Главная страница

Astana Opera – театр независимого Казахстана

Основанный по инициативе Лидера нации –Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева Театр Astana Operа за неполные 10 лет обрел мировое признание. Ежегодно репертуар пополняется постановками выдающихся режиссеров, дирижеров, хореографов, сценографов. И с каждым новым сезоном артисты делают все, чтобы Astana Opera стал бесценным наследием для будущих поколений.

Подарок на века

Дата 14 декабря 2012 года вошла в историю культуры и Казахстана, и Евразии. В этот день открылся Государственный театр оперы и балета Astana Opera.

Глава государства Нурсултан Назарбаев поздравил всех со знаменательным событием, подчеркнув, что театр стал бесценным подарком к 15-летию столицы.

– Прежде всего я выражаю благодарность архитекторам и строи­телям. Новый театр – это самый большой храм искусства в Цент­ральной Азии, – говорил Елбасы. – Это единственный классический театр такого масштаба, возведенный за последние несколько десятилетий на всем евразийском пространстве. Это один из самых технически совершенных театров в мире. Этот исторический момент войдет в летопись мирового оперного искусства.

Нурсултан Назарбаев отметил, что годы независимости стали эпохой настоящего Ренессанса казахстанской культуры. В стране создаются все условия для того, чтобы талантливый казахстанский народ мог раскрыть свой творческий потенциал.

– Сегодня казахстанская культура должна стать узнаваемой частью глобального культурного наследия. Это касается всех видов современного искусства: музыки, театра, кино, литературы, живописи, – говорил Первый Президент, еще раз обозначая один из трендов развития современного Казахстана. – Страна, которая сооружает заводы и дороги, создает твердую опору на годы вперед. Страна, которая строит школы и больницы, заботится о будущем нации на десятилетия. Страна, которая возводит театры, смотрит через века вперед.

Театральная жизнь

– Трудно переоценить роль Первого Президента в сохранении и развитии культуры нашей страны. Одна из его грандиозных идей – строительство Astana Opera – блестяще воплотилась в жизнь, – говорит директор Театра Astana Opera, заслуженный деятель Казахстана Галым Ахмедьяров. – Первым спектаклем на сцене нового театра стала знаменитая опера «Бiржан – Сара» Мукана Тулебаева, творчество которого ориентировано на тесную связь казахской народной музыки с достижениями мировой музыкальной культуры. Та премьера 21 июня 2013 года оказалась для театра своеобразным ориентиром.

Все значимые проекты Astana Opera – это реализация стратегии Елбасы Нурсултана Назарбаева­ по развитию культуры и искусства в нашей стране. По его инициативе в Казахстан была приглашена народная артистка России, звез­да мирового балета Алтынай Асыл­муратова. В 2015 году она приступила к работе в Astana Opera в качестве художественного руководителя балетной труппы. Мы стараемся поддерживать все творческие замыслы, находим средства на реализацию масштабных проектов.

В нашем репертуаре – шедевры мировой классической и современной хореографии. Знаменитые балетмейстеры – Раймондо Ребек, Патрик де Бана, Луиджи Бонино и многие другие – с гордостью говорят, что работали с нашей труппой, поставили в Нур-Султане свои спектакли. Мы осуществили более 20 полномасштабных постановок, в числе которых недавняя премьера – балет «Белоснежка и семь гномов» на музыку Тибора Кочака. По мнению хореографа-постановщика Дюлы Харангоза, спектакль балетной труппы Astana Opera стал лучшей версией его постановки из всех тех, что он осуществил ранее в Европе.

К слову, благодаря таким постановкам растет не только профессио­нальный уровень нашей труппы, но и повышается зрительский интерес к балету, причем мы видим в зале людей разных возрастов, социальных статусов, что говорит о культурном росте аудитории. Казахстанскому балетному искусству повезло: благодаря Алтынай Асылмуратовой наши артисты имеют возможность участвовать в постановках великих современных хореографов, постигать новые стили балетного искусства, а театр обретает известность и признание в стране и за рубежом.

Astana Opera пишет свою летопись. Каждое событие – это отдельная яркая страница. Например, мировое турне по пяти странам: США (Нью-Йорк), Канада (Торонто), Франция (Париж), Бельгия (Антверпен), Голландия (Роттердам) – и везде выступлениям наших артистов сопутствовал успех. Балетная труппа не раз выступала с гастролями в Италии, Испании, Китае, России и других странах. Думаю, многим запомнились яркие постановки, осуществленные нами на международной выставке «ЭКСПО-2017».

