Наурыз-той встречает юбилей

1817
Раушан Шулембаева

Традиция не прерывалась

Этот исторический документ хранится в Архиве Президента РК, специалисты которого напомнили, что праздновать Нау­рыз запретили в 1926 году во время борьбы с «пережитками прошлого». Хотя праздник по своей сути и не являлся религиозным, его запрет сопровож­дался жесткой атеистической пропагандой, реп­рессиями священнослужителей. И если празднование Нового года 31 декабря, отмененное в 1929 году, в СССР возобновили в 1935-м, то про древний Наурыз забыли на несколько десятилетий.

Сохранился еще один интересный документ, который обнаружил советник директора Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова, академик НАН РК, доктор филологических наук Абсаттар хаджи Дербисали.

Он рассказал, как, будучи Верховным муфтием Казахстана (с 2000 по 2013 год. – Авт.), продолжал научные исследования и в архиве Павлодара нашел пос­тановление правительственного заседания. Оно проходило в Оренбурге в 1921 году под руководством государственного деятеля Сейткали Мендешева. Постановление утверждало традиционные праздники Казах­стана, и Наурызу отводилось три праздничных дня. Но спус­тя несколько лет большевики, укрепив свою власть, сказали Наурызу категоричное «нет».

– Глава государства Касым-Жомарт Токаев, озвучивая 10 приоритетных задач развития страны, отметил, что ценности, заложенные Первым Президентом РК – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым
в программах «Мәдени мұра», «Рухани жаңғыру», остаются нашим духовным ориентиром, – напомнил академик Дербисали. – Архив­ные источники, обнаруженные в рамках реализации этих прог­рамм по изучению многовекового опыта национальной истории, помогают в формировании новой идентичности народа, модернизации общественного сознания, принципов и ценностей общества.

В центре одного из аулов в Тюлькубасском районе, откуда родом академик Дербисали, была небольшая гора, которую называли тобе. Абсаттар хаджи вспоминает, что в его детстве, а это были 1950-е годы, с наступ­лением весны местные жители собирались на этой горе, встречая Наурыз, угощали бауыр­саками и приглашали друг друга в гости. А дети играли и радовались весеннему солнцу, не осознавая, что продолжают одну из древнейших традиций восточного Нового года.

По словам Абсаттара хаджи, сегодня многие молодожены стремятся сыграть свадьбу в Нау­рыз. Юноши и девушки желают вместе с весенней природой начинать новую жизнь. А потому на красивых машинах, украшенных свадебной символикой, женихи и невесты приезжают в мечети и склоняют головы перед благословением священнослужителей.

Наряд невесты

Благородный блеск нежного атласа и плотной тафты, переливы бархатного камзола, казахский орнамент, вышитый золотыми нитями, и кружевная пена – так или примерно так выглядит современная казахская невеста, которая становится украшением свадьбы. Правильно говорят, что невеста может быть даже без приданого, но без свадебного костюма – нет!

Этнические характеристики, художественный орнамент давно стали объектами для исследований в рамках программы «Рухани жаңғыру». Искусствоведы и дизайнеры уверены, что каждый элемент в старинном казахском костюме имеет свое значение и форму, представляя собой совершенство и красоту.

Думается, гармония ритма и цвета наиболее полно воплотилась в той узату койлек – казахском свадебном платье. Главным в этом наряде является саукеле – головной убор невесты. Бирюзовые, жемчужные украшения и прозрачный желек (своеобразная фата на саукеле) ниспадают на глаза девушки, придавая им особо торжественное выражение. А плавно покачивающиеся перья филина, венчающие высокий сау­келе, украшенный серебряными нитями и мелким бисером, подчеркивают нежность девушки.

Любуясь невестой и ее той узату койлек, еще раз убеждаешься, что с национальным свадебным платьем, каждый элемент которого отработан веками, не сравнится никакой современный костюм. Саукеле, отделанный по нижнему краю ценным мехом, вобрал в себя элементы и современного венка, и диадемы, и фаты, и является гораздо более глубоким по смыслу, вложенному в него древними дизайнерами. Неудивительно, что в старину саукеле передавали из поколения в поколение как фамильную драгоценность.

Саукелеобразные головные уборы, которые в старину почитались священными, археологи находили в ранних средневековых погребениях. С тех времен и поныне в качестве каркаса под саукеле используют стеганую коническую шапочку, а к ней пришивают налобник и назатыльник.

Свадебная одежда, сшитая в традиционном народном стиле, сегодня стала модной, она считается интересным и дорогим нарядом. Для того чтобы, к примеру, появился на свет саукеле, вышивальщицы трудятся несколько месяцев. Дизайнерские студии завалены заказами от невест (во всяком случае, так было до пандемии коронавируса), несмотря на то что платье стоит недешево, требует много меха, качественного атласа и золотой нити. Но свадьба того стоит!

