Транзит становится основной статьей экспорта услуг

1175
Вячеслав Додонов, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения

В выступлении на третьем заседании Национального курултая Глава государства отметил необходимость последовательного развития транзитных коридоров, пролегающих по территории нашей республики, и комплексного стимулирования внешнеторгового оборота.

Это направление было справедливо охарактеризовано как потенциально стабильный фактор экономического роста. В данном случае уместно отметить, что реализация транзитного потенциала вносит непосредственный вклад во внешнеторговый оборот – за счет экспорта транспортных услуг, где учитываются доходы Казахстана от транзита через его территорию иностранными пользователями этих услуг.

Надо отметить, что экспорт услуг редко попадает в поле зрения аналитиков внешнеэкономической деятельности, между тем это важная составляющая внешней торговли. В 2022 году объем экспорта услуг Казах­станом вплотную приблизился к 8 млрд долларов, что эквивалентно почти 10% товарного экспорта. В свою очередь в экспорте услуг основной объем занимают именно международные грузоперевозки, которые являются количественным выражением реализации транзитного потенциала. Эта часть экспорта услуг заметно прогрессирует в последние годы. Так, за 10 лет с 2013 по 2022 год, объем экспорта транспортных услуг Казахстаном вырос более чем на 65% – с 2,8 до 4,7 млрд долларов.

О значимости экспорта транс­портных услуг свидетельствует тот факт, что в 2022 году его объем превысил объем экспорта всех товарных групп, за исключением нефти и нефтепродуктов, в том числе меди, зерна, ферросплавов, природного газа. Иными словами, экспорт транс­портных услуг уже в настоящее время стал существенным фактором внешней торговли республики, опередив многие традиционные ее направления, и значимость транзита как фактора экономического роста действительно быстро растет.

Большая часть экспорта транс­портных услуг представлена грузовыми услугами, которые составляют более 80%, остальное приходится на услуги по перевозке пассажиров. Основными же покупателями (импортерами) казахстанских транспортных услуг выступают две страны – Китай, на который приходится около 60%, и Россия – порядка 20%.

При этом почти весь прирост экспорта грузовых транспортных услуг Казахстана за последние десять лет был обеспечен благодаря Китаю, спрос которого за эти годы увеличился более чем десятикратно, что в стоимостном выражении составило 2 млрд долларов. Очевидно, в этом росте сыграла свою роль и реализация инициативы «Один пояс – один путь» КНР и в целом увеличение сухопутного транспортного потока из Китая в Европу через территорию Казахстана. И это лишний раз служит подтверж­дением важности международного сотрудничества наших государств в наднациональных проектах и высокую степень интегрированности Казахстана в подобные проекты, работающие на благо республики.

Популярное

Все
Шьется форма для гвардейцев
Кто в ответе за базар?
Кузница кадров
Куда «уходит» пластик?
В теплице правит бал… агрофотоника
Устраняются последствия падежа сайги
Мастерская у тополиной рощи
Огонек, который не погаснет
Остаться в памяти потомков
Последний заплыв
«Жас бүркіт» – это гордость за свою страну
Стражи Туркестана
Наколядовали миллион!
Акция «1 000 книг» стартовала в Семее
Геномика будущего
Комплексная площадка для научных исследований
Стопроцентный медальный зачет
История, которая вдохновляет
У каждого дела – почерк особый
Открывая окна в другие миры
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Казахстан увеличил шансы на выход в стыки Евро-2026 по футзалу
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Незнание законов не освобождает от... профессии
Граждан Китая вызволили из солончаковой западни в Костанайской области
За второй хлеб – первый спрос
Внутри космического центра
В Астане открылась выставка «Ұлы Жеңіс: ерлікке – тағзым, ұрпаққа – үлгі»
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
На севере республики готовы к посевной
Астана становится центром ивент-туризма
Начинать надо с себя
Стартовал новый «зеленый» проект
О нововведениях и работе над ошибками
Вселенная стала ближе
Казахстанские хирурги научились удалять опухоль молочной железы
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике

Читайте также

Астана становится мировым центром аквариумистики
С огнем шутить опасно!
В центре надежды
Противоправный контент будет заблокирован

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]