Нынешнее расширенное заседание Правительства – первое после прошедших 10 января парламентских выборов и первое в наступившем 2021 году, в течение которого предстоит проделать большую работу по восстановлению экономики и других сфер после «коронавирусного шока».
Так что в ходе мероприятия, прошедшего под председательством Главы государства, основной акцент был сделан не столько на итогах прошедшего 2020 года, сколько на задачах на перспективу – решении проблем, порожденных или акцентированных пандемией, стратегических направлениях развития Казахстана, реформах и преобразованиях, нацеленных на повышение эффективности госуправления.
Участие в заседании приняли Премьер-министр Аскар Мамин, Государственный секретарь Крымбек Кушербаев, руководитель Администрации Президента Ерлан Кошанов, члены Правительства, акимы областей, городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента, руководители центральных государственных органов и национальных компаний.
В своем выступлении Касым-Жомарт Токаев обозначил 7 комплексных направлений, на которых предстоит сосредоточиться Правительству в своей деятельности, и озвучил серьезный пакет поручений по каждому из них. По сути, речь Президента стала для исполнительной власти «дорожной картой» на предстоящий непростой год.
При этом Глава государства неоднократно подчеркивал, что конкретных результатов и четких взвешенных решений по озвученным задачам ждет в максимально короткие сроки.
Поддержка должна быть эффективной
В первую очередь Касым-Жомарт Токаев отметил, что основная задача Правительства – восстановление экономического роста, привлечение инвестиций и повышение реальных доходов казахстанцев. Президент указал на важность поддержки малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавшего от пандемии, ограничительных мер и разрушения торговых связей.
– В этом году в центре внимания должна быть поддержка малого и среднего бизнеса. Поручаю Правительству совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» в течение месяца разработать необходимый пакет мер. Государственная программа «Еңбек» – основной инструмент обеспечения занятости населения. По направлению «Бастау-бизнес» прошли обучение более 150 тысяч человек. Но только 10% из них получили кредиты, 19% – гранты. Более 100 тысяч человек остались без поддержки государства. Особенно не хватает средств для тех, кто обучался по этой программе на селе. Поэтому мы должны пересмотреть не только финансовые объемы программы, но и принципы и механизмы ее реализации. Ставка микрокредитов населению не должна превышать 6%, – сказал Глава государства.
Отдельный важный вопрос – увеличение доли местного содержания в закупках, что должно было стать серьезной поддержкой отечественных производителей в кризисный период. Однако здесь работа Правительства оказалась неудовлетворительной.
По озвученным Президентом данным, за 9 месяцев 2020 года общий объем регулируемого закупа товаров, работ и услуг составил 12,5 трлн тенге – казахстанская экономика недополучила почти половину этой суммы. На местные товары и услуги было направлено всего около 6,5 трлн тенге (52%).
Причем меньше всего средств на закуп отечественных товаров и услуг тратят государственные органы – местное содержание у них составило только 30%. «Недобор» зарегистрирован как при реализации инфраструктурных программ, так и по линии «Нұрлы жер», «Дорожной карты занятости».
– Субсидировать импорт триллионами бюджетных средств мы не имеем права, – заявил Глава государства. – Поэтому администраторы бюджета будут нести персональную ответственность. При этом нам не нужны дутые цифры. Важен правильный счет. Имеется информация, что в «зачет» часто относится любая продукция юридического лица, зарегистрированного в Казахстане. И не важно – поставил он собственный товар или импортный. Поручаю Мининдустрии перепроверить заявленные цифры в соответствии с утвержденными методиками.
Касым-Жомарт Токаев обратил внимание, что нужно активнее применять в госзакупках инструмент офтейк-контрактов, и поручил до 1 сентября утвердить Комплексный план по созданию и расширению производств через систему гарантированного закупа продукции. Он также отметил, что нужно провести работу по широкому использованию категорийных закупок и других механизмов стимулирования местного производства.
