Главная страница

Касимовский царь из казахских султанов

Обычай победителя брать аманата-заложника ради исполнения договора и лояльности побежденного бытовал у многих народов. Судьба заложников была незавидна: они расплачивались жизнью за неисполнение обязательств... Но рукописи донесли до нас удивительную историю одного из казахских султанов-аманатов, который смог взойти на ханский престол, причем на чужой земле. Его биография достойна приключенческого романа: в ней есть сражения, интриги, предательство и месть.

Речь идет об Ораз-Мухаммаде, внуке казахского хана Шигая (1580–1583). Он единственный из казахских султанов, кто стал ханом на территории старой Руси и сполна разделил ее судьбу в трудные годины, участвуя в русско-шведской войне, походе против крымских татар, оказавшись в Смутное время при обоих Лжедмитриях. Он также единственный из казахских владетелей, кто удостоился описания своего воцарения на ханство в городе Касимове (другое название Кирман) и других деяний в отдельном сочинении «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») автора Кадырали, бывшего советником у молодого султана.

Об этом единственном известном историческом труде эпохи средневековья, написанном представителем казахского народа в традициях мусульманской историографии, сегодня наш разговор с доктором исторических наук Турсуном Султановым, чья научная деятельность связана с историей и интерпретацией средневековых тюркских и персидских источников по истории и культуре Центральной Азии.

По его словам, сочинение представляет собой сокращен­ный пересказ-перевод на литературный тюркский язык отдельных разделов всеобщей истории персидского ученого начала XIV века Рашида ад-Дина.

– «Джами ат-таварих» интересен и ценен тем, что дополнен изложением некоторых событий, происходивших в последующие времена в Восточном Дешт-и Кипчаке, – говорит Турсун Икрамович. – Особую ценность представляют сведения Кадырали по родословной казахских ханов и султанов. Его информация о Казахском ханстве XV–XVI веков основана на местных источниках и может свидетельствовать о существовании в казахском обществе живого интереса к генеалогии и вопросам политической истории.

А недостатком сочинения является отсутствие датировок описываемых событий. Несколько дат, приведенных на последних страницах его книги, на поверку оказались неточными. Впрочем, это можно объяснить плохой сохраннос­тью дошедших до нас списков сочинения Кадырали.

– Исходя из того, что автор умел писать да еще переводить с персидского, он, видимо, был из знатного рода или хотя бы из состоятельной семьи. Что известно о нем?

– О Кадырали, сыне бия Кошума, известно только то, что он сам сообщил о себе в своем труде. Он происходил из племени жалаир, рода тарақ-тамғалы, состоял на службе у предков султана Ораз-Мухаммада. Однако мы не знаем, кто были его учителями, где он получил основательное мусульманское образование, благодаря которому овладел персидским языком, изучил генеалогию казахских ханов и султанов и вообще был прекрасно начитан.

В 1600 году, когда Борис Годунов (а Кадырали жил во времена этого царя) пожаловал Ораз-Мухаммаду город Касимов с округами и даровал ему титул хана, неотлучно находившийся при молодом султане Кадырали решил отблагодарить русского царя. И в 1602 году написал сочинение, о котором мы с вами ведем речь, где, по словам автора, он представил в должном свете правосудие и истину Бориса Федоровича.

Дата смерти первого казаха-летописца, историка и переводчика Кадырали Жалаира также неизвестна. По мнению исследователя и издателя сочинения Кадырали, востоковеда Ильи Березина (1818–1896), тот умер до 1605–1606 годов, то есть до так называемого Смутного времени, в котором деятельное участие принимал Ораз-Мухаммад. Как писал Березин, «иначе он не оставил бы дополнить свою летопись последующими событиями».

– Турсун Икрамович, с каких событий или исторических личностей начинается непосредственное повествование о будущем Касимовском хане?

– С его отца – султана Ондана, сына казахского хана Шигая. Как было принято в те времена, Кадырали Жалаир начал с восхваления, описывая, каким храбрым воином и отменным стрелком был Ондан. Автор подчеркивал, что не случалось битвы, где бы он ни отличился, за что его прозвали Длиннострелым. Ондан погиб на войне с калмаками (ойратами) и покоится под сенью мавзолея Ахмета Яссауи в Туркестане. Согласно подсчетам, произведенным востоковедом Владимиром Вельяминовым-Зерновым (1830–1904) на основании данных, которые приводит Кадырали в «Джами ат-таварих», Ондан погиб в 1585 году.

