Уголовное правосудие: преодоление стереотипов

8474
Марат Когамов, доктор юридических наук, профессор, почетный юрист РК (КазГЮУ им. М. Нарикбаева)

Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, – гласит пункт 1 статьи 1 Конституции РК. Немалую лепту в построение такого государства и защиту прав человека и гражданина вносят органы правопорядка и правосудия. Однако в данном сегменте правовой системы государства за годы суверенитета накопилось немало проблем, связанных главным образом с нарушениями законности.

Далеко не случайно, что совершенно определенно обозначил 6 июня 2022 года наиболее острые темы данной сферы общества Президент страны сразу после завершения исторического и судьбоносного конституционного референдума с участием народа Казахстана, продолжив их обнародование и предложив конкретные решения уже в Пос­лании от 1.09.2022 года.

Итак, что сегодня следует сделать дополнительно для предот­вращения негативных факторов в сфере деятельности полиции, прокуратуры и судов? Безусловно, что за годы юридического суверенитета в рассматриваемом сегменте государственного строительства было реализовано немало разного рода реформ. Успешных и не очень. Однако в целом выстроена система правопорядка и правосудия, в основе которой предусмотрены правовые, институциональные и иные методы их построения и функционирования. Сегодня в разных сегментах данной системы трудятся как компетентные, так и некомпетентные и даже случайные сотрудники. Как, впрочем, и везде в государственном аппарате страны. Причин наличия неэффективных кадров много. Общество и государство придают этому вопросу именно в данной сфере принципиальное значение и внимание.

Вне всякого сомнения, что главными ресурсами в преодолении сложившегося положения по-прежнему остаются воспитание, образование, высокая правовая культура всех лиц, реализующих правовую политику государства, использующих в этих целях «острые» правовые инструменты поддержания режима законности и защиты прав человека.

О произволе в рядах полиции

Произвол полиции – это продукт прежде всего некомпетент­ности многих руководителей разных органов уголовного преследования и, соответственно, их сотрудников. Скажем так, неграмотное управление силами полиции. Отсюда следует, что не с кого брать пример, не у кого учиться навыкам поддержания режима законности и правопорядка, а также выстраивания отношений диалога и партнерства с институтами гражданского общества и населением. Так, слабость и не­грамотность действий полиции наглядно показали январские события 2022 года.

Как преодолеть произвол в ее рядах? Прежде всего коррупцию и пытки, главным образом в отношении участников уголовного процесса, на что обратил внимание Глава государства в своих посланиях народу Казахстана.

Рецептов много. И, безусловно, на первом месте стоит тщательный отбор кадров и последующее их обучение в полицейских академиях. Кстати, об академиях. Они нуждаются в серьезном обновлении и существенной поддержке со стороны государства.

Среди наиболее эффективных и реализуемых сегодня подходов следует выделить также активное уголовное преследование и осуждение полицейских, совершивших акты коррупции. Аналогично ведется борьба и осуждение тех из них, кто совершает пытки по отношению к гражданам, вовлеченным в орбиту уголовного преследования. Существуют и иные механизмы очищения рядов полиции. Но проблема ликвидации коррупции и пыток здесь, к сожалению, пока остается.

Все сотрудники полиции должны отчетливо понимать, что они призваны служить и защищать граждан Казахстана. Это высокая, почетная, нравственная миссия, и ее выполнение сопряжено с разного рода трудностями, для преодоления которых персонал наделяется большим объемом прав и обязанностей. И их нет в арсенале простого человека. Вот почему им следует быть профессионалами своего дела, истинными выразителями легитимности государственной власти, чтобы избегать нарушения конституционных прав человека и гражданина в ходе соприкосновения с ним.

Но, видимо, не все сотрудники полиции это отчетливо понимают, как и роль и назначение полиции в обществе и государстве. И поскольку полиция является частью большой системы правопорядка как выражения юридического суверенитета государства с вытекающими для ее персонала правовыми последствиями, тут следует законодательно предус­мотреть применение более радикальных, жестких мер реагирования центральной власти на факты произвола в ее рядах по отношению к людям.

