Здесь время не властно

6462
Раушан Шулембаева

Первая за годы независимости выставка древнерусского искусства XVII–XIX веков из  фондов Государственного музея искусств им. А. Кастеева и коллекции Православной церкви Казахстана представила творчество мастеров древней Руси и иконописцев XVIII–XIX веков.

В музее сообщили, что подобный проект под названием «Русская икона в собрании ГМИ Казахской ССР им. А. Кастеева» состоялся только однажды – в 1988 году. Говоря о значении сегодняшней выставки, специалис­ты подчеркивают, что для них иконопись – это прежде всего произведение искусства, исторический объект, свидетельствующий о тонком вкусе его мастеров-создателей. Прекрасные иконы предназначались не только для молитвы, но и для того, чтобы человек находил утешение и радость, взирая на их красоту.

Выставка «Древнерусское искусство» интересна и тем, что подвела итоги многолетней реставрационной работы музейщиков. В результате вместо икон, потемневших от времени и толстого слоя олифы, посетители увидели достойные произведения станковой живописи, которые могли бы оказать честь любому мастеру. Таковы иконы «Архангел Михаил со святыми» XVIII века, «Троица ветхозаветная» и «Рождество Пресвятой Богородицы» XIX века.

Руководитель отдела зарубежного искусства Галина Сырлыбае­ва сообщила, что среди первых икон, положивших начало музейной коллекции, – замечательный памятник XVIII века «Богоматерь Тихвинская», дошедший до нас в хорошей сохранности. Тонкие золотые узоры на этой иконе, игра линий, передающих складки одежды, создают богатое орнаментальное изображение. Надписи на обороте сообщают, что икона находилась в Чудовом мужском монастыре, основанном в 1365 году. Искусствовед добавила, что в октябре 1930-го монастырь взорвали.

Икона Казанской Богоматери имеет не менее драматическую историю. Она принадлежала семье полковника лейб-гвардии конного полка Владимира Теляковского, ставшего последним директором Российских императорских театров. Его сына – теат­рального художника Всеволода Теляковского в 1935-м сослали в Казахстан, куда он приехал с семейной реликвией. В 1961 году, возвращаясь в Ленинград, он передал икону в музей им. А. Кастеева.

Следующую икону XVIII века со святыми Тихоном и Митрофаном Воронежскими время не пощадило, но лики святых сохранили одухотворенную красоту. Православное житие описывает дружбу Митрофана Воронежского с Петром I. А именно случай, когда святой отказался прийти к царю, не убоявшись его гнева, поскольку во дворце были языческие статуи, привезенные из других стран.

Надо добавить, что основная масса икон не подписана. По­этому произведения с именами авторов имеют особую ценность, хотя попытки установить их гео­графическое происхождение или данные об авторе порой остаются неразрешимой задачей.

– Авторских икон в музейной коллекции немного, – продолжила Галина Николаевна. – Среди них две иконы иеромонаха Арсения из Боголюбова монастыря. Об этом есть его подписи и сообщения, что «Успение Богоматери» он окончил 19 февраля 1792 года, а «Введение во храм» – в апреле 1793-го. Иконы демонстрируют интерес Арсения к элементам барочного стиля, получившего в его время распространение в светском искусстве России.

Гордостью музейной коллекции можно назвать единственное произведение на тему «Страшного суда», уникальное большим размером, множеством персонажей и сюжетов, в которых шаг за шагом разворачивается грандиозная основополагающая в христианстве картина. В музее хранится также единственная двусторонняя икона с изображениями Спаса Вседержителя и пророка Илии. Такие иконы выносили во время религиозных шествий, к примеру, пасхальных, поэтому их называют «выносными запрестольными».

Достаточно редким сюжетом – изображением всех святых, которых в православии почитают каждого в определенный месяц – привлекает икона «Минея».

Особый пласт в культурной традиции русского православия представляют облачения священников. Ризы, украшенные вышивками лицевого и золотого шитья, на протяжении веков сохраняют канонические черты, не подвергаясь влияниям моды или времени. Каждая деталь священнической одежды имеет название и символическое значение, и даже цвет ее определяется церковной традицией.

Экспозиция включила также кресты, евхаристические сосуды и другую богослужебную утварь, различные образы Христа, евангелие 1825 года из ризницы Вознесенского собора. Остается добавить, что некоторые из икон были написаны под оклад, утраченный в веках. Об этом свидетельствуют не только следы от несохранившегося венца, но и приемы исполнения.

Выставка продлится до 12 августа.

Популярное

Все
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
«Астана» не смогла уйти в отрыв
В Актау прошел фестиваль, объединивший мастеров тюркского мира
Чтобы жизнь удалась на все 100!
«Самғау» возродился
Послание Конституционного Суда Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан»
Туркестан – символ единства и культурного диалога
Казахстанцы из категории NEET пополнили ряды начинающих предпринимателей
Все работы хороши!
Молодежь идет на производство
Канал Найман забетонировали
Необходимы современные подходы и сберегающие технологии
Качество жизни начинается с базовых вещей
Когда отходы становятся ресурсом
Там, где дружба, нет буллинга
В Зеренде открыли современную ДЮСШ
Права восстановлены, долги возвращены
Голос гражданского общества
Технологии и человекоцентричность
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Введена в строй новая подстанция
Очередной циклон надвигается на Казахстан
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
В столице открылась фотовыставка «Моя Астана: от прошлого к будущему»
Fortebank покупает Home Credit Bank
Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
Завод по выпуску хлопьев и круп строят в СКО
Токаев посетит Минск
Глава государства дал старт XI международному военно-патриотическому сбору молодежи «Айбын»
Овощеводство: зачем отрасли нужна глубокая переработка?
Проект «Әділ қоғам» презентовал Антикор
Реформу надо завершить
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Закон Республики Казахстан
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства

Читайте также

В пилотном режиме
Юные спасатели Казахстана — в числе лучших на соревнованиях…
МЦРИАП упростил участие отечественных стартапов в госзакупк…
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]