В молодом столичном театре состоялись события мирового значения: 25-й Всемирный конкурс оперного искусства «Опералия» Пласидо Доминго, участие самого мэтра в спектакле «Травиата» Верди. Это несомненное признание развития культуры и искусства в нашей стране. Вспомним также гастроли театра «Ла Скала» совместно с выдающимся дирижером современности Зубином Метой, премьеру Симфонии № 8 Малера в исполнении 1 200 музыкантов и вокалистов под руководством заслуженного деятеля Казахстана Алана Бурибаева. Эти незабываемые в культурной жизни столицы события показали огромный исполнительский потенциал наших артистов.

Именно под сводами нашего театра Лидер нации озвучил ряд важных стратегических концепций, придавших мощный импульс развитию экономической и духовной сфер в новейшей истории Казахстана.

За театральный сезон мы ставим 4–5 новых спектаклей. Репертуар формируется из наиболее известных произведений оперного и хореографического искусства. Осваиваем национальный, классический репертуар, а также новые для нас стили: например, неоклассические балеты выдающихся хореографов ХХ века – Ролана Пети и Кеннета Макмиллана – «Собор Парижской Богоматери» на музыку М. Жарра, «Манон» Ж. Масне, другие яркие балетные полотна прошлого столетия. В репертуаре театра 38 спектаклей. Большую поддержку в работе нам оказывает Министерство культуры и спорта.

Astana Opera за короткий срок занял ведущее место на культурной карте Евразии. Ведется активная работа по многим направлениям: создана Международная оперная академия Astana Opera. Замечу, что прославленные мастера не раз отмечали прекрас­ные вокальные данные нашего народа. Именно в связи с этим было принято решение развивать творческие силы молодых певцов для дальнейшего повышения их профессионального уровня и соз­дать академию.

У нас функционирует детская театральная студия, представленная двумя отделениями – хором и балетом, а также студия по обу­чению театральным ремеслам. В Камерном зале имени Куляш Байсеитовой несколько лет назад был запущен перспективный проект Театр Piccolo, где исполняются шедевры оперы-буффа. И это только часть нашей большой работы. В планы театра входит открытие филиалов Astana Opera в ближайших к столице городах.

С начала сезона состоялись премье­ры оперы «Тайный брак» Чимарозы и балета-сказки «Белоснежка и семь гномов» Кочака. Ко Дню Независимости мы представим ряд значимых мероприятий, одно из которых – премьера национальной героической оперы «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева.

Подчеркну, что Елбасы трепетно относится к национальным видам искусства, а домбру считает совершенным инструментом и первоосновой казахской культуры. Он очень хорошо играет на этом инструменте. «Домбра – душа казаха. Его история, традиции, вся его жизнь» – это утверждение Первого Президента, как мне кажется, очень хорошо характеризует его отношение к музыке, в особенности национальной. Как человек, тонко чувствующий мелодию, он совершенно искренне радеет за сохранение национальных видов искусства.

Поэтому неудивительно, что по инициативе Нурсултана ­Назарбаева в Казахстане появился День домбры, когда все казахстанцы выражают дань уважения древнейшему и любимому инструменту, зародившемуся в Великой степи.

Молодому поколению казах­станцев повезло родиться в независимой стране, они могут по-настоящему гордиться стремительно развивающимся Казахстаном, прекрасной столицей и должны осознавать, каких титанических усилий стоило Лидеру нации принимать эпохальные решения, сохранять и приумножать бесценное национальное достояние. Его муд­рая, взвешенная и дальновидная политика позволила нам сегодня смело смотреть в будущее.

Нурсултан Абишевич всегда уделял и уделяет особое внимание духовной сокровищнице нации, что нашло отражение в реформах, государственных программах, статьях. Строились и строятся теат­ры, академии, творческие вузы, спортивные комплексы. Время Нурсултана Назарбаева вошло в летопись республики как время ярких страниц и в истории казахстанской культуры.

Президент Касым-Жомарт Токаев продолжил реализацию важных политических и культурных инициатив Елбасы, и сегодня у Казахстана уверенные позиции в глобальном политическом, экономическом и культурном процессе.

Три десятка лет – небольшой по историческим меркам временной отрезок. Однако для нашей страны это период, насыщенный важными событиями, в числе которых перенос столицы и последующее грандиозное строительство нового города, в том числе и его знаковых архитектурных и культурных объектов. Astana Opera – один из глобальных проектов, который ассоциируется с новой столицей и отражает грандиозные изменения, произошедшие в Казахстане.

Начать с нуля

А зарождение оперного и балетного искусства в новой столице началось с появлением в городе Театра оперы и балета им. К. Байсеитовой. Тринадцать лет его возглавлял заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии РК Толеубек Альпиев.

– 2000 год. Я приглашен акиматом Астаны в столицу, и передо мной поставлена задача: к началу сезона подготовить три спектакля – оперы «Бiржан – Сара» Тулебаева, «Травиата» Верди и балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского, – рассказывает Толеубек Нигметович. – Открытие театра намечалось на октябрь, а на календаре – июль. Многого не хватало: артистов оркестра, хора, солистов, реквизита, костюмов…

В то время в Астане работали Казахский музыкально-драматический театр имени Куанышбаева, Русский театр драмы имени Горького, один из старейших в стране, была филармония во Дворце целинников, но оперного театра в городе не было никогда. Создать его с нуля, да еще в такие короткие сроки, казалось делом нереальным, и многие не верили в успех.

Но в двухтысячные годы все так стремительно развивалось! Столица бурлила, весь город – в строительных кранах. Чувствовался молодой задор, созидательная волна. И как-то все быстро решалось. Причем в водоворот наших проблем вовлекались далекие от искусства люди. Например, проводники легендарного поезда № 4, который курсировал между Астаной и Алматы, а нам казалось – между нашим театром и театром имени Абая, которые активно нам помогали, поставляя ноты, реквизит, костюмы. Мы знали всех проводников по именам, а они были в курсе наших планов.

Чтобы создать полноценную балетную труппу, в Астану направили весь выпускной курс хорео­графического училища имени Селезнева. Но это всего 20 человек. Мало! И Министерство образования принимает беспрецедентное решение: экстерном принять экзамены у предпоследнего курса и также направить его в столицу. А ребятам всего по 16–17 лет, родители плачут, не хотят отпускать в незнакомый город, в непонятные бытовые условия. За что ни возьмись – проблема. Но они решались!

Были приглашены известные деятели искусств Казахстана и России. «Травиату» ставил Юрий Александров, режиссер Мариинского театра, «Бiржан – Сара» – выдающийся режиссер Азербайжан Мамбетов, а «Лебединое озеро» – знаменитый хореограф Заурбек Райбаев. И театр открылся благодаря энтузиазму артистов и сотрудников, поддержке Правительства и акимата. Так в столице началось развитие оперного и хореографического искусства.

За 13 лет театр поставил более 50 спектаклей, их создавали известные деятели культуры, у которых мы всему учились.

Нурсултан Абишевич часто посещает наши постановки, дает свою оценку. Конечно, каждый раз это для нас – настоящий праздник. Мы ощущаем заботу и внимание к тому большому делу, у истоков которого нам довелось стоять. Елбасы после окончания спектакля приходит за кулисы, чтобы позд­равить артистов лично. Всегда внимательно слушает просьбы и чаяния солистов, мечтой которых было строительство нового театра.

Воплощенная мечта

– Astana Opera – детище Первого Президента, который явился вдохновителем и инициатором создания в столице Казахстана оперного театра, вскоре вставшего в один ряд с лучшими сценами мира, – продолжает Толеубек Альпиев. – С каким же нетерпением все мы ждали новой площадки, новый театр! Сколько было планов, разговоров, дискуссий!

Огромное значение для Елбасы имело то, как будет выглядеть будущий храм искусств. При соз­дании эскиза были учтены все пожелания и мнения специалис­тов. Нурсултан Абишевич лично участвовал в работе над его созданием, так как понимал, что вскоре оперный театр станет одним из символов независимого Казахстана. Историческим событием можно считать дату 1 апреля 2010 года, тогда Лидер нации заложил капсулу в основание будущего театра Astana Opera.

Вначале был проведен международный конкурс на строительство здания, благодаря которому комиссия выбрала лучший проект, символизирующий величие классического искусства. В нем сочетались традиции греческих и современных театров с учетом национального колорита. Astana Opera вобрал в себя самое лучшее и стал культурным символом страны.

Строительство шло стремительно, и сейчас мы с гордостью говорим, что здание театра уникально и по площади, и по технической оснащенности. Театр может осуществлять самые сложные новаторские постановки.

Разумеется, Елбасы посещал регулярно строительную площадку. Он вникал во все детали, спрашивал о качестве материалов, вносил многие замечания. Одно из них – изменение облика фойе, которым теперь все восхищаются. Также Нурсултан Абишевич поручил особое внимание обратить на акус­тику залов, что, к слову, является самым главным требованием для оперного театра. Его интересовали и условия работы артистов. Так, в театре созданы самые лучшие условия для творческого процесса – функциональные гримерки, репетиционные залы, прекрасный камерный зал.

Помню ли я день открытия теат­ра? Конечно! Зал полон, торжественная обстановка, атмосфера большого праздника. Артисты за кулисами с волнением ждут открытия занавеса, все собравшие­ся в зале необыкновенно вооду­шевлены. Звучат поздравления Президента – и начинается первый спектакль в новом театре: «Бiржан – Сара» Мукана Тулебаева – шедевр музыкального оперного искусства. Этот день золотыми буквами вписан в культуру нашей столицы и всего Казахстана.

Уже в октябре 2013 года – мировая премьера театра, которую ознаменовала опера «Аттила» Верди. ­Нурсултан Назарбаев также присутствовал на этом значимом событии не только в казахстанском, но и меж­дународном оперном искусстве. В рамках мировой премьеры театра прошла научно-практическая конференция, собравшая руководителей крупнейших театров из Англии, Италии, Испании, Китая, России, Казахстана и известных теат­ральных критиков и музыковедов из 25 стран. А еще был гала-концерт, где казахстанские и мировые звез­ды оперы и балета приветствовали театр Astana Opera, рожденный в независимом Казахстане.

Хотел бы отметить, что Нурсултан­ Абишевич – человек разносторонний. Многогранно одаренный, он любит и высоко ценит музыку, исполнительское искусство. Большой эмоциональный отклик в его душе находят опера и балет.

Посещая постановки, Елбасы нередко встречается с исполнителями. Так, после первого спектакля в Astana Opera он сказал артистам, что прекрасное здание театра было построено, но теперь их основная задача – наполнить его глубоким творческим содержанием.

Конечно, каждая такая встреча – вдохновляющее событие для любого артиста. И особая ответственность, сродни экзамену. Ведь все мы знаем, какое место занимает Astana Opera среди проектов, инициированных Первым Президентом.

Наш театр часто посещают жители зарубежных стран – гости столицы, мы гастролируем по всему миру и представляем нашу страну. Везде, куда бы мы ни приехали, первая ассоциация, которая возникает у иностранцев с Казах­станом, – это, конечно, имя Нурсултана­ ­Назарбаева. И это ожидаемо. Приятно осознавать, что более подробное знакомство с казахстанской культурой происходит благодаря постановкам Astana Opera.

Культурный бренд страны

– С самых первых шагов Аstana Оpera получил возможность работать в международной конкурентной среде, выбрав основным ориентиром своей деятельности соответствие высоким мировым стандартам, – отмечает Галым Ахмедьяров. – В следующем году мы откроем десятый, юбилейный сезон. Многое изменилось за это время, даже публика стала другая. Первые зрители часто приходили полюбоваться на эту мраморную сказку, сделать фото в роскошном фойе, а теперь мы видим, что в кассах спрашивают билеты на выступ­ления с определенными исполнителями. В зале все чаще можно встретить настоящих теат­ралов, которыми стали люди за эти 10 лет.

Каждая постановка находит отклик у отечественной и зарубежной аудитории. Сегодня мировые звезды оперы и балета считают честью выступать на нашей сцене! Театр стал своеобразной визитной карточкой страны, узнаваемым символом. Это большой имиджевый проект, объединивший талант­ливейших людей нашей страны и зарубежья. Каждая премьера – это громадный труд, результат самоотдачи сотен профессионалов.

В преддверии 30-летия Независимости Казахстана хочется еще раз подчеркнуть огромную роль Нурсултана Абишевича Назарбаева­ в становлении высокого искусства суверенного Казахстана.

Поддержка, которую он оказывает театру, колоссальна. А бренд Astana Opera навсегда связан с личностью Елбасы. Этот вклад в будущее нашей страны стал фундаментом развития музыкального и хореографического искусства независимого Казахстана на многие поколения вперед.

Автор:
Наталья Курпякова
07:35,30 Ноября 2021
0
1697
Подписка

Популярное