
Назрели перемены
Принципы формирования стоимости электрической и тепловой энергии, а также деятельность госорганов, контролирующих ценообразование на данные виды услуг, обсуждаются сегодня по всей республике. Ряд мер по пресечению незаконного роста тарифов и, как следствие, их снижению вводится и в Мангистауской области.
Так, с 1 сентября в Актау на 26% снижен тариф на передачу электроэнергии – эта мера напрямую коснулась интересов 187 тыс. горожан. Кроме того, ранее, с 1 июля, были на 8% уменьшены расценки на производство электроэнергии с охватом 671,3 тыс. жителей.
Нужно пояснить, что доля газа в электрогенерации по региону составляет 65%. Поэтому снижение произведено за счет уменьшения тарифа на этот вид топлива на 710,74 тенге. За тысячу кубометров расценки снизились с 14,18 до 13,12 тенге за 1 кВт•ч.
– С февраля текущего года в пригородных поселках Умирзак, Приморский, Рауан, Шыгыс-3, Даулет, а также в сельском округе Кызылтобе тарифы подешевели с 22,72 до 19,42 тенге за 1 кВт•ч. Из общего тарифа на электроэнергию для населения в цепочке МАЭК – МРЭК – ГКП АУЭС – «Актауэнергосбыт» – потребитель были исключены АО «МРЭК» и ТОО «Актауэнергосбыт», – сообщил заместитель начальника управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мангистауской области Нурлан Орынбасаров.
Путем исключения из схемы передачи электроэнергии двух энергопередающих компаний на 17% удалось уменьшить тариф по пригороду Актау с охватом 5 тыс. человек.
В соответствии с поручением Главы государства в регионе ведется работа по оптимизации и укрупнению мелких электросетевых компаний. Это, по мнению руководства области, позволит дополнительно снизить тариф на электроэнергию в среднем на 7% – с 16,85 до 15,74 тенге за 1 кВт•ч.
Сегодня АО «Мангистауская распределительная электросетевая компания» (МРЭК) является транспортировщиком электроэнергии по области, с 2019 года в сферу его деятельности войдет и областной центр. У АО цена составляет 2,32 тенге за 1 кВт•ч, что ниже, чем у предшественника – ГКП «АУЭС». В антимонопольном комитете заверили: роста этого тарифа не предвидится, скорее, наоборот…
Кроме того, перед АО «МРЭК» поставлена задача по принятию инвестиционной программы, предусматривающей строительство новых сетей электроснабжения на сумму 9,2 млрд тенге.
В свете тарифной сметы
То, что перед МРЭК маячит как минимум трехлетняя перспектива дальнейшего снижения тарифов, антимонопольщики знают не понаслышке, поскольку являются соответчиками по одному престранному делу...
Как сообщили в пресс-службе экономического суда Мангистауской области, недавно здесь было рассмотрено гражданское дело по иску областной прокуратуры к РГУ «Департамент комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по Мангистауской области» и третьему лицу – АО «МРЭК». Прокуроры настаивали на признании незаконным и отмене приказа от 24.11.2015 г. № 129-ОД в части утверждения в тарифной смете завышенных затрат на оплату труда сотрудникам акционерного общества, расходов на выплату им же вознаграждений. Также суд рассмотрел вопрос о принятии соответствующих мер по корректировке тарифа в 2,32 тенге за 1 кВт•ч.
Из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка законности формирования расценок на услуги по передаче электрической энергии в деятельности АО «МРЭК» за 2015–2017 годы. При этом установлены существенные нарушения, повлиявшие на утверждение тарифов путем незаконного завышения расходов на оплату труда работникам, расходов на выплату вознаграждения, что привело к нарушению прав потребителей.
Известно, что руководство АО «МРЭК» 17 июля 2015 года подало заявку для утверждения предельного уровня тарифов на 2016–2020 годы в уполномоченный орган – областной департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей. Приказом областного антимонопольного ведомства от 24 декабря того же года за № 129-НК предельный уровень тарифов на услуги передачи и распределения электрической энергии АО «МРЭК» был утвержден.