В старину девушек сызмальства учили вначале тому, как шьется такья – повседневная шапочка для девушек, а затем и свадебный наряд. Сегодня не обязательно с детства начинать готовить свадебное платье, дос­таточно заранее заказать его в дизайнерской студии. Тем более, как утверждают специалисты, интерес к народным традициям не противоречит тенденциям моды. Более того, протест против обезличенности и однотипности заставляет дизайнеров снова и снова обращаться к народному костюму – этому неисчерпаемому источнику вдохновения.

Ненасытному и наурыз-коже не впрок

Итак, мартовское солнце растопило последний снег. А это значит, что грядет день весеннего равноденствия, от которого по восточному летоисчислению начинается Новый год. Как сегодня отмечают древний праздник? Какие продукты должны быть на современном столе?

Наурыз – это той, и встречают его, как любой праздник, весело, по-карнавальному. И конечно, какой Наурыз-той без наурыз-коже!

По данным главного научного сотрудника Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова доктора исторических наук Шайзады Тохтабаевой, в старину верили в магию и чудодейственность этой новогодней похлебки, о чем свидетельствуют народные пословицы.

К примеру, вот эти гиперболические пословицы, приведенные Шайзадой Жаппаровной, связаны с религиозным культом наурыз-коже: «Жақсы ас қалғанша, жаман қарын жарылсын» («Чем оставить недоеденной хорошую еду, пусть лопнет мой живот») и «Наурыз көжеге тоймаған, омiрiнде тоймайды» («Ненасытному и наурыз-коже не впрок»). А еще казахи говорят, если отведать наурыз-коже в семи домах, то новый год наверняка будет удачным.

Во время Наурыза в казахской семье всегда накрывают богатый дастархан. Но при всем изо­билии обязательным является ритуальный наурыз-коже, или наурыздык, который олицетворяет изобилие и плодородие будущего года. Поэтому в составе этого блюда должно быть семь сакральных по древним поверьям компонентов.

Вначале отваривают сүр ет (вяленое мясо), затем в этом бульоне кипятят пшеницу, просо, рис, лапшу, добавляют курт или мас­ло, муку. Сүр ет обычно в аулах заготавливали с осени и часть мяса сохраняли для Наурыза. Сог­ласно исследованиям Шайзады Тохтабаевой, в старину бытовало по­верье, что, добавляя прошлогоднее мясо в похлебку нового года, тем самым осуществляют магию непрерывности достатка в доме.

В наурыз-коже добавляют молоко и сахар. Присутствие в наурыздыке таких, казалось бы, не сочетаемых с мясным бульоном продуктов, Шайзада Тохтабае­ва объясняет верой людей в магичес­кую связь со светлой, как молоко, и сладкой, как сахар, жизнью. Так считали в старину.

Факел на счастье

Готовили наурыздык в большом казане, обязательно наполненном доверху, что также символизировало изобилие и здоровье. В этом аспекте интересны данные по новогодней трапезе иранцев, которые привела Шайзада Жаппаровна. Этот народ придавал значение не только сакральному числу продуктов, но и начальной букве их названия, которые должны были начинаться с буквы «син» или «шин». В их число попадали молоко и сладости – своеобразные «гаранты счастливой жизни».

В казахском ауле наурыз-коже начинали готовить в полдень на зеленом пригорке. Трапеза начиналась и заканчивалась молитвой, в которой поминали предков. Причем бульон для новогодней похлебки могли готовить не только из сүр ет, но и свежего мяса. Для этого закалывали быка и готовили блюдо бел көтерер, что буквально означало «выпрямляющий стан».

В старину верили, что новогодняя похлебка из мяса такого сильного животного, как бык, придает силу и выносливость. Так, для придания силы и здоровья детям на лбу кровью этого животного рисовали круг. Быка, как правило, варили целиком в пиршественном чугунном казане – қара қазан либо медном – нарқазан, специально отлитом для таких целей.

После обильной трапезы начинались народные игры, в которых принимали участие и стар и млад. И конечно, начиналась старинная ритуальная игра айқыш-ұйқыш («друг другу навстречу»), кинесика которой, как обратила внимание Шайзада Жаппаровна, имитировала некоторые сексуальные элементы, олицетворявшие идеи плодородия.

Далее шли спортивные игры, победители которых могли рассчитывать даже на руку и сердце возлюбленной. Всюду раздавались смех, шутки, музыка, звучали обрядовые песни. В этот день позволялось даже нарушать этикет. Так, молодые люди мог­ли запросто подтрунивать над стариками, а те не должны были обижаться. Даже невестки, которым в обычные дни запрещалось смотреть прямо в глаза свекру и старшим братьям мужа, в этот день могли с ними шутить.

И конечно, какой Наурыз без айтыса! Музыкально-поэтичес­кие состязания между юношей и девушкой олицетворяли борьбу весны с зимой. Победу юноша обычно уступал девушке, символизировавшей весну. А после заката солнца разжигали костер, вокруг которого веселились на качелях алтыбақан.

Завершался праздник пением вокруг костра, от которого зажигали факелы и уносили к себе в дома на счастье.

Дело чести каждой женщины

Любопытно, что традиция накануне праздника приводить в порядок домашние дела и жилище, вера в то, что встреча Наурыза в чистом доме защитит от болезней и неприятностей, существовала и продолжает жить среди тюркских народов. В древности люди проводили даже магичес­кие обряды по очищению души и нейтрализации совершенных негативных проступков, поскольку считалось важным очиститься перед Наурызом.

В связи с этим вспоминается народный миф о Қызыре, который в ночь с 21 на 22 марта в образе старца посещал людей. Его ожидали с трепетом и радостью, так как считалось, что он приносит счастье и согласие, исполняет мечты и желания. Қызыр, соглас­но преданию, носит длинную шубу, от прикосновения подола которой тает даже камень, а потому земля напитывается водой, природа оживает.

Таким образом, в смысловой основе Наурыза лежат анимистические представления, связанные с древним культом природы. В день весеннего равноденствия, когда встречают Наурыз, небес­ные светила после годичного круговорота возвращаются на свои первоначальные точки и начинают новый бег.

В аулах старались встретить праздник как можно красивее, чтобы угодить Қызыр-ата, так как от этого, по народному представлению, зависела удача в Новом году. Каждая хозяйка красиво одевала детей, открывала сундуки и доставала самую лучшую одежду. Для украшения юрты красивая одежда вначале развешивалась на кереге. Красочное оформление домашнего интерьера было делом чести каждой женщины.

...Народные гуляния, щедрый дастархан, наурыз-коже, бауырсаки и сладости, фестивали национальных блюд и казахский шашу – сегодня все это стало привычными атрибутами Наурыза, который наступит совсем скоро. Любимый праздник казахстанцев, который все мы ждем.

Популярное

Все
В Алматы прибыл первый туристский поезд из Сианя
В Алматы на месте старого здания возвели современный центр для детей
Дело Шерзата: прокурор запросила для обвиняемых от 1,5 до 23 лет лишения свободы
Команда Казахстана по настольному теннису завоевала семь медалей на турнире в Ташкенте
Хоккейный клуб «Барыс» объявил об уходе семи легионеров
Более 20 незаконных установок для забора воды обнаружили в Туркестанской области
Как проходила спецоперация на крупном предприятии Карагандинской области, показали в МВД
Находившегося 20 лет в розыске казахстанца экстрадировали из России
Возврат активов: более 570 млн тенге ​​​​​​​ направили на водоснабжение сел области Ұлытау
Сельскую школу построят на возвращенные государству деньги в Атырауской области
Велопробег «От Алтая до Урала» дошел до Астаны
Большинство казахстанцев имеют от 2 до 9 близких друзей - опрос
Глава государства направил видеообращение по случаю 70-летия космодрома Байконур
В Астане более 2,5 тысяч человек признаны банкротами
Перспективы поставок пшеницы в Нигерию рассмотрели в правительстве
В области Жетысу дети ждут ваучеры на занятия в творческих кружках
Вейпы на 1,6 млрд тенге изъяли в Павлодарской области
Цифровую платформу для отбора молодых педагогов запустили в «Келешек мектептері»
«Опералия-2025»: болгарский скрипач-виртуоз выступит с концертом в Астане
Музыкальный фестиваль пройдет под открытым небом Астаны
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Срезан склон холма, жди оползня…
Ферма, где роботы доят коров
Токаев принял нового акима Алматы
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Музей космонавтики откроют в Байконыре
ORDA: триумф во Франкфурте-на-Майне
Первый урожай дынь отправили из Туркестанской области в Россию
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
ChatGPT стал плательщиком НДС в Казахстане
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Жару сменят дожди в Казахстане
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название

Читайте также

Верховный Суд разъяснил порядок рассмотрения уголовных дел …
Капитальный ремонт теплотрасс проводится в Сатпаеве
Синергия возможностей в формате ЦА+
Поступательное развитие казахстанско-итальянских отношений

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]