К примеру, если в правоохранительном органе, неважно какого уровня, совершаются акты коррупции с последующим преследованием и осуждением виновных в этом лиц, все руководство данного органа, независимо от результатов уголовного преследования и осуж­дения, должно автоматически, безотлагательно освобождаться от занимаемых должностей. Эту меру следует распространить на первого руководителя конкретного правоохранительного органа, всех его заместителей и руководителей подразделения, сотрудник которого уличен в коррупции. В данном вопросе следует исходить из того, что коррупция в рядах полиции – это либо результат слабого внутреннего контроля за работой подчиненных, проявление мягкотелости, а возможно, провоцирующее коррупциогенное поведение самих руководителей полиции.

Более жестко следует относиться к фактам пыток в служебных помещениях полицейских структур, а также в ходе проведения процессуальных, следственных действий вне дислокации объектов полиции. Это возмутительные факты, которым вовсе не должно быть места в системе органов внутренних дел. Вот почему при обнаружении случаев пыток, даже единичных фактов, помимо уголовного преследования и осуждения виновных в этом лиц, конкретные подразделения полиции соответствующего уровня (управление, отдел полиции) должны быть распущены, расформированы с негативными социально-экономическими последствиями для их личного состава (перемещение по службе, увольнение, лишение льгот и т. д.).

Не надо быть наивными. О пытках и «пытателях» личный состав всегда знает. Следовательно, такие сотрудники сами в шаге от применения пыток и образуют по умолчанию «резерв» потенциальных кандидатов в «пытатели».

О некомпетентности прокуроров

Надо откровенно признать, что действующие прокуроры в массе своей действительно являются носителями недостаточных профессиональных качеств. Как это произошло – тема отдельного разговора.

Известно, что за годы независимости органы прокуратуры претерпели много трансформаций, и к сегодняшнему дню на отдельных направлениях выполнения своих конституционных функций кадровый состав данной системы, как и полиции, сильно ослаб. При всем этом такой государственный орган остается востребованным на фоне определенной пассивности адвокатов и неповоротливости судебной системы. В отличие от названных субъектов права органы прокуратуры по-прежнему обладают определенной компетенцией и полномочиями по оперативному восстановлению нарушенных прав человека и гражданина.

Вот почему важно сегодня позаботиться о более высоком качестве организации и деятельности органов прокуратуры, о высокой правовой образованности их сотрудников, к чему обязывает обновленный статус прокуратуры теперь уже в рамках нового Конституционного закона «О прокуратуре».

Применительно к сфере уголовного правосудия, где наиболее тесно соприкасаются интересы общества, государства, личности, и, следовательно, широко распространены нарушения законности, в том числе указанные выше, современным прокурорам следует взять на вооружение институт соблюдения, следования общеобязательным стандартам «законности» или «формальности» в каждом конкретном уголовном деле.

Данная политика поведения заложена в основное содержание деятельности прокуроров достаточно давно. К тому же это отличительная черта прогрессивной иностранной практики ведения уголовного процесса, которая направлена на поддержание верховенства закона и норм УПК, нацеленных на обеспечение неприкосновенности личности в уголовно-правовой сфере.

Если очень просто, то каждое процессуальное решение или следственное действие по уголовному делу находятся во власти определенных нормами УПК: условий их принятия или совершения; оснований принятия или совершения; последовательности (движения) принятия или совершения; порядка оформления. Все это обрастает, помимо прочего, обязательным указанием времени принятия процессуального решения или совершения следст­венного действия с точностью до минуты. К сожалению, многие наши граждане, и не только они, об этом ничего не знают.

На деле соблюдение стандартов «законности» или «формальности» направлено на защиту прав и законных интересов человека и гражданина, попавшего в орбиту уголовного процесса. Прокурорам не мешало бы об этом всегда помнить. Вот почему нормы УПК всегда отличаются высокой степенью зарегулированности, ведь здесь решается судьба человека и гражданина, как потерпевшего от преступления, так и совершившего его.

Таким образом, каждое процессуальное решение или следственное действие должно изучаться прокурорами чуть ли не с лупой в руках. И при обнаружении ими малейшего отклонения от стандарта «законности» или «формальности» такие действия и решения должны во всех случаях во имя соблюдения и торжества верховенства права, прав личности признаваться незаконными, необоснованными. Это еще раз покажет независимость прокуроров от должностных лиц органов уголовного преследования, а также объективно отразится на повышении профессионализма и грамотности всех сотрудников полиции. И это обстоятельство, надо полагать, имел в виду Президент страны, поручив внедрить в уголовный процесс трехзвенную модель его построения с четким распределением компетенций и полномочий между органами, ведущими уголовный процесс.

