Доказательством тому служат не только недавние успехи наших дизайнеров на модных показах в Милане и Париже, но и растущий, хоть и не так быстро, как хотелось бы, спрос на продукцию отечественных производителей за рубежом. Вместе с тем развитие отрасли, от которой шла когда-то четверть всех поступлений в государственный бюджет, сегодня невозможно представить без льготного кредитования, налоговых преференций и, что немаловажно, без борьбы с контрафактом.
– В гардеробах казахстанцев только 2% одежды и обуви казахстанского производства, – сетует Аяжан Жаксыбай, учредитель казахстанского бренд-инкубатора и соавтор успешной марки женской одежды. – В то же время у нас имеются прекрасные дизайнерские работы, с которыми не стыдно выходить на рынок мировой индустрии моды.
Так что же мешает продукту Made in Kazakhstan выйти в масс-маркет?
Прошедшим летом в Астане состоялась I Международная конференция по развитию легкой промышленности, в ходе которой ткачи и швейники презентовали «дорожную карту» отраслевого развития на предстоящие 7 лет. Одним из ее основных направлений, к примеру, стало укрепление сырьевой базы, без которой выпуск конкурентоспособной продукции, способной потеснить иностранные товары и бренды на казахстанском рынке, представляется невозможным.
Речь идет о глубокой переработке сырья, источники которого традиционно всегда имелись в Казахстане. И к 2021 году в стране планируется наладить производство натуральных хлопчатобумажных, шерстяных и смесовых тканей, а также трикотажа и кожи. Более того, предполагается провести масштабную технологическую модернизацию всей отрасли, что, в свою очередь, означает открытие новых, расширение действующих и реанимирование многих простаивающих предприятий.
Разработанную Союзом производителей легкой промышленности совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и созданным в 2016 году консорциумом «Жасампаз» новую «дорожную карту» вполне можно рассматривать как полноценную отраслевую программу. Ее реализация подразумевает собственные инвестиции товаропроизводителей и целый ряд мероприятий в рамках государственно-частного партнерства.
Тогда же, в июне текущего года, на площадке НПП «Атамекен» был подписан контракт между казахстанской компанией «Astana Ютария ltd» и одним из крупных турецких предприятий на поставку современного высокотехнологичного оборудования.
Что касается столичного швейного производства, то оно много лет выпускает школьную форму и поставляет униформу в корпорации и госструктуры. Однако только нынешней весной предприятие рискнуло заняться дизайнерской одеждой.
После того как была готова коллекция, в «Ютарии» рассчитали ценообразование и заявили о себе не где-нибудь, а на White Milano, где усилия казахстанских дизайнеров не остались незамеченными. Доказательством успеха стало подписание трех контрактов.
По словам директора по стратегическому планированию швейной фабрики Асель Жургеновой, не позднее декабря текущего года домашний текстиль, а также женские платья казахстанского производства поступят на прилавки магазинов и модных бутиков Италии и Израиля. Компания, между прочим, сознательно поставила перед собой цель сначала покорить зарубежные рынки, а уж потом стать конкурентной у себя на родине.
Конечно, казахстанская дизайнерская одежда не может стоить дешево по причине отсутствия в стране качественной обработки пряжи.
– Мы заключили контракты с заводом-изготовителем в Италии, где производится пряжа для таких известных брендов, как Chanel, Hermes, Stella McCartney. А шелковую пряжу, вискозу закупаем в Китае. В Казахстане имеются все источники сырья – кожа, мех, хлопок, шерсть, но нет технологий и специалистов, – считает Асель Жургенова.
Между тем, по словам столичных швейников, в некоторых регионах страны все же имеются производства по выпуску той же фурнитуры, различных утеплителей и даже хлопковых тканей.
Другая проблема – дефицит профессиональных кадров, которых для отрасли легкой промышленности практически не готовят в учебных заведениях страны.
У отраслевиков нет иного выхода, как брать на работу специалистов советской школы. Последних, по понятной причине, приходится переучивать и, разумеется, без отрыва от производства.
Эту немаловажную проблему обсуждали и участники недавно проходившего в Астане заседания «круглого стола», в работе которого приняли участие производители и дизайнеры, представители фонда «Даму» и НПП «Атамекен», работники государственных органов и институтов развития.
– Сегодня отрасль как никогда нуждается в профессиональных дизайнерах, стилистах, фотографах, байерах, мерчендайзерах, которые в конечном итоге и создают добавленную стоимость, – считает основатель бренд-инкубатора Аяжан Жаксыбай.
По ее мнению, к креативной экономике развитые страны мира повернулись лицом уже в конце 80-х. Тем не менее она рекомендует коллегам не сдаваться и смело выходить на рынок с качественно разработанным продуктом.
Вместе с тем логисты подсчитали, что швейные фабрики, специализирующиеся на униформе, могли бы увеличить прибыль не менее чем на треть, запустив линию брендовой одежды для масс-маркета. Для этого стране необходимо как минимум 50 таких фабрик.
Реализация же отраслевой «дорожной карты» будет поэтапной. На первом ее этапе долю казахстанского содержания в отдельных видах одежды планируется довести до 40%. В частности, будет осуществлено 6 инвестиционных проектов по созданию новых и поддержке действующих предприятий. Более амбициозные цели ставят перед собой отраслевики на втором этапе программы. Доля легкой промышленности в ВВП должна превысить 1%, а казсодержание по некоторым видам продукции доведено до 60%. При этом казахстанских школьников отечественный легпром в предстоящие 7 лет планирует обеспечить формой на 80%.
В ассоциации «Национальная лига потребителей Казахстана» считают, что разработка программного документа самими отраслевиками является одним из немногих примеров деловой активности бизнеса, дальновидно вкладывающего собственные средства в развитие отрасли. В общей сложности на реализацию «Дорожной карты по развитию легкой промышленности на 2017–2021 годы» производители планируют направить собственные инвестиции на сумму в 21,451 млрд тенге.
В документе уточняется также, что объемы финансирования будут пересматриваться по мере разработки новых инвестиционных проектов.
По мнению Аяжан Жаксыбай, мода – большой бизнес, и в этом с ней трудно не согласиться. Ежегодно в мире производится обуви, одежды и всевозможных аксессуаров на 1,3 трлн долларов. За последние 15 лет потребление тканей и одежды очень сильно выросло: в странах ЕС – на 90,5%, в США – на 99,3%, в Японии – на 220%.
Во многом поучителен пример Италии, выжившей полвека назад после очередного кризиса именно благодаря легкой промышленности. Итальянцы сумели тогда поднять с колен экономику страны за счет дизайна, разработать и продвинуть бренд Made in Italy.
Именно на этом пути, думается, находится и наша республика. Но на данном его этапе требуется объединение и координация усилий государства и бизнеса. Тогда, возможно, лет этак через 10–15 бренд одежды Made in Kazakhstan тоже станет узнаваемым и востребованным в мире.