По версии прокуратуры, это позволило АО «МРЭК» необоснованно завысить фонд оплаты труда на 823 млн 642,73 тыс. тенге. Аналогичные нарушения в виде незаконного завышения расходов на оплату труда персонала допущены и в тарифных сметах на 2018–2020 годы, за что потребители должны были заплатить из своего кармана 1 104 673,67 тыс. тенге.
Ответчик – областной департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК – утвердил тарифную смету. В том числе и расходы на вознаграждение по еще не привлеченным заемным средствам в размере 1 733 088 тыс. тенге за 2016–2017 годы и на 2018–2020 годы – в сумме 4 778 820,6 тыс. тенге.
В итоге все это легло дополнительными издержками на потребителей. Суд вынес решение об удовлетворении иска прокуратуры в полном объеме. Разумеется, юристы АО «МРЭК» с таким поворотом дела не согласились и намерены обжаловать решение.
В случае если оно останется в силе, тариф для населения Мангистауской области снизится на 20–30%. Точнее, как доложил аким Мангистауской области Ералы Тугжанов Президенту страны в ходе заседания Совета безопасности, в 2018 году тариф уменьшится с 2,32 до 1,74 тенге за кВт•ч; с 2,49 до 2,06 тенге – в 2019 году и еще через год – с 2,66 до 2,18 тенге.
Кому платить за атомный реактор?
Несколько острых вопросов ставит общественность Актау и перед таким региональным монополистом и поставщиком ресурсов, как ТОО «МАЭК-Казатомпром». С просьбой разобраться в ряде насущных проблем сферы электроснабжения Мангистау к акиму области Ералы Тугжанову, а также к областному прокурору Ерлану Абаеву обратились 17 неправительственных организаций.
По их мнению, «МАЭК-Казатомпром» практикует включение в тариф необоснованных затрат, прежде времени требует от населения оплатить повышенные тарифы по электроэнергии. В распространенном ими обращении говорится, что «потребители области несут расходы по содержанию атомного реактора БН-350, которые составляют более 1,3 млрд тенге ежегодно, при том что данное оборудование не принимает участия в выработке электроэнергии».
«ТОО «МАЭК-Казатомпром» не отрицает данного факта, но и не устраняет это нарушение», – подчеркивается в обращении. По данным ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей», в 2016 году размер затрат предусматривался на уровне 1 076 814 000 тенге, в 2017-м – 1 203 014 000, в нынешнем – 1 203 478 000 тенге. О фактических же затратах информации нет, и ТОО «МАЭК-Казатомпром» ее не предоставляет.
Между тем, как утверждают активисты-общественники, областное управление энергетики и ЖКХ в курсе происходящего. Более того, в протоколе по итогам рабочей поездки Премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева в Мангистаускую область 26 октября 2017 года в перечне постановочных вопросов под № 2 предусмотрено: министерствам национальной экономики, энергетики совместно с АО «НАК «Казатомпром», акиматом Мангистауской области в установленном порядке рассмотреть вопрос вывода из тарифа на электроэнергию для населения ежегодных затрат на содержание реактора БН-350 ТОО «МАЭК-Казатомпром».
Однако проблема не решена, потребители продолжают через тариф оплачивать содержание неработающего атомного реактора…
Согласно следующему пункту открытого обращения, общество по защите прав потребителей не согласно с преждевременным предъявлением к оплате повышенных тарифов за электроэнергию для населения за апрель и август минувшего года от ТОО «МАЭК-Казатомпром».
В обращении говорится о том, что, информируя население о повышении тарифов с 1 мая 2017 года до 11,60 тенге за 1 кВт•ч без НДС, ТОО «МАЭК-Казатомпром» стало предъявлять к оплате по этой ставке объемы электроэнергии, потребленные гражданами… в апреле, когда действовал тариф 9,69 тенге за 1 кВт•ч. Кроме того, информируя население о применении предельных тарифов с 1 сентября 2017 года, монополист стал требовать расчета по ним уже с августа. Так, по мнению активистов ОО, были массово нарушены права неопределенного круга потребителей электроэнергии на ее приобретение, незаконно получена оплата по завышенным тарифам.