О предвзятости судей

С предыдущими темами тесно связана и тема предвзятости судей, и не только по уголовным делам. На это обстоятельство совершенно справедливо обратил внимание Президент страны. Да, такая проблема существует, и сложилась она исторически, о чем я писал в статье «Предвзятость судей – наследие прошлого» («Казахстанская правда» от 17 января 2023 года).

Что мешает судьям ее изжить, мне лично непонятно. Принцип состязательности и равноправия сторон сформулирован, например, в уголовном процессе достаточно четко. Из него следует простая истина: суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты и не выражает каких бы то ни было интересов, помимо интересов права.

На мой взгляд, о чем пишу достаточно давно, эту предвзятость можно преодолеть, например, изменив подходы к сущности апелляции и кассации в уголовном процессе. В развитие рецептов Главы государства по данным вопросам предлагаю также следующее.

Первое. Все приговоры судов первой инстанции в обязательном порядке, тотально, независимо от подачи жалобы, протеста по уголовному делу, должны подвергаться тщательной ревизии со стороны апелляционной инстанции (областные и приравненные к ним суды). Это суд должен быть, как его образно называют в истории уголовного процесса, «судом по делу и не только».

Второе. Соответственно, обязательной и также тотальной (независимо от подачи ходатайства, протеста стороны) в порядке кассации со стороны Верховного суда («суд над всеми судами»), к примеру, по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, должна быть ревизия или пересмотр всех судебных решений нижестоящих судов по этим уголовным делам (первой, апелляционной инстанций).

При этом, если вышестоящими судами в пределах подсудности (апелляционной и кассационной инстанций) будет обнаружено нарушение законности по уголовным делам судьями нижестоящих судов, выразившееся в таких формах их предвзятости, что давно заложено в уголовно-процессуальный закон, как: односторонность и неполнота судебного следствия; несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, постановлении, фактическим обстоятельствам дела; существенное нарушение уголовно-процессуального закона; неправильное применение уголовного закона; несоответствие наказания тяжести уголовного правонарушения и личности осужденного, такие судьи должны быть однозначно уволены из судебной системы. Это самый эффективный путь преодоления некомпетентности и, следовательно, предвзятости в судебной системе.

Жестковато, но справедливо. Судебная ошибка для человека гораздо страшнее, нежели ошибки представителей иных профессий.

Таким образом, полицейские, прокуроры, судьи заняты в юридических профессиях, связанных между собою, контрольных по отношению друг к другу, призванных защищать права и свободы человека и гражданина. Следовательно, спрос с них должен быть особый. На то и высокие гарантии, заложенные государством для их нормальной деятельности, в расчете на обладание ими высокими профессиональными, нравственными и прочими человеческими качествами.

Популярное

Все
Водные ресурсы на цифровой платформе
Казахстан развивает сотрудничество с ИСЕСКО
Мир – главное богатство, универсальная ценность и общая ответственность
ИИ – наш партнер, а не замена учителю
Дефицит врачей на селе – проблема решаемая
Программа «Адал азамат» показала свою эффективность
Преемственность поколений
Цифровизация улучшает экономику нефтепереработки
Книжное богатство пополняет фонды
Плывет над городом колокольный звон
Говорят участники съезда
Торгай возродит дорога
«В одном мгновенье видеть вечность...»
2025 по Фаренгейту
Надо брать пример
Указ Президента Республики Казахстан
Алан Бурибаев – с новым авторским проектом в «Астана Опера»
Закон Республики Казахстан
Его сердце принадлежало родной земле
Закон Республики Казахстан
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
Обсужден проект строительства ТЭЦ
День кино отмечают в Казахстане
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Международный театральный фестиваль проходит в Жезказгане
Педагогов обучили работе по программе «Адал азамат»
Чтобы скорая помощь приехала быстро
Мир и будущее – через право
Глава государства принял генпрокурора Берика Асылова
10 человек погибли в ДТП на трассе в Мангистауской области
Низкая отдача от бюджетных средств признана системной проблемой
Новый ресурсный центр для особенных детей
Диалог через искусство
Стройматериалы по евростандарту
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]