Транзит становится основной статьей экспорта услуг

1156
Вячеслав Додонов, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения

В выступлении на третьем заседании Национального курултая Глава государства отметил необходимость последовательного развития транзитных коридоров, пролегающих по территории нашей республики, и комплексного стимулирования внешнеторгового оборота.

Это направление было справедливо охарактеризовано как потенциально стабильный фактор экономического роста. В данном случае уместно отметить, что реализация транзитного потенциала вносит непосредственный вклад во внешнеторговый оборот – за счет экспорта транспортных услуг, где учитываются доходы Казахстана от транзита через его территорию иностранными пользователями этих услуг.

Надо отметить, что экспорт услуг редко попадает в поле зрения аналитиков внешнеэкономической деятельности, между тем это важная составляющая внешней торговли. В 2022 году объем экспорта услуг Казах­станом вплотную приблизился к 8 млрд долларов, что эквивалентно почти 10% товарного экспорта. В свою очередь в экспорте услуг основной объем занимают именно международные грузоперевозки, которые являются количественным выражением реализации транзитного потенциала. Эта часть экспорта услуг заметно прогрессирует в последние годы. Так, за 10 лет с 2013 по 2022 год, объем экспорта транспортных услуг Казахстаном вырос более чем на 65% – с 2,8 до 4,7 млрд долларов.

О значимости экспорта транс­портных услуг свидетельствует тот факт, что в 2022 году его объем превысил объем экспорта всех товарных групп, за исключением нефти и нефтепродуктов, в том числе меди, зерна, ферросплавов, природного газа. Иными словами, экспорт транс­портных услуг уже в настоящее время стал существенным фактором внешней торговли республики, опередив многие традиционные ее направления, и значимость транзита как фактора экономического роста действительно быстро растет.

Большая часть экспорта транс­портных услуг представлена грузовыми услугами, которые составляют более 80%, остальное приходится на услуги по перевозке пассажиров. Основными же покупателями (импортерами) казахстанских транспортных услуг выступают две страны – Китай, на который приходится около 60%, и Россия – порядка 20%.

При этом почти весь прирост экспорта грузовых транспортных услуг Казахстана за последние десять лет был обеспечен благодаря Китаю, спрос которого за эти годы увеличился более чем десятикратно, что в стоимостном выражении составило 2 млрд долларов. Очевидно, в этом росте сыграла свою роль и реализация инициативы «Один пояс – один путь» КНР и в целом увеличение сухопутного транспортного потока из Китая в Европу через территорию Казахстана. И это лишний раз служит подтверж­дением важности международного сотрудничества наших государств в наднациональных проектах и высокую степень интегрированности Казахстана в подобные проекты, работающие на благо республики.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Как укрощается сталь
Когда отходы превращаются в доходы
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Браконьеры наносят огромный ущерб
Основа стабильного будущего
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

Наградили профессионалов своего дела
В ожидании «голубого огонька»
Аэропорт возобновит свою работу
Разрабатывается проект генплана Туркестана

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]