В открытом обращении ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» также сообщается о том, что специалисты областного департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей 25 января текущего года после проведенного расследования подтвердили, что в действиях ТОО «МАЭК-Казатомпром» усмотрены признаки правонарушения, подпадающие под статью 190 КоАП РК (обман потребителей).
И что же?.. А ничего! Защитники прав потребителей направили письмо на имя руководителя департамента государственных доходов (ДГД) по Мангистауской области с просьбой принять надлежащие меры процессуального характера. Однако ни фискалы, ни антимонопольщики не сделали ровным счетом ничего, чтобы вернуть гражданам незаконно полученные ТОО «МАЭК-Казатомпром» средства, не говоря уже о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
Хорошо устроились
К слову, нет надлежащей прозрачности не только в тарифном ценообразовании, но и в использовании средств, взимаемых с горожан кооперативами собственников квартир, о чем, кстати, откровенно заявил глава региона Ералы Тугжанов на одном из рабочих заседаний. Он отметил, только в текущем году на КСК поступило 410 жалоб от жителей.
Оказалось, что работники КСК устанавливают себе высокие зарплаты, в отдельных кооперативах наблюдаются необоснованно раздутые штаты. Но есть и обратная ситуация. Специалисты областного управления финансов совместно с акиматом Актау и областным департаментом государственных доходов проанализировали поступления налогов в местный бюджет за 10 месяцев года от кооперативов собственников квартир.
Было установлено, что при общей численности работников КСК Актау, составляющей 554 единицы, в 18 кооперативах их не отразили вообще, а в 10 написали, что работают 1–2 человека… Понятно, что при таком количестве людей в принципе невозможно вести деятельность. Примечательно, что ряд КСК оказался вообще оформлен на… физических лиц. При этом зафиксированы многочисленные жалобы на рост тарифов.
В ходе совещания было отмечено, что работа КСК имеет массу нареканий со стороны населения. Касаются они не только ненадлежащего проведения, но и порой отсутствия общих собраний. Расходная часть работы является для жителей непонятной. При этом управляющие компании финансовых отчетов о своей деятельности зачастую вообще не предоставляют. Не все структуры имеют единый счет, куда поступают собранные с жильцов средства. Естественно, проследить статьи затрат на каждый из домов не представляется возможным.
Нежелание или невозможность решать текущие проблемы подотчетного жилого фонда, с которого КСК каждый месяц получают оплату, показал недавний случай, когда в одном из домов Актау обрушилась стенка балкона. Председатель КСК сообщил, что вопрос решить не в силах. Благодаря вмешательству местного исполнительного органа ремонт все же был произведен. Однако ситуация продемонстрировала потенциальные риски, указывая на прямую угрозу для жизни людей, ведь от аналогичных случаев никто не застрахован. Заметим, что по области в 290 домах требуется провести капитальный ремонт, в аварийном состоянии находятся 8 жилых строений.
Как стало известно, специалисты акимата Актау разработали проект соглашения о взаимодействии и сотрудничестве по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения. Он подразумевает сотрудничество энергоснабжающих и инженерных служб города, а также общества по защите прав потребителей. Кроме того, документ предусматривает участие местного исполнительного органа в избрании управляющей компании. Как пояснил аким Актау Галымжан Ниязов, эта мера необходима для прозрачности тарифообразования и расходования собранных средств, а в случае выявления нарушений – для привлечения виновных к ответственности.
Следует также добавить, что в Мангистауской области отмечен низкий уровень регистрации кондоминиумов. По словам специалистов, это связано с отсутствием технических паспортов жилых домов и актов на земельные участки, без которых регистрация в органах юстиции невозможна.