За «красной» линией

2463
Любовь Доброта

В первую очередь эти планы коснутся проспекта Тауке-хана и улицы Турара Рыскулова. Обе транспортные магистрали сейчас страдают от дорожных заторов, причем вдоль каждой из них лепится впритык огромное число различных коммерческих объектов.

Они появлялись здесь постепенно, по мере развития малого и среднего бизнеса. Сооружали их зачастую кто во что горазд, лепя пристройки, навесы, выходящие на тротуары и мешающие пешеходам. Власть вяло реагировала на подобное архитектурное самоуправство, ссылаясь на мораторий и запрет проверок субъектов предпринимательства.

Такую инертность мелкие дельцы восприняли как своего рода индульгенцию, полагая, что дальше разговоров и призывов соблюдать градостроительные нормы и правила дело не пойдет.

Но наступил час «Х», когда сотни объектов малого и среднего бизнеса оказались под угрозой сноса. В управлении архитектуры ссылаются на утвержденный план детальной планировки (ПДП) центральной части города и генплан развития Шымкента. В соответствии с этими документами, к примеру, улица Тауке-хана становится магистралью. Ее предполагается расширить на 30 метров, по 15 метров в обе стороны. Проезжая часть станет вдвое шире, чем сейчас. Это позволит создать несколько дополнительных полос для движения транспорта.

Здесь следует пояснить, что улица Тауке-хана проложена давно, еще в советское время. И только в центральной ее части вдоль дороги расположены многоэтажные жилые дома, а дальше – частный сектор.

Согласно ПДП, по проспекту Тауке-хана предусмотрено возведение многоэтажных зданий, которые станут чем-то вроде высотных акцентов. Следовательно, все коммерческие и некоммерческие объекты вдоль улицы оказываются за «красной линией», то есть препятствуют осуществлению градостроительных планов и поэтому подлежат сносу. Между тем на всем протяжении улицы за последние десятилетия появились сотни всевозможных строений…

– Что такое «красная линия»? – рассуждает председатель Комитета строительства и ЖКХ палаты предпринимателей Шымкента, директор ТОО «Эристайл Казахстан» Ойрат Мамиров. – Этим термином обозначают границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов, иных элементов в планировочной структуре населенных пунктов от улиц, проездов и площадей.

В управлении архитектуры просто взяли карту города и нанесли на ней зону отчуждения в 60 метров, а что делать людям, чьи жилые дома эта линия режет пополам? Как быть предпринимателям с их бизнесом? Я сейчас не говорю о тех, кто поставил навес или сделал пристройку в нарушение градостроительных норм и правил. Что будет с теми, кто все делал по закону? Требуется ясность в этом вопросе, бизнес не может находиться в подвешенном состоянии.

Предприниматели заявляют: большинство зданий было построено до того, как провели пресловутую «красную линию», и далеко не по своей воле они оказались за чертой дозволенного. Так исторически сложилось, что эта улица превратилась в один из наиболее развитых в инфраструктурном смысле коммерческих центров Шымкента с огромным количеством офисов и магазинов.

Порушить сложившуюся градостроительную архитектонику нетрудно, считают бизнесмены, а вот воссоздать ее заново...

– Под проведенную «красную линию» подпадают практически все здания или земельные участки, расположенные вдоль проспекта, – утверждает предприниматель Мурат Мамутбеков. – Это сильно препятствует развитию бизнеса. «Красная линия» была проведена без учета интересов жителей и бизнесменов, являющихся собственниками недвижимости. Сейчас получается, что физическое или юридическое лицо, приобретя объект недвижимости, не могут изменить целевое назначение земельного участка, к примеру, с ИЖС на коммерческое. Не вправе человек и расширить объект предпринимательства, провести его реконструкцию, возвести дополнительно второй или третий этажи. Отдел архитектуры выдает заключение о том, что запрашиваемое назначение не соответствует градостроительному регламенту в связи с нарушением «красной линии» и не соответствует ПДП.

Мурат Мамутбеков и вовсе считает, что акимату Шымкента следует внести изменения в Генеральный план развития города, исключив из него пункт, касающийся, в частнос­ти, расширения проспекта Тауке-хана.

