Начинали с блокпостов
Когда 2020 год был объявлен Годом волонтера, никто, наверное, и не предполагал, какую огромную помощь это движение окажет государству в период пандемии. Первыми на чрезвычайную ситуацию откликнулись рестораны и кафе, работающие навынос. Они добровольно взяли на себя поставку горячих обедов и ужинов для полицейских и врачей.
– Мы начали готовить еду для людей, работавших во время первого, очень жесткого, карантина еще в марте, – рассказывает владелец одного из таких кафе Ерлан Ибрагим. – Возили горячие обеды на блокпосты. Активист Ерлан Куаныш говорил нам, сколько и куда нужно привезти обедов. Я сам когда-то учился в военном училище и прекрасно понимал тех, кто дежурил там: молодой организм постоянно требует пищи.
Потом Ерлан Ибрагим узнал, что медики тоже остались без горячего питания. Все началось с того, что кто-то в Сети опубликовал информацию о врачах Центральной городской больницы, которую закрыли на карантин.
– Когда я позвонил старшей медсестре одного из отделений, в ее голосе слышалось отчаяние. Она сказала, что пищеблок клиники рассчитан только на пациентов, но не на медперсонал. В общем, 420 человек остались без еды. Наш коллектив оперативно собрался, приготовил горячий обед, и мы привезли его в больницу. Принимать пакеты с едой оказалось некому. Многие врачи заболели, а те, которые остались, не могли отойти от своих пациентов. Вышла женщина из бухгалтерии. Она одна и заносила все пакеты на территорию клиники, нам в зону заражения заходить было нельзя, – рассказал Ерлан.
Информация о том, что врачи остались без питания, распространилась очень быстро, и к делу подключились благотворительные фонды Аружан Саин и Ажар Джандосовой, крупные компании, отдельные кафе и рестораны. Они начали возить обеды и ужины в ковидные и провизорные клиники Алматы. Помогла в коммуникации с медицинским сообществом активистка Гульнара Катибаева, которая стала связующим звеном между отдельными рестораторами и госорганами.
– Мы возили обеды в БСМП, в госпиталь МВД, в клинику имени Асфендиярова, многопрофильную больницу на Развилке. Какую-то часть готовили за свой счет, а когда денег не стало хватать, попросили помощь в социальных сетях. Там же и отчитывались, сколько порций и на какую сумму отвезли в конкретную больницу. Несколько раз медики нас просили убрать посты-отчеты. А то, мол, их упрекают в выпрашивании еды, в соцсетях мы тоже слышали много упреков. Зачем, мол, кормите медиков? Им же выплаты положены. Кто-то нас критикует, говоря, что нужно помогать молча. Но мы по-другому не можем: за собранные деньги нужно отчитываться. В общей сложности собственными силами и с помощью казахстанцев нам удалось доставить свыше 3 тысяч обедов. Сейчас ситуация с питанием врачей наладилась, – поделился владелец кафе.
Осознанная работа в убыток
– Но вы, кажется, все еще помогаете медикам?
– Недавно выяснилось, что 10 врачей Аксайской детской больницы остались без питания, потом роддом № 2 – там медперсонал приступил к работе вахтовым методом.
– Не накладно для вас?
– Сегодня мы уже фактически работаем себе в убыток. Меня, наверное, спросят: раз так, то не легче ли закрыться? Но в общепите самое важное – это наработанная точка. Если человек упрется в закрытую дверь, то в следующий раз он не будет тратить на нас свое время и уйдет к другим.
Второй момент – персонал. Кроме того, что мы чувствуем ответственность за людей, которым потеря работы в это трудное время будет как приговор, мы также дорожим специалистами, которых обучили. Если распустим коллектив и закроемся всего лишь на месяц, то в следующий раз его непросто будет собрать. Хорошие специалисты даже в кризис на вес золота. Надо будет искать новых людей, переучивать их, и еще непонятно, кто к нам придет.
Взвесив 2 этих фактора, мы все-таки посчитали, что нам лучше работать в убыток какое-то время ради сохранения репутации и персонала. Это лучше, чем сидеть дома.
– Если это целесообразно, тогда почему другие кафе не пошли на этот шаг – работать в карантин?
– Здесь, наверное, сказывается наша специфика. Мы изначально работали в формате «навынос». Когда закрывались на первый карантин, то не разрешали впускать людей внутрь всем кафе и ресторанам. Можно было работать только на доставку, а это определенный технологический процесс, к которому мы уже были готовы. В Алматы есть огромное количество людей, которые в силу разных обстоятельств не могут готовить дома. Готовить навынос, конечно, менее выгодно, зато жизнь для нас в период карантина не остановилась.
От доктора наук до кассира
– До карантина владельцы малых предприятий жаловались, что очень тяжело найти сотрудников, а сейчас наши люди стали дорожить рабочим местом?
– В целом своим персоналом я доволен. Более того, иногда испытываю перед своими работниками чувство неловкости. Если честно, то та зарплата, которую я плачу сегодня, – маленькая: 5 тысяч за 10-часовой рабочий день, из них тысяча уходит на дорогу, при этом кто-то живет на съемной квартире. Но такова сегодня общая ситуация на рынке – зарабатываем не так много.
– Какие прогнозы Вы можете дать, работая в реальном секторе экономики?
– Думаю, что впереди нас ожидают трудные времена. Уже сейчас наблюдается заметное снижение покупательной способности. Но я продолжаю сохранять позитивный настрой, когда вижу, как люди откликаются на наши обращения, стараются помочь по мере возможности. Есть и недовольство, и озлобленность, но запас доброты и человечности у нашего народа еще не исчерпан. Есть люди, которые звонят нам, чтобы сказать: «Мои руки свободны. Давайте помогу хоть тем, что буду еду раскладывать по пакетам».
Очень выросла себестоимость продуктов. Основной ингредиент нашего фирменного блюда – курицы по-гонконгски – это имбирь. В день его у нас расходуется около 10 килограммов. В обычное время он стоил 500 тенге, сегодня покупаем имбирь за полторы тысячи, а когда на него был ажиотажный спрос, то цена в Алматы доходила и до 5 тысяч. Между тем покупательная способность резко идет вниз. Люди стали внимательно изучать меню.
– Не жалеете о том, что пришли в этот бизнес?
– Я по специальности финансист. У меня докторская степень, я читал лекции студентам по корпоративным финансам. Ресторатором стал совершенно случайно в начале текущего года: подвернулась возможность взять в аренду действующий бизнес в центре города.
Были дни, когда мне приходилось стоять на кассе, работать официантом или просто мыть посуду. Особенно хорошо у меня получалось последнее. Я в армии столько посуды перемыл, что не снилось даже большим ресторанам. Во время наряда в моечное отделение столовой мне нужно было 3 раза в сутки перемыть посуду за личным составом полка.
Но в отличие от обычного человека, который моет посуду дома, у меня есть мечта – не просто заработать себе кусок хлеба и выжить, а создать сеть. Чтобы мы были не только в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте, как сегодня, а по всему Казахстану.