Он имел жен и наложниц, наи­более известны из них ханумы Алтын и Чуйум. Первая родила ему сына Ораз-Мухаммада и дочь Татлы. От второй родился султан Кучук, который в основном находился при своем дяде хане Таваккуле (1583–1589) и участвовал во всех его делах и походах.

По-иному сложилась судьба его брата Ораз-Мухаммада – единственного из казахских султанов, кто стал ханом на землях старой Руси.

Ораз-Мухаммад родился в 1572-м, его отец погиб, едва мальчику исполнилось 13 лет. Спустя три года произошли события, благодаря которым Кадырали посвятил султану свою летопись: в 1588 году в Западной Сибири воевода Данила Чулков захватил в плен князя Сайид-Ахмада (Сейтека). Среди пленных был Ораз-Мухаммад.

– Каким образом юный султан оказался рядом с Сайид-Ахмадом?

– Известно лишь, что знатного пленника тотчас отправили в Москву. Вот таким ­трагическим образом в 16 лет султан оказался в центре России. Прошло всего два года, и в 1590-м он уже принимал участие в походе царя Федора Иоанновича против шведов. Через четыре года имя султана упоминается при переговорах посла казахского хана Таваккула (о котором упоминалось выше) Кул-Мухаммада с царем в Москве.

В 1597-м, за год до кончины последнего представителя мос­ковской династии Рюриковичей, Ораз-Мухаммад вместе с другими тюркскими царевичами присутствовал на великолепном приеме посла Римского императора, бургграфа Донавского в Москве.

– Изменилась ли жизнь султана после смерти царя Федора Иоанновича, который, судя по описываемым событиям, благосклонно относился к казахскому царевичу-аманату?

– После смерти Федора Иоанновича султан вновь участвовал в походе, на этот раз организованном уже новым царем Борисом Годуновым против крымцев. В своей признательности государь Борис Федорович пошел еще дальше и в 1600 году пожаловал Ораз-Мухаммаду город Касимов с волостями и со всеми доходами. И даровал титул хана Касимовского.

Воцарение Ораз-Мухаммада в Касимове (город расположен на Оке в Рязанской области и, как выше говорилось, его другое название Кирман) подробно описал Кадырали, который был участником обряда возведения султана в ханы. Он сообщал, что в марте 1600 года царь Борис Годунов устроил в Москве блистательный прием, на который пригласили и казахского царевича: «Государь в этот день раздал много поместий и наград».

В начале мая в сопровождении кирманских вельмож султан благополучно прибыл в Касимов. Обряд возведения на ханство 28-летнего Ораз-Мухаммада, как сообщал Кадыр­али, состоялся 23 мая 1600 года:

«Все от мала до великого, русские и татары, присутствовали при этом торжестве. Толпа народа была огромная. Муллы, данишменды, хафизы, беки, мурзы, словом, все мусульмане собрались в каменной мечети, построенной ханом Шейх-Али, и стали поздравлять с торжест­вом. Внесли позолоченное крес­ло и установили внутри мечети. Здесь же присутствовал по указанию Бориса Федоровича и сын боярский. Проповедник из древнего йурта Булак-сайид начал провозглашать хутбу. Затем четыре человека с четырех сторон подняли хана и возвели его на золоченый престол».

Кадырали стоял с правой стороны от престола: «Все мусульмане, от малого до великого, знать, муллы и старшие лица в городе, находившиеся при совершении обряда, стали возносить хвалу. Потом карачи, аталыки и имил-даши совершили нисар (осыпание хана деньгами), и все присутствовавшие принесли ему поздравления. До самого конца месяца, в продолжении нескольких суток, днем и ночью, хан предавался забавам и удовольствиям.

В эти дни им были даны большие пиры, мед и водка лились без меры, лошадей, баранов и коров было зарезано великое множество. На пиры съехались приглашенные, каждому из них, сообразно его званию и положению, было назначено особое место. Мулл и хафизов, вдов и сирот, бедных и несчастных хан осыпал милостями, по радостному случаю он отпустил на волю многих невольников. Так он ознаменовал себя добрыми и богоугодными делами».

– Законность правления Бориса Годунова, как известно из истории, подверг­ли сомнению самозванцы-Лжедмитрии. Попытки государственного переворота сопровождались тяжелейшим политическим, ­экономическим кризисом, ­затем внезапная смерть царя... Как сложилась судьба Ораз-Мухаммада в Смутное время?

