С удивлением узнал, что жители Страны восходящего солнца, побывавшие в Казахстане, поражаются не только размерам наших квартир, но и вольным правилам проживания в многоэтажках. Ведь отличительная черта японских многоквартирных жилищ – тотальное подчинение жесткому уставу дома.
К примеру, в японском доме разные виды мусора можно выбрасывать только в определенные дни. Скажем, пищевые отходы – по понедельникам, средам и пятницам, стекло и металл – по вторникам, а в пятницу – перегоревшие лампочки и батарейки. Свое время – у пластика. За нарушение заведенного порядка полагается крупный штраф. Зато как же легко японским коммунальным службам сортировать мусор!
К тому же устав дома одинаков для всех, будь ты арендатор или собственник квартиры. Особенно он суров по отношению к несанкционированным ремонтам, буйным гостям, шуму... Анекдоты о стучащем по ночам перфораторе в таких домах неактуальны.
А что же в моем подъезде? Третий день киснет и протекает мусорный пакет у дверей квартиры напротив. Соседи, супружеская пара, просто поссорились и выжидают, кто вынесет его первым. Вмешиваться в чужую драму я не вправе, но уверен: в японском доме за такую антисанитарию виновных сразу бы наказали.
У нас же по какой-то неизвестной причине жильцы многоэтажек проявляют поразительную неприязнь к самоорганизации, а КСК и управляющие компании – завидный для иностранцев либерализм.
– На днях в мою квартиру сверху полилась горячая вода, – поведал мне сосед печальную историю. – Жильцы уехали и то ли не закрыли краны, то ли случился у них порыв трубы, но вода лилась словно из ведра. Вспух потолок, обвалилась штукатурка...
За происходящим у дверей виновника потопа спокойно наблюдали участковый и представитель ДЧС, которых сосед незамедлительно вызвал.
– Вскрывать дверь в проблемную квартиру не станем, не положено, таковы правила, – разъяснили они пострадавшему соседу. – Вдруг там ценности пропадут, потом нам отвечать.
Спустя час проснулся сантехник, которому никто не мог дозвониться, и не спеша прошествовал в подвал перекрывать трубы.
Мой сосед не получил никакой компенсации. Пытаться же решать дело в суде он не стал, поскольку знает, какая это волокита. Сервисная компания заняла позицию нейтралитета: «Разбирайтесь сами, мы отвечаем только за общедомовые сети». Не появились больше и представители коммунальных служб: аварию ведь устранили.
Но, в принципе, в последнее время ситуация в нашем многоэтажном муравейнике вроде стала меняться к лучшему. Не дождавшись инициативы от жильцов, за дело взялась управляющая компания. Назначила старших по подъездам и даже сумела освободить двор от машин.
Однако идиллии в ЖКХ пока не наблюдается. К примеру, нашему старшему по подъезду стали предъявлять претензии, мол, кто тебя выбирал и для кого ты стараешься? Почему поддерживаешь рост тарифов на обслуживание, когда они и так высоки? А когда прошел слух, что управляющая компания снизила таким подъездным «старшинам» плату за коммунальные услуги, авторитет их совсем упал.
Словом, о японских уставах остается только мечтать. А почему бы не использовать опыт страны, породившей знаменитое «японское чудо»? Быть может, с порядка в собственном доме оно и начиналось…
Компания-застройщик могла бы изначально включать устав будущего жилого дома в договоры купли-продажи жилья, а в старых многоэтажках его можно было бы принять при поддержке управляющих компаний.
Впрочем, есть у нас и свои прописанные законом правила проживания, может быть, не такие полные, но все же... Однако самый важный вопрос остается открытым: как заставить владельцев квартир или квартирантов соблюдать старые и новые уставы и кто будет штрафовать нарушителей?