Около 40 живописных полотен привезла художница в Астану. И сразу обозначила свои предпочтения: большую часть экспозиции занимают изображения лошадей и цветочные натюрморты, хотя она не избегала и других тем и жанров. Лошадей Жанетта Наурузова любит и хорошо знает. Показывая их в полный рост, она проявляет хорошее знание их экстерьера, даже особенности породы («Ахалтекинец»). В других случаях художница стремится застать их в соперничестве, в отчаянной борьбе и изображает только головы, при этом в поле зрения всадники не попадают (три полотна с одним названием – «Кокпар», а также «Лидер», «На старте», «Кыз куу»). Жанетта Наурузова своих персонажей пишет и спокойными, чтобы зрители могли полюбоваться их красотой («Лошадка на празднике», «Рекордист», «Гнедой»). Кони становятся и участниками жанровых сцен («На празднике», «Охота», «В дозоре»).
Другая тема, которую предпочитает художница, – цветы: розы, пионы, георгины, тюльпаны, белые лилии у нее сияют, благоухают. У каждого букета свой характер, свое обаяние – они неповторимые, необыкновенные, даже одушевленные. Композиции этих натюрмортов просты и выразительны. Лаконизм картин понять легко: ничто не должно отвлекать от самих цветов – ни фон, ни какие-то иные детали. В одном случае художница взялась освежить известный прием, которым пользуются многие мастера: зимний пейзаж (вид из окна), а на подоконнике две «согревающие» детали: кисть рябины да стакан чаю!
Особо выделяется серия «Старый город». Это виды старого города, где изображены купеческие дома из красного кирпича в два этажа (такие были распространены по всей царской России), кирпичные арочные ворота, дом с мансардой. Ностальгические нотки, романтический флер, умиротворенность характеризуют эти холсты.
Есть и другие интересные полотна на этой выставке – пейзажи, жанровые сцены, в которых художница, по всей видимости, дала волю фантазии: «Волки» (в сумерках на снегу), «Прогулка» (всадники в цилиндрах и с борзыми собаками), «В дозоре» (историческая картина).
Жанетта Наурузова пишет в традиционной манере, крупными мазками, внятно и эмоционально, и, судя по реакции зрителей, ее выставка пришлась им по душе.
Бектур КАДЫРОВ
фото Игоря БУРГАНДИНОВА