– Учитывая, что административные учреждения переехали в новый центр города на «Нурсате», включая городской акимат и его управления, проспект Тауке-хана теперь не такой загруженный, – выражает позицию бизнес-сообщества Мурат Мамутбеков. – Да и новое жилищное строительство ведется в северной части города. Полагаем, нет вообще никакой необходимости в расширении этого проспекта. Его существующая мощность в состоянии обслужить поток транспорта.

И потом, кто сказал, что избавиться от дорожных заторов можно только путем расширения именно этого проспекта? Может, городским властям следует обратить внимание на прилегающие улицы?

Аналогичная ситуация и по улице Турара Рыскулова, на которой согласно ПДП предусмотрена многоэтажная застройка. Притом, что, кроме жилых домов, вдоль нее расположены крупные коммерческие объекты, включая мебельные торговые дома, заведения общепита, рынок, автовокзал. Их владельцам точно так же отказывают в получении разрешения на реконструкцию и строительство, не говоря уж об изменении целевого назначения земельного участка.

Бизнесмены говорят, что в своеобразном тупике оказались не только те, кто свой бизнес на этих двух улицах выстраивал не одно десятилетие.

Взять ту же улицу Тулеметова, которая проложена относительно недавно, но уже имеет вдоль проезжей части широко развитую предпринимательскую сеть. А там, как оказалось, генпланом предусмотрено строительство девятиэтажных домов. Следовательно, рано или поздно все объекты предпринимательства, расположенные здесь, точно так же окажутся за «красной линией».

Ойрат Мамиров обратился напрямую к заместителю акима Шымкента, заявив, что предпринимателям хотелось бы, чтобы акимат и управление архитектуры при разработке и утверждении проектов ПДП учитывали уже существующую застройку и наличие объектов предпринимательства.

– Мы ждем от бизнеса изложения этой проблемы с обоснованием, рассмотрим, – пообещал заместитель акима Шымкента Маулен Айманбетов. – Я в целом согласен, когда-то сам был коммерсантом, знаю это все. Преж-де чем разрабатывать новый Генеральный план развития Шымкента, мы учтем «красную линию», полосы отвода с учетом существующей инфраструктуры и зданий – коммерческих и некоммерческих. Естественно, есть определенные СНиПы и нормативы, но бывают и стесненные условия. Если вы по миру ездите, то видели, что там есть очень узкие улицы, по которым односторонний проезд, находят же решение проблем и не рушат старых зданий.

Заместитель акима города пообещал, что после того, как определится подрядчик по разработке нового Генерального плана Шымкента, акимат организует с предпринимателями встречу, в ходе которой им будут даны разъяснения о ближайших градостроительных планах городских властей и перспективах тех, кто живет или ведет бизнес на улицах, включенных в список для расширения.

– Не будет так, что генплан разработают, утвердят, а вас поставят перед фактом, – попытался успокоить предпринимателей и горожан Маулен Айманбетов.
– Мы открыты, приходите, будем обсуждать, это наш город, нам в нем жить. Но при этом он должен иметь современный облик. Новый генплан на 25–30 лет разрабатывается, чтобы не оказалось так, что мы живем только сегодняшним днем и безнадежно отстали.

Новый подход при разработке генплана, по информации Маулена Айманбетова, заключается в том, чтобы все объекты социальной инфраструктуры оказались в шаговой доступности – школы, больницы, поликлиники, детские сады, супермаркеты, спортивные и детские площадки. А еще акимат обещает создать интернет-платформу, чтобы любой житель мог вносить свои предложения.

Волнует бизнес и вопрос отсутствия в городе геопортала. Так, по инициативе областной палаты предпринимателей в 2018 году была разработана Инвестиционная карта Генерального плана shymkent.genplan.kz, которая была размещена на сайте акимата и находилась в открытом доступе.

Для разработки карты из городского бюджета было выделено 28 млн тенге.

Для бизнеса карта была удобна тем, что в ней содержались данные по функциональному зонированию, целевому назначению земельных участков. Указывалось расположение зданий, сооружений, включая те самые «красные линии», санитарно-защитные зоны, планировочные ограничения, магистральные коммунальные сети и так далее. Предприниматель без участия посредников мог найти земельный участок для дальнейшего планирования или расширения своего бизнеса... Однако карта с начала прошлого года не функ­ционирует.

