самоуправления (МСУ).

Преамбула местного самоуправления

С 2018 года в 1 062 городах районного значения и сельских округах с населением свыше 2 тыс. человек внедрен самостоятельный бюджет местного самоуправления. С 1 января 2020-го планируется внедрение бюджетов 4-го уровня в остальных 1 334 сельских округах. Главной особенностью бюджета МСУ является участие 7,6 млн жителей сельских районов в процессе решения местных вопросов, в том числе в управлении бюджетными расходами МСУ.

Для устойчивого развития и обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления предусматривает­ся продолжение работы по увеличению доходной базы МСУ путем передачи дополнительных налоговых и других платежей, обучению и повышению практических навыков акимов сельских округов и сотрудников их аппаратов.

В настоящее время введение самостоятельного бюджета сельских округов позволяет расширить их финансовые возможности и усилить роль местного самоуправления в решении вопросов социально-экономического развития села. На основе новых законодательных акцентов в данной сфере бюджет МСУ отныне формируется путем получения налоговых поступлений напрямую.

Доходы бюджета МСУ состоят из налоговых поступлений, в частности, индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источников выплаты, налога на имущество физических лиц, на транспорт с физических и юридических лиц, земельного налога, платы за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автодорог, проходящих через территории сел.

Кроме того, пополнение бюджета предусматривается за счет неналоговых поступлений. Это доходы от имущественного найма (аренды) госимущества, от продажи коммунальной собственности, добровольные сборы, штрафы, взимаемые сельскими акиматами за административные правонарушения. Ну и наконец, это трансферты из районного бюджета.

Что касается расходов, то они определены на уровне действующих в Бюджетном кодексе 19 направлений. Это расходы, предусмотренные на дошкольное воспитание и обучение, благоустройство и озеленение населенных пунктов, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог, организацию водоснабжения и другие цели. Приоритетные направления определяются местным сообществом совмест­но с акимом сельского округа. При этом согласование проекта бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа с собранием местного сообщества – обязательная процедура.

В компетенцию собрания местного сообщества входят также такие функции, как обсуждение бюджетных прог­рамм, рассмотрение проектов программных документов по развитию, вопросы формирования и использования доходных источников, создания комиссии в целях мониторинга использования бюджетных средств.

Решения собрания местного сообщества должны оформ­ляться протоколом. Без этого проект бюджета не будет принят к рассмотрению местным уполномоченным органом по бюджетному планированию района.

Как отмечают в Министерстве национальной экономики, на начальном этапе следует ожидать, что бюджеты большинства сельских округов будут субвенционными. Аналогичная ситуация сегодня существует на районном уровне. К примеру, в Акмолинской области все 17 районов получают субвенцию из областного бюджета, в Карагандинской области из 9 районов 8 являются субвенционными.

Текущую политику межбюджетных отношений в стране планируется направить на стимулирование развития региональной экономики и расширение финансовой самостоятельности местных исполнительных органов (МИО). И этот аспект особо выделил Президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства.

В частности, Глава государства отметил, что со следующего года планируется передать в распоряжение регионов дополнительные налоговые поступления – корпоративный подоходный налог от деятельности МСБ. А это, по некоторым данным, может составить более 400 млрд тенге дополнительных местных доходов.

Данная мера усилит самос­тоятельность и повысит ответственность МИО при использовании бюджетных средств, она повлияет также на развитие МСБ и увеличит количество предприятий на местах.

Разумеется, многое в этом плане зависит от экономического потенциала и налого­облагаемой базы того или иного сельского округа. Между тем внедрение самостоятельного бюджета МСУ также вызывает потребность образования института коммунальной собственности МСУ, которого ранее не было, поскольку вся такая собственность, расположенная на территории сельских округов, входила в состав общей системы ЖКХ района и управлялась районным акиматом.

А если у села есть собственность, распорядителем которой является местное самоуправление, то у сельской экономики появляется больше возможностей для движения вперед.

В целом, подчеркивая важность развития регионов, Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства обозначил целый ряд важных аспектов. Кроме того, для рассмотрения всех вопросов региональной политики Глава государства отметил необходимость проведения республиканского совещания акимов всех уровней. Такая встреча, по поручению Пре­зидента, должна быть организована в начале 2020 года.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
«Мир казахов» пришел к англичанам
Семей: что показать туристам?
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
Степь цветет, радует глаз
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Джигитам из Жамбылской области не было равных на XXIII чемпионате страны по кокпару
Рыбакина с огромным трудом обыграла Путинцеву
Ленка Газгольдер
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

«Біз біргеміз!» – и в горе, и в радости
Всепобеждающая сила любви
После лечения бойцы снова рвались на фронт
Рассказать о главном через песни и танцы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]