– С 1 января текущего года вступили в силу жесткие требования ВТО по ограничению поддержки отечественного бизнеса. Правительству и НПП «Атамекен» предстоит выработать новые меры с учетом требований этой организации. Я всегда говорил, что государство будет всесторонне поддерживать добросовестный бизнес. В то же время мы вправе рассчитывать на соответствующую отдачу от бизнеса. Госпомощь оказывается для того, чтобы росло благосостояние в первую очередь работников и граждан в целом. Мы должны понимать, насколько продуктивны применяемые подходы. Прошу Правительство ускорить анализ эффективности мер государственной поддержки, – поручил Президент.
Второй важный вопрос – занятость населения.
В отчетности по трудоустройству, как отметил Глава государства, есть существенные расхождения. Так, на реализацию «Дорожной карты занятости» был выделен 1 трлн тенге. Освоено 98,2% этих средств. Программа сыграла важную роль в обеспечении занятости населения и поддержке деловой активности. Однако проверка информации об открытии десятков и сотен тысяч рабочих показала: есть проблемы.
– Трудоустраивали граждан только на бумаге. Сведения об одном лице вносились в единую информационную систему несколько раз. Зафиксировано 15 тысяч таких случаев. Оказалось, что треть из тех, кто устроился на работу, не перечисляли средства в пенсионный фонд. Особенно часто такие случаи отмечаются в Туркестанской (79%), Кызылординской (43%) и Жамбылской (36%) областях. Около 40% занятых остаются «в тени». Из 1 триллиона тенге, выделенного на «Дорожную карту занятости», было выплачено налогов всего на 5,5 миллиарда тенге. Это половина процента! Органы, ответственные за государственные доходы, должны взять вопрос на жесткий контроль. В случае необходимости следует привлечь к этой работе и правоохранительные органы, – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Перенастройка системных политик
Третье комплексное направление – перенастройка системных политик.
Здесь Глава государства в первую очередь остановился на налогово-бюджетной политике, поручил Правительству выработать предложения по ее совершенствованию.
Он также обратил внимание на имеющиеся проблемы в налоговом администрировании. По словам Касым-Жомарта Токаева, в последние месяцы участились жалобы предпринимателей на налоговые органы.
– Поручаю Правительству совместно с НПП «Атамекен» разработать предложения по кардинальному упрощению и смягчению налогового администрирования. Оно должно основываться на цифровых решениях, использовании больших данных и технологии блокчейн. В частности, поручаю рассмотреть вопрос освобождения индивидуальных предпринимателей от предоставления налоговой отчетности в случае использования ими онлайн-кассовых аппаратов и POS-терминалов, – сказал Глава государства.
Озвучил Президент и еще одну проблему: в 2020 году доля налоговых и таможенных поступлений в общей сумме доходов сократилась до 47%, хотя годом ранее она достигала 65%. Отмечается низкий уровень собираемости таможенных платежей. Широко применяется практика недостоверного декларирования: только на границе с Китаем количество таких фактов составило около 50 тыс. Расхождения в зеркальной статистике с КНР – более 5 млрд долларов.
– Можно констатировать, что одна из важнейших системных политик государства – таможенно-тарифная – недостаточно эффективна. Поручаю Правительству разработать Комплексную программу противодействия нелегальному торговому обороту на границах государства до 1 сентября текущего года. Программа должна предусматривать кардинальное улучшение таможенного администрирования, совершенствование техрегулирования, экспортного и иных видов госконтроля на границе, – поручил Касым-Жомарт Токаев.
Предстоит также системно усилить работу с лжепредприятиями и злостными неплательщиками. Как отметил Глава государства, по официальным оценкам, около четверти ВВП, а по данным Всемирного банка, и все 40%, находятся в «серой» зоне. Обороты преступных групп, занимающихся нелегальными способами получения доходов, исчисляются триллионами тенге.
– В 2019 году мы присоединили к Комитету финмониторинга Службу экономических расследований. Это дало положительный эффект. В прошлом году было возбуждено рекордное число дел в отношении ОПГ в сфере теневой экономики. Пресечена деятельность 73 преступных групп, снижен объем обналичивания денег. Но это только начало работы. Для сохранения позитивной динамики необходимо повысить статус данного подразделения, создать в самые сжатые сроки Агентство по борьбе с экономическими преступлениями при Президенте. Это повысит автономность принятия решений, исключит конфликт интересов, – сказал Глава государства.
Задача нового агентства и Правительства – к 2025 году снизить объем теневой экономики до 15% и ниже.