Сейчас в Шымкенте отсутствует единая карта или геопортал, который содержит актуальные сведения по землям города, о свободных и перспективных участках, предстоящих земельных торгах и прочую так необходимую бизнесу информацию. Предприниматели просят акимат разработать электронную информационную платформу, которая бы обеспечивала автоматизацию всех процессов в сфере земельных, архитектурно-градостроительных отношений и была доступна для всех.

Вместо этого в градостроительной сфере в начале года в Шымкенте разгорелся скандал. Суд вынес приговор в отношении руководителя городского управления архитектуры и градостроительства, который был обвинен в растрате и нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных на проведение топографической съемки подземных и надземных коммуникаций.

Провести ее как раз и планировали на застроенных территориях Шымкента с составлением дежурного плана государственного градостроительного кадастра масштаба 1:500. Деньги в сумме 498 млн тенге оказались успешно освоены, а документа, пригодного для работы, так и не получилось. Следствие установило, что предприниматель, выигравший конкурс, попросту обналичил бюджетные средства, поделившись при этом с главным архитектором города…

В акимате согласны с тем фактом, что сейчас нет четкого учета по кадастру и архитектуре. Маулен Айманбетов признает: нередки случаи, когда объекты инженерной инфраструктуры строят, а информация о них не заносится в базу данных, исполнительная документация не передается, и всякий раз, когда начинается новая стройка, неизбежно возникают конфликты и проблемы.

– Это в полной мере касается нового строительства, я уж не говорю о существующих, зачастую имеющих ведомственную принадлежность или и вовсе бесхозных объектах инженерной инфраструктуры, – соглашается с предпринимателями Маулен Айманбетов. – Сейчас проводится геосканирование всех сетей и определяется техническое состояние трубопроводов и прочего. После создания такой карты легче работать будет управлению архитектуры, госэкспертизе, земкадастру. Все это будет упорядочено в результате системной работы. Мы намерены продвигаться шаг за шагом, и малый, и средний бизнес станет в этом большом деле нашим помощником.

Чтобы так и было, как обещает власть, предприниматели предлагают практиковать при разработке градостроительной документации и проектов детальной планировки Шымкента проведение общественных слушаний, которые могут быть организованы на площадке палаты предпринимателей.

На взгляд бизнес-сообщества, новые проекты детальной планировки следует утверждать с учетом сложившейся застройки территории, обеспечивая при этом доступность и прозрачность информации, связанной с градостроительной документацией.

Популярное

Все
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Уральске реконструируют набережную
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Структурная реформа в футбольном судействе даст свои плоды
Корреспондент газеты «Egemen Qazaqstan» Дуйсенали Алим­акын презентовал свою книгу «Америка ашқан қазақтар»
Настоящая инклюзия – это когда ребенок чувствует себя нужным, важным и любимым
Встреча авторов и юных поклонников
В Петропавловске прохожим в честь праздника раздавали флаги
Состоялся гала-концерт конкурса детского творчества «Жұлдызай»
Стартовала пора оздоровительных лагерей
Дипломатов обучают в Астане
Когда земля на вес золота
Двойной интеллект
Атрибуты, объединяющие нацию
Ушел из жизни поэт, писатель, журналист
Основа нашей идентичности
Производство атрибутики – процесс ответственный
Прощай, друг…
Спасенного пеликана выпустили на волю
ТЮЗ: сезон закончен, выступления продолжаются
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
Срезан склон холма, жди оползня…
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
ORDA: триумф во Франкфурте-на-Майне
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
О чем говорил Президент на встрече с главой Бундесрата Германии
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Токаев переговорил с Путиным
1,3 млрд тенге «увели» интернет-мошенники у карагандинцев
Таяние ледников – проблема всего человечества
Казахстанская модель шахматного образования признана одной из лучших в мире
Двое казахстанцев зачислены в университеты Лиги плюща
Туристический маршрут запустили между Казахстаном и Китаем
Карин провел встречу с заместителем завотделом пропаганды ЦК Компартии Китая
Нацелены на рост и развитие
Память, звучащая в Слове
Премьер-министр Италии прибыла в Астану
Местные полицейские службы расформируют в РК
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Жару сменят дожди в Казахстане
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана

Читайте также

В интерактивном формате
Встреча авторов и юных поклонников
Богатырь с добрым сердцем
Спасенного пеликана выпустили на волю

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]