– После воцарения в Касимове Ораз-Мухаммад приехал в ­Москву весной 1601-го и присутствовал в Грановитой палате при торжественном отпуске польского посла Льва Сапеги. Однако в Москве он оставался недолго: в апреле был снаряжен на службу и назначен оберегать крымскую границу. Осенью того же года хан снова при­ехал в ­Москву, вероятно, чтобы присутствовать при прие­ме датского принца Иоанна, которого государь Борис Федорович прочил в мужья своей дочери Ксении.

Но настало время смут. Стали ходить слухи, что царевич Дмитрий (один из младших сыновей Ивана Грозного) жив, хотя тот погиб еще в малолетстве. Это не помешало восстать вначале первому Лжедмитрию, а затем второму. Какие действия предпринимал Ораз-Мухаммад при Лжедмитрии I, мы не знаем. Зато известно, что при появлении второго само­званца хан вместе с жителями Касимова принял его сторону. В декабре 1608-го он прибыл в стан самозванца в Тушино и некоторое время жил там.

В конце декабря 1609 года Лжедмитрий II, опасаясь измены, бежал из Тушинского стана в Калугу. В то время польский король Сигизмунд со своим войском стоял под Смоленском. Видя большое смятение в стане, заинтересованные люди собрались для обсуждения ситуации и решили начать переговоры с представителями Сигизмунда, среди них был Ораз-Мухаммад со свитой. Вместе с другими он явился к Сигизмунду под Смоленск, но в скором времени вновь перебрался к Лжедмитрию II.

– Думаю, понять хана Касимовского можно, поскольку отряды Лжедмитрия II отбили у поляков несколько городов.

– Несмотря на победы, само­званец испытывал все большее недоверие к своему окружению. Людей хватали по малейшему подозрению, пытали и убивали. Возвращаясь к Лжедмитрию II, хан не подозревал, что едет прямиком в руки своего убийцы. Летом 1610 года в числе прочих приверженцев рядом с самозванцем, помимо хана Касимовского, были его сын и крещеный ногаец князь Петр Урусов. Предательство в жизнь Ораз-Мухаммада пришло с не­ожиданной стороны: его сын донес, что, мол, отец замышляет убить Лжедмитрия II.

– С какой целью он это сделал?

– Известно лишь, что крайне подозрительный самозванец решил срочно принять меры. Он пригласил Ораз-Мухаммада на охоту, и тот, ничего не зная о предательстве сына, согласился, взяв с собой только двух человек. Они заехали за Оку и начали охоту с собаками. Лжедмитрий незаметно отстал от свиты, удержав при себе только Ораз-Мухаммада с его людьми да двух своих самых надежных людей – Михаила Бутурлина и Игнатия Михнева. Они напали на хана и его людей, убили, а тела бросили в Оку.

Чтобы скрыть преступление, самозванец поскакал назад, крича, что хан Касимовский хотел убить его, и он, Дмитрий, едва успел спастись, а хан бежал в Москву. Для виду он тотчас же послал погоню по дороге в столицу.

Однако князь Петр Урусов узнал правду об убийстве хана и решил отомстить. Однажды, когда Лжедмитрий выехал гулять в поле, князь погнался за ним с большим числом вооруженных всадников, нагнал его за версту от Калуги и отрубил голову. Из людей, что находились при самозванце, одни полегли на месте, другие бежали в город.

Хан Ораз-Мухаммад погребен в Касимове. Свидетельством тому служит его надгробный памятник, обнаруженный в 1860 году тюркологом муллой Хусаином Фаизхановым на местном кладбище. Автор исследования о касимовских царях и царевичах Владимир Вельяминов-Зернов также свидетельствовал: «Я сам в бытность мою в Касимове в 1863 году видел этот памятник. Он лежал посреди кладбища, разбитый на два куска. Каким образом тело хана, умерщвленного в Калуге, а по утверждению некоторых летописцев, утопленное в Оке, осталось в Касимове, – не знаем».

Согласно записям Вельяминова-Зернова, надпись на памятнике Ораз-Мухаммаду начиналась стихами из Корана и завершалась такими словами: «В 1010 году, месяца рамазана, в 16-й день (22 ноября 1610 года) скончался сын султана Ондана, Ораз-Мухаммад. Господь Всевышний да помилует его».

Юный султан из казахских степей Ораз-Мухаммад волею судьбы оказался в России и сумел стать ханом. И здесь же, на русской земле, 38 лет от роду нашел последний приют.

Автор:
Раушан Шулембаева
07:24,5 Ноября 2021
0
6007
Подписка

Популярное