Транзит становится основной статьей экспорта услуг

1127
Вячеслав Додонов, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения

В выступлении на третьем заседании Национального курултая Глава государства отметил необходимость последовательного развития транзитных коридоров, пролегающих по территории нашей республики, и комплексного стимулирования внешнеторгового оборота.

Это направление было справедливо охарактеризовано как потенциально стабильный фактор экономического роста. В данном случае уместно отметить, что реализация транзитного потенциала вносит непосредственный вклад во внешнеторговый оборот – за счет экспорта транспортных услуг, где учитываются доходы Казахстана от транзита через его территорию иностранными пользователями этих услуг.

Надо отметить, что экспорт услуг редко попадает в поле зрения аналитиков внешнеэкономической деятельности, между тем это важная составляющая внешней торговли. В 2022 году объем экспорта услуг Казах­станом вплотную приблизился к 8 млрд долларов, что эквивалентно почти 10% товарного экспорта. В свою очередь в экспорте услуг основной объем занимают именно международные грузоперевозки, которые являются количественным выражением реализации транзитного потенциала. Эта часть экспорта услуг заметно прогрессирует в последние годы. Так, за 10 лет с 2013 по 2022 год, объем экспорта транспортных услуг Казахстаном вырос более чем на 65% – с 2,8 до 4,7 млрд долларов.

О значимости экспорта транс­портных услуг свидетельствует тот факт, что в 2022 году его объем превысил объем экспорта всех товарных групп, за исключением нефти и нефтепродуктов, в том числе меди, зерна, ферросплавов, природного газа. Иными словами, экспорт транс­портных услуг уже в настоящее время стал существенным фактором внешней торговли республики, опередив многие традиционные ее направления, и значимость транзита как фактора экономического роста действительно быстро растет.

Большая часть экспорта транс­портных услуг представлена грузовыми услугами, которые составляют более 80%, остальное приходится на услуги по перевозке пассажиров. Основными же покупателями (импортерами) казахстанских транспортных услуг выступают две страны – Китай, на который приходится около 60%, и Россия – порядка 20%.

При этом почти весь прирост экспорта грузовых транспортных услуг Казахстана за последние десять лет был обеспечен благодаря Китаю, спрос которого за эти годы увеличился более чем десятикратно, что в стоимостном выражении составило 2 млрд долларов. Очевидно, в этом росте сыграла свою роль и реализация инициативы «Один пояс – один путь» КНР и в целом увеличение сухопутного транспортного потока из Китая в Европу через территорию Казахстана. И это лишний раз служит подтверж­дением важности международного сотрудничества наших государств в наднациональных проектах и высокую степень интегрированности Казахстана в подобные проекты, работающие на благо республики.

Популярное

Все
Назад в будущее
Олжас Бектенов: Мы должны видеть практические результаты научных исследований
Как нам трансформировать АПК
Главный ориентир – эффективное правосудие
Криминал уходит в «цифру»
Дорога к знаниям открыта!
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
Экологическое «нездоровье» подтверждено наукой
В добрый путь, «Айналайын»!
Рыбная среда
Подиум для равных
Проблему нехватки пастбищ решает возврат земель
Жителей Темиртау напугало видео с разгуливающим тигром
Триумфальный «Экспромт» и неудержимый «Тумар»
Дмитрий набирает форму
Офтейк-контракты повышают конкурентоспособность
Переход на единый часовой пояс основан на множестве факторов
Из незаконного оборота изъято более пяти тонн запрещенных веществ
Тридцать детей с аутизмом будут заниматься велоспортом
Деньги любят счет
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Какие изменения в области дорожного движения хотят ввести в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Люксовые авто, элитная недвижимость – главу благотворительного фонда подозревают в хищении 1,5 млрд тенге
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Чем будут кормить в школьных столовых?
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Казахстан присоединился к декларации о трехкратном увеличении атомной энергетики к 2050 году
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
Год большой работы и серьезных наград
Эволюционирует «ныряющая» нить
С чего начинается «Родина»
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Дмитрий набирает форму
«Барыс» завершил выездную серию игр
Деньги получили, а к работе не приступили
Главный санврач осужден за взятку

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]