
Законопроект разработан в целях исполнения поручения Главы государства и по итогам деятельности Комиссии по земельной реформе. Так, Земельной комиссией принято решение о сохранении института аренды земель сельхозназначения для отечественных землепользователей и об отложении на 5 лет действия норм Земельного кодекса по предоставлению сельскохозяйственных земель в частную собственность казахстанцам.
Также предусматривается возврат функций по госконтролю использования и охраны земель от местных исполнительных органов Комитету по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства.
Как отметил председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин, восстановление на законодательном уровне единой вертикали по принципу «центр – область – район» позволит обеспечить четкий контроль рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
– Законопроект способствует решению проблемы дефицита пастбищ, необходимых для выпаса личного скота, ужесточает контроль за использованием и охраной земель, повышает доступность и открытость информации по земельным участкам. В целом результатом принятия и реализации данного закона станет урегулирование аренды земель сельхозназначения и усиление государственного контроля за использованием земель, как того требует руководство страны, – резюмировал председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин, подчеркнув при этом, что в работе Комиссии по земельной реформе, а также над нормами законопроекта активное участие приняли депутаты всех парламентских фракций, депутаты АНК и представители общественности, эксперты.
Законопроектом также предусматривается возможность отчуждения права аренды земель сельхозназначения казахстанцами без выкупа у государства. При этом запрет на предоставление таких земель в субаренду сохраняется. Местному населению, проживающему в регионе не менее 5 лет, предоставляется преимущественное право на получение земельного участка сельхозназначения в аренду путем присвоения дополнительных баллов к их конкурсным предложениям.
В ходе обсуждения поправок депутат Артур Платонов напомнил о поручении Главы государства провести аудит всех сельхозземель страны на предмет их пригодности к сельскохозяйственной деятельности.
– Что показали результаты этих работ и что планируется сделать МСХ в предстоящий период? – спросил мажилисмен.
По словам и. о. министра сельского хозяйства Айдарбека Сапарова, результаты проверки показали засоренность почв, стоптанные пастбища, снижение гумуса, земли заросли кустарниками.
– В предстоящий пятилетний период мы планируем в первую очередь продолжить инвентаризацию сельхозземель, потом хотим сократить сроки изъятия неиспользуемых земель с 2 лет до 1 года. Также мы хотим провести работу по переоценке кадастровой стоимости земель. Давно этот вопрос не рассматривали, надо к этому прийти. И последнее, что мы хотим сделать, – цифровизация земельных отношений при предоставлении земельных участков, – сказал Айдарбек Сапаров.
Мажилисмен Амирхан Рахимжанов, напомнив, что законопроектом предусмотрена норма, дающая возможность казахстанцам продавать право аренды на земли сельхозназначения без выкупа у государства, выразил обеспокоенность, не приведет ли это к спекуляции землями, и попросил рассказать, какие рычаги рассмотрены для недопущения таких рисков.
По словам Айдарбека Сапарова, для предотвращения спекуляции в законопроекте прописаны ограничения.
– Если будет проводиться отчуждение прав землепользования, то после пятилетней аренды. В течение пяти лет уполномоченным органом будет проводиться мониторинг на рациональное использование. В случае нерационального использования будут готовиться документы на изъятие, – пояснил он.
«Добро» Мажилиса в первом чтении также получили законодательные поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Как отметила депутат Мажилиса Гульнар Бижанова, законопроект разработан по инициативе депутатов Мажилиса Парламента в реализацию принятых законов, поручений Главы государства, данных в Послании, и решает важную задачу по регламентированию порядка привлечения к ответственности виновных лиц в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц по ряду составов.
Так, поправками предлагается предусмотреть административную ответственность за несоблюдение сторонами законных прав и интересов работников заемного труда. Также предлагается установить административную ответственность принимающей стороны за незаконное превышение предусмотренной законодательством нормальной и сокращенной продолжительности рабочего времени и ежедневной работы для работников направляющей стороны.
Кроме того, по закону прокурор наделен правом незамедлительно отменять своим постановлением все незаконные решения, а также приостанавливать необоснованные акты госорганов. В целях усиления ответственности должностных лиц госорганов по фактам незаконного проведения проверок, а также иных форм контроля и надзора предложено увеличить срок давности их привлечения к административной ответственности до 1 года.
– Эта норма обеспечивает выполнение предвыборной программы партии «Nur Otan», где четко обозначено, что будут приняты законы, направленные на прекращение незаконного вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность. Кроме того, есть норма, позволяющая органам прокуратуры незамедлительно реагировать на жалобы предпринимателей, не перенаправляя их в другие государственные органы. Мы еще устанавливаем ответственность и за неисполнение постановлений прокурора. Таким образом, все это усиливает защиту бизнеса от незаконного давления, – прокомментировал норму спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин.
Депутатами предложено также введение уголовной ответственности за незаконное проникновение на охраняемый объект. Предлагается наделить участкового правом наложения взысканий еще по 4 составам административных правонарушений.
В первом чтении депутаты также одобрили законодательные новшества по вопросам перераспределения полномочий между уровнями государственного управления. И здесь возникли дискуссии.
В частности, Министерству экологии, геологии и природных ресурсов предложена передача функций по управлению водохозяйственными сооружениями, находящимися в республиканской собственности. Эта новелла вызвала сомнения депутатов, поскольку не секрет, что именно в этой сфере уже много лет наблюдается много проблем, и они требуют комплексного решения. Поэтому депутаты предложили оставить эти функции за Правительством.
Спикер Нурлан Нигматулин задался вопросом, для чего вообще нужно было предлагать такие поправки?
– Читаю обоснование, подписанное вашим министром: «в соответствии с принципами разграничения полномочий между уровнями государственного управления, определенными указом Президента от 25 августа 2014 года». Теперь поднимаем указ Президента – в нем сказано, что организация управления государственной собственностью всех водохозяйственных объектов республиканской собственности возлагается строго на Правительство РК. Вы что делаете? Ссылаетесь на указ Президента, где совсем противоположные требования. Господин вице-министр, есть объяснения этому? – спросил спикер Мажилиса.
Объяснений у Серика Кожаниязова не нашлось.
– В этом и проблема вся. Если бы еще в этой сфере порядок был. Огромные средства государство выделяет для этого, их надо правильно осваивать. Мы поговорим на эту тему при отчете Правительства по исполнению прошлогоднего бюджета. Сейчас Счетный комитет материалы прислал, посмотрите, что там творится. В этом не разобрались, а сюда принесли быстренько изменения. Что ж вы так работаете, коллеги? – задал риторический вопрос спикер.
Во втором чтении «добро» Мажилиса получили разработанные депутатами законодательные поправки по вопросам усиления борьбы с рейдерством, защиты предпринимательской деятельности от незаконного вмешательства государственных органов и должностных лиц и усиления мер, препятствующих нелегальному обороту